Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
26 апреля
Загрузить еще

Вадим Карасев: "Киевлянам хотелось бы мэра - "президента" города"

Вадим Карасев:
Фото: Фото: Артем СЛИПАЧУК.

Выборы мэра Киева должны были пройти еще в прошлом году, когда прекратилась каденция Леонида Черновецкого. Сначала политики "перебросили" их на февраль этого года - но еще прошлым летом стало понятно, что проводить выборы никто не спешит. Так их перенесли еще раз, теперь уже на июнь - именно эта дата прописана в одном из двух законопроектов, который внесен "под купол". Во втором - еще лучше: дата вообще не указана. Да и рассматривать оба эти законопроекта депутаты не спешат. Почему же у власти, да и оппозиции тоже, нет особого энтузиазма по поводу выборов? Мы решили задать этот вопрос известному украинскому политологу, директору Института глобальных стратегий Вадиму Карасеву. Он предложил встретиться в своем любимом месте столицы - кафе, расположенном в парке им. Шевченко напротив Красного корпуса.

ЗАХВАТИТЬ ПЛАЦДАРМ ХОЧЕТ КАЖДЫЙ

- Вадим Юрьевич, почему же переносятся выборы - это выгодно власти или все-таки оппозиции?

- К ним не готовы ни те, ни другие. Власть не уверена в гарантированной победе Александра Попова (глава горадминистрации. - Авт.) А у оппозиции попросту нет понимания того, как общими усилиями можно идти на выборы. Они оглядываются на своих же коллег, боятся, что победит партийное начало, когда каждая сила выставит своего кандидата.

- Тем более что идет "пристрелка" на президентские выборы…

- Нынешний год в избирательном смысле пустой, и киевская кампания - хорошая репетиция. Можно "откатать" новые технологии, стратегии с учетом изменившихся реалий. Ведь именно Киев - главный плацдарм победы, победа или поражение на выборах мэра будет иметь символический эффект. Это придаст уверенность в своих силах перед кампанией 2015 года. Я уже не говорю о том, что президентские выборы могут быть бурными, и многое будет зависеть от структуры киевской власти и от того, кому быть мэром. Ведь именно градоначальник выдает разрешения на митинги. В случае проигрыша оппозиция рискует потерять этот ресурс, вот они и не готовы говорить на эту тему.

- Но сами киевляне недовольны существующим порядком вещей, что они продемонстрировали, отдав почти 50% голосов оппозиционным "Свободе" и "Батьківщині" на последних выборах. Чего они ожидают?

- Не нужно преувеличивать их желания. Если бы киевляне ждали выборов, они пошли бы на митинг и потребовали. Но всплеска эмоций сейчас нет. Все-таки местные избиратели "заточены" на центральные органы власти, не всегда видят потенциал в местном самоуправлении. Игнорируют возможность повышения качества своей жизни, будто им нравится, как работает Киевсовет, горадминистрация. Вот власть и не спешит, они ведь понимают, что киевляне настроены оппозиционно. А ее оппоненты понемногу растрачивает потенциал, который сами избиратели дают ей в руки.

Киев может стать мегаполисом, как Нью-Йорк, а может остаться "местечковым" и кричащим городом - все будет зависеть от нового мэра. Фото: Максим ЛЮКОВ.

ДЛИННАЯ "ЛИНЕЙКА ЛИДЕРОВ"

- То есть жителей города не устраивает нынешний руководитель КГГА, но они готовы с ним смириться?

- Александр Попов неплохо себя зарекомендовал как хозяйственник. И его команда демонстрирует куда меньше провалов, чем люди Леонида Черновецкого. Но Попов - политик не харизматичный, а всем хотелось бы, чтобы киевский мэр был не "коммунальщиком", несмотря на множество проблем в этой сфере. Мэр - это "президент" города, лицо известное, брендовое. С его помощью Киев должен занять достойную нишу в глобальном рынке городов, куда стекаются инвестиции, приходят иностранные компании, приезжает современный менеджмент.

Город начнет развиваться, будет бурлить, получит настоящую деловую, культурную, гражданскую жизнь только в случае, если у него будет особенный мэр. Например, глава Нью-Йорка и влиятельный бизнесмен Майкл Блумберг смог создать своему городу настолько привлекательный облик, что пару недель назад поставил рекорд. В городе (а это 8 миллионов жителей без пригородов) в течение 36 часов не произошло ни единого убийства.

