Владимир Жариков снимался в знаменитых кинокартинах: «Приключения Тома Сойера», «В поисках капитана Гранта», «Пираты ХХ века», «Десять негритят», «Тайны мадам Вонг», «Место встречи изменить нельзя» и других. На его счету больше 100 ролей эпизодических и второго плана. А свой первый трюк он сделал 35 лет назад.
Сейчас Владимир Юрьевич передает свой опыт молодым каскадерам - постоянно ездит в Москву. Продолжает сниматься в кино.
«Комсомолка» пообщалась с легендарным каскадером на Одесской киностудии.
«ПОМОГЛА ВОЙНА ВО ВЬЕТНАМЕ»
- Владимир Юрьевич, как получилось, что филолог и поэт стал каскадером?
- Я служил в армии в отряде особого назначения. Полгода провоевал во Вьетнаме. Нас там здорово учили единоборствам, много внимания уделяли физподготовке. После армии вернулся домой в Кривой Рог (родители переехали сюда из России, когда репрессированного отца оправдали), поступил на филфак в Одессе (с юности писал стихи). Все это время поддерживал форму - тренировался, плавал, занимался единоборствами, прыгал с высоты.
Однажды меня случайно увидел режиссер Юрий Черный и удивился, зачем я это делаю, ведь это опасно. А ему нужен был человек, который бы сделал драку в ресторане между немецкими и румынскими офицерами в фильме «Порт» (1974 год). Так я попал в кино и после этого снялся на Одесской киностудии еще в 40 фильмах как каскадер и актер. Но это была не основная работа. Параллельно 10 лет работал научным сотрудником в Одесском госуниверситете, там же защитил диссертацию. И лишь с 1986 года полностью ушел в кино и работал каскадером до 1993-го. До сих пор ставлю трюки, учу мастерству в московской школе каскадерской подготовки Всероссийского объединения каскадеров «Мастер».
- А в Украине разве нет школы каскадеров?
- Нет. Школа каскадеров была в Одессе при Советском Союзе. Я ее организовал, она просуществовала 10 лет. Писал потом в Госкино, но так и не поддержали материально в дальнейшем, хотя были довольны выпускниками школы. Среди моих известных учеников - Олег Федулов, Геннадий Кучер, Валерий Завадский, Михаил Трофимов, который погиб в Югославии во время войны.
- Наверное, у вас было много травм?
- Особых не было. Постоянные тренировки, тщательная подготовка к трюкам и везение помогли мне избежать серьезных травм. Лишь однажды на репетиции был неприятный случай, когда оборвался канат и я упал со склона высотой 15 метров. В итоге порвал связки.
- Это правда, что о вас сняли фильм?
- Фильм «Посторонний» - это неполная история моей жизни. Фильм художественно-документальный - о драматической судьбе каскадера, который борется со злом и выходит победителем. Я его и играю. Художественные моменты перемежаются с рассказами обо мне режиссеров Станислава Говорухина и Киры Муратовой.
РИСК ЗА 50 РУБЛЕЙ
- Самая незабываемая работа для вас наверняка «Место встречи изменить нельзя»…
- Этот фильм действительно шедевр! В нем я играл, дублировал и ставил трюки. Играл я бандита Лошака. Один из ярких эпизодов с ним - во время беседы с Шараповым в бандитском логове. За столом Лошак играет ножом между пальцами, поддевает им Шарапова, выбивает стул из-под ног. Также дублировал официантку в ресторане, бандита Левченко. Некоторые сцены во время съемок придумал я.
Например, по сюжету бандиты из подвала магазина должны были выйти спокойно. Я тогда сказал режиссеру Станиславу Говорухину, что сцена не может быть без сопротивления. И предложил, чтобы мой герой, бандит Лошак, при выходе из подвала выхватил нож из голенища и бросился на Жеглова. Говорухину идея понравилась, и мы сняли. А эффектная автокатастрофа во время погони за Фоксом вообще получилась случайно! Бандитский грузовик, в котором удирал Фокс, должен был наехать на земляную насыпь, затормозить и удариться об ограду. Но получилось по-другому: грузовик не затормозил, пробил забор, перевернулся в воздухе и угодил в реку.
|
- Посчастливилось пообщаться с Владимиром Высоцким?
- С Высоцким у нас было несколько коротких бесед. Первый разговор случился после моего очередного трюка. Высоцкий подошел ко мне и спросил, зачем я так рискую жизнью и сколько мне заплатили. Я ответил, что 50 рублей. Он удивился, что так мало, ведь я мог погибнуть. Я ему сказал: «А почему вы рискуете? Поете песни, которые не нравятся властям. Так что вы каскадер по своей части, а я - по своей. И не ради богатства».
В следующий раз у нас был уже жесткий прямой разговор. К тому времени я знал, что Высоцкий страдает из-за вредных привычек, и мне хотелось как-то помочь ему. Я ему сказал так: «У вас есть главные роли в Театре на Таганке, любовь зрителя, великая актриса-жена, которая бросила ради вас карьеру. Неужто порошок и бутылка дороже? Получается, что в песнях