Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Десять лет работы и 10 000 исцеленных

Десять лет работы и 10 000 исцеленных
Фото: Операция на мозге с навигатором

Ровно 10 лет назад - 21 июня 2001 года в Украине появилась первая негосударственная клиника, в которой виртуозно делают операции на позвоночнике и головном мозге - Международный центр нейрохирургии.

Удачное рождение клиники состоялось благодаря неуемной энергии врача-нейрохирурга Больницы скорой медицинской помощи Игоря Курильца и содействию ряда организаций ЕС и США. Вдохновителем проекта был английский нейрохирург профессор Генри Марш. Сегодня директор клиники Игорь Курилец - настоящий генератор идей в отечественной нейрохирургии. От каких принципов никогда не отступит этот неудобный для медчиновников директор, какие достижения за 10 лет имеет его клиника и о многом другом рассказывает нейрохирург и ортопед, кандидат медицинских наук, член Ассоциации нейрохирургов Великобритании и генеральный директор Международного центра нейрохирургии Игорь КУРИЛЕЦ.

О ДВОЙНЫХ СТАНДАРТАХ

- Вы сегодня больше директор или хирург?

- Мое призвание - оперировать, я живу этим. Но сегодня для нормальной работы кроме медицинских знаний руководитель должен разбираться в экономике, менеджменте, логистике, консалтинге. Не нормально, когда операции слишком дорогие и люди вынуждены отдавать последнюю копейку на них.

- А правда, что полтора года назад Международный центр нейрохирургии открыл филиал в Западной Украине в городе Стрый?

- Это моя родина. Я приезжал домой, и это был не отдых, а сплошное консультирование. Теперь могу к маме приехать отдыхать. Но там клиника оборудована не хуже, чем в Киеве, и оперируют в ней по стандартам, принятым в мировой практике.

- А что, разве стандарты в нашей стране отличаются от мировых?

- Еще как! Наши стандарты часто не совпадают с мировыми. Мы работаем по разным доктринам, по разным философиям. Мне еще 20 лет назад сказали: если ты хочешь чего-то добиться в нашей стране, то должен быть не хорошим читателем, а пусть и плохим, но писателем. У нас, если человек публикует всякую ерунду в виде статей, диссертаций, озаглавливает все это своим именем, то всю эту чушь именуют научными трудами. Наши работы - это макулатура, которой никто не интересуется за рубежом. О каких достижениях может идти речь, если большинство операций проводят без современной техники. И такая позиция поддерживается государством и медицинской системой нашей страны. А если начнете копировать чужое, то не стать вам ни кандидатом, ни доктором наук. Я же уверен, что нужно тщательно изучить опыт зарубежных коллег и работать в одном русле. Когда я бываю в зарубежных клиниках, то говорю с ними на одном хирургическом языке. Я понимаю, что они делают, они понимают, что делаю я. Вот 7-е издание книги по нейрохирургии Марка Гринберга - это стандарт мировой нейрохирургической практики, анализ миллионов операций, выполненных в Европе и Америке. В ней детально сказано, какие операции и когда нужно делать. Или не нужно. У нас же могут навязать совершенно бесполезную операцию.

Многие операции проводят ради местечковой науки, ради статистики, ради своей более сытной жизни и т.д. Выполнение операций, от которых давно отказались на Западе, сегодня очень модно в нашей стране. А государственный контроль отсутствует даже в топклиниках столицы.

 

 Благодаря микроскопу "Пантера" операции стали более качественными

ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН СТУЧИТСЯ В ДВЕРИ

- Что нужно изменить, чтобы мода на ненужные операции исчезла?

-  Хирург должен получать приличную зарплату не от пары операций в месяц, а делать их 25-30! Тогда будет уменьшена их себестоимость. В Торонто, например, проживают около 3 млн человек, а работают 25 нейрохирургов и всего 200 коек. У нас же 200 нейрохирургов и около 1000 коек, для содержания которых требуется не бюджет, а бездонная бочка! Но мы не должны зацикливаться только на проблемах финансирования отрасли. Вопрос в фундаменте, философии медицины. Нельзя создать медицину,  в которой все решают взятки, поборы, теневые схемы. Мы подменили профессионализм, репутацию, квалификацию деньгами. Недавно консультировал пациентку, которая проходила курс химиолучевой терапии в Германии. Она не смогла лечиться на родине. В Украине цены оказались выше немецких. Даже в России лечение опухоли головного мозга на гамма-ноже в два-три раза дешевле, чем в Украине. Зато ободранные снаружи и изнутри нищие больницы нашего отечества окружены люкс-иномарками украинских врачей. Создать современную медицину в Украине на глиняном фундаменте аморальности не удастся никогда. Украинских врачей нужно сначала научить зарабатывать и платить налоги, а не только брать мзду. И первый пункт такой программы - переход на международные стандарты лечения.

- И этого достаточно?

- Нет, еще нужно, чтобы отрасль возглавлял суперпрофессионал. Я приехал в Киев 30 лет назад, когда пальму первенства держали Амосов, Шалимов, Ромоданов. Я был студентом и видел своими глазами: идет операция и что-то не получается. Тогда звонят домой Шалимову, он заходит в операционную и показывает, как сделать правильно. Он всегда выручал молодых хирургов. Так же поступали Амосов и Ромоданов. В России сегодня главный нейрохирург просто монстр, он любую операцию может сделать. И так же должно быть в Украине.

- Разве возможно, чтобы один человек виртуозно делал операции на позвоночнике и на головном мозге? Ведь сегодня у нас есть специалисты и отделы по каждому участку мозга.

- Такого разделения нет нигде в мире. Нейрохирург должен оперировать все!

ХИРУРГ ДОЛЖЕН ИМЕТЬ РЕПУТАЦИЮ

- А как выбрать хирурга, чтобы не нарваться на дилетанта?

- Врач должен иметь репутацию. Об этом расскажут его прежние пациенты (ищите отзывы на форумах). В идеале должна быть электронная база, этакое досье, в котором можно все узнать о хирурге. И самое важное: человек должен  сомневаться и советоваться со сведущими коллегами.

- К кому вы обращаетесь за советом, когда сомневаетесь?

- Если я что-то недопонимаю, то отправляю по электронке документы коллегам, мнением которых дорожу. Это Генри Марш (Лондон), Норберто Вентура (Барселона), Джеймс Рутко (Торонто). Мне легко это сделать, потому что в Международной клинике нейрохирургии проводят операции на современном оборудовании и по европейским протоколам лечения.

- Неужели у вас точно такие же приборы, как в ведущих клиниках мира?

- Да, самые современные. Хирурги нашей клиники первыми в Украине стали делать операции на позвоночнике под микроскопом, мы первыми в стране приобрели аппарат возврата крови, а также внедрили практику ведения операции под контролем рентген-аппарата (навигация во время операции). Даже в столице сегодня часто операции делают без микроскопа и навигатора (он стоит $1 млн). Самый большой кошмар в моей жизни: не заработать деньги на дорогое оборудование, не научиться на нем работать, а внести в наш реестр, зарегистрировать.

- В чем польза аппарата возврата крови?

- Вот я оперирую девушку со сколиозом, она во время операции потеряла 2,5 л крови. И чтобы она не погибла, ей нужно перелить хотя бы 2 л крови. Но ее кровь собрали во время операции и вернули, обошлись без донорской. Через три дня она уже ходила. А донорскую кровь пациенты переносят плохо, она дорогая, и риск инфицирования велик.

- А зачем нужна нейрохирургическая навигация?

- В нашей стране это оборудование пока рассматривается как предмет роскоши, а на Западе без него не обходится ни одна операция.  Аппарат определяет расположение хирургических инструментов в головном мозге во время операции.

- Ваши операции по цене такие же, как в Европе?

- Нет, намного дешевле. Например, прооперировать сколиоз (ликвидировать горб) стоит 35 000 евро в Испании, 
50 000 евро в Германии. А в Международном центре нейрохирургии - $10 000. Грыжа межпозвоночного диска - в США $20 000; в Великобритании - $5000, в Украине - $1000.

- Почему такая разница в цене?

- Моя задача - сделать услуги максимально доступными для людей. На расходные материалы приходятся две трети затрат при операции. Мы же не дурные участвовать во всяких тендерах, поэтому оборудование нам обходится в три раза дешевле, чем покупает государство. Мы не берем имплантаты у дилеров - покупаем на заводе-изготовителе. Кроме того, у нас работает конвейер - не меньше 30 операций в неделю делаем! Это снижает их себестоимость.

- Какие  планы, о чем мечтает сегодня?  

- Построить клинику будущего. И пользуясь случаем, хочу поздравить всех коллег с Днем медика, пожелать всем везения и возможности поработать в условиях европейских стандартов