- Кто, на ваш взгляд, мог бы претендовать на "президента" столицы?

- Лиц несколько. Многие киевляне надеются на Кличко, и у него, казалось бы, появились реальные шансы победить - но есть незадача: во-первых, его команда считает, что он "перерос" мэрские полномочия. Во-вторых, есть внутренняя интрига в самой оппозиции. Коллеги "УДАРа" считают Кличко отличным претендентом на мэрский пост, лишь бы освободил место для кандидата в президенты - для Арсения Яценюка или, даст бог, самой Тимошенко, если ее таки выпустят. Кличко понимает это, вот и не хочет уступать место в "линейке лидеров".

С третьей стороны подтягивается Тягнибок, он тоже заявляет о президентских амбициях, его партия раскручивается, в том числе в Киеве. "Свобода" не исключает, что будет участвовать в мэрских выборах, возьмет места и в горсовете. И эта интрига не только не развязывается, даже наоборот - усугубляется, и к маю, когда предположительно (но вовсе не обязательно) состоятся выборы, нас ждет очень много интересных новостей от оппозиции.

- Личностей, прямо скажем, немного…

- Отчего же, может претендовать Николай Катеринчук, Андрей Ильенко, Петр Порошенко. Экс-министр вообще человек масштабный, с деловой хваткой - на данном этапе пост мэра для него в самый раз. Он может стать компромиссной фигурой для власти и оппозиции.

ИДЕЯ КОММУНАЛЬНОГО РАЯ КАНУЛА В ЛЕТУ

- Но понимают ли эти люди глубинные проблемы города, чувствуют они столицу или с чистым сердцем подпишут документы на снос очередного сквера?

- Среди этих кандидатов нет киевлян, кроме, разве что, Ильенко, но это вовсе не показатель. Мы же не при феодализме живем, Киев - не село, и мэр - не сельский голова. Ему необязательно даже иметь здесь прописку, достаточно понимать проблемы города и видеть способы их решения. Для него важно чувствовать ответственность перед городом, быть подотчетным. И сами киевляне обязаны быть активными в отстаивании своей исторической памяти. Тогда градоначальник будет чувствовать, что он здесь не "царь и бог", что есть горсовет, общественные слушания. Ведь сейчас Киев - город не для киевлян, а для чиновников, депутатов, мажоров всех мастей и машин.

В конце концов "приезжий" мэр также будет жителем города - с его экологией, пробками, гнилыми коммуникациями, холодной водой по два месяца в году. А коренной киевлянин вполне может обитать где-нибудь в коттеджном городке, безнадежно далеком от этих проблем.

- Что будут предлагать киевлянам? "Кандидат Гречка" отходит в прошлое, что показали парламентские выборы, но кто его заменит?

- Учитывая прописку большого количества властей предержащих, со стороны оппозиции будет лозунг "Не дай донецким оккупировать Киев!" Кстати, негласно его уже использовали мажоритарщики во многих округах. А правящая команда сделает упор, традиционно, на хозяйственность. Транспортные развязки, мосты, метро - натурпродукт, одним словом.

И такой ход будет ошибкой. Ведь хозяйственность - не стратегия, это обычные потребности. Может, где-то на периферии это и правильно, но киевляне переросли идею коммунального рая в пользу патриотизма.

- Важно также, чтобы новый градоначальник получил широкие полномочия. Сейчас должность сведена, по сути, к церемониальной, а все рычаги перешли к главе горадминистрации.

- Не нужно переоценивать "должностную инженерию". Двоевластие, которое пытался установить еще Кучма, - просто инструмент. Новая власть решила так поступить, поскольку не может избрать мэра. А еще 10 лет назад было единое мнение среди киевлян и, стало быть, у политиков о том, что должность делить нельзя - вот полномочия и не "половинили".

Отсюда, кстати, и нынешняя ничтожная роль Киевсовета: не обращая на него внимания, сносят исторические памятники, губят Андреевский спуск, рубят сады. А все потому, что если человек назначен "сверху", он не несет ответственности перед жителями. Если же придет авторитетный и ответственный мэр, за которым будет стоять депутатский корпус, центральная власть вынуждена будет искать консенсус. И придется пересмотреть схему распределения полномочий.