Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Табак лишают слова

Итак, за прошлые годы акциз на сигареты вырос в разы, везде введены запреты на курение, запрещена вся реклама сигарет. Но депутаты решили закрутить табачные гайки еще жестче. 

«КП» уже рассказывала о скандальном законопроекте № 5164, который запрещает любую информацию о сигаретах и вводит за нее огромные штрафы. Хотя проект и прошел первое чтение, даже его авторы, в том числе глава Комитета по свободе слова и информации Андрей Шевченко, признали: проект сырой и требует доработки. Депутаты предложили к нему более сотни поправок. Над ними и корпела полгода рабочая группа. Но в результате законопроект лучше не стал.

- В проекте осталось несколько совершенно неадекватных норм, - считает эксперт рекламного рынка Максим Яценко. - Например, запрет специальных выставок. Кому они мешают? На них ходят производители, представители торговли, рекламного бизнеса. Другой пример - непонятный запрет на рекламу сигарет в специальных журналах, которые вообще не продаются, а распространяются лишь по спецподписке. Новые абсурдные запреты курение не снизят, но усложнят работу рекламному, выставочному бизнесу, журналистам. 

Особенно экспертов удивила позиция главы рабочей группы по доработке законопроекта Елены Кондратюк, которая сначала резонно рассуждала о том, что нельзя слепо копировать чужой опыт и нормы Рамочной конвенции по борьбе с табаком. А потом вдруг «почему-то» резко изменила свою позицию. По информации источников из рабочей группы, именно с ее подачи и молчаливого согласия прошли упомянутые запреты. Но этого показалось депутату мало, и она предложила ввести  полный запрет на любое сотрудничество табачных компаний с госорганами.

Выходит, депутаты превратили табачные компании, которые за прошлый год заплатили 15 млрд грн. налогов, в изгоев, коих и в «порядочный дом пускать нельзя». Зато сейчас потирают руки молдавские контрабандисты сигарет в Украину - уж им-то выставочные мероприятия и реклама в украинских специзданиях точно не нужны. Возникает вопрос: чьи же интересы отстаивают депутаты - украинских предприятий или контрабандистов?

- За здоровье нации нужно не законами бороться, а вкладывать деньги в развитие социальной сферы, медицины, - считает участник рабочей группы директор CEC-Ukraine Александр Ленгауэр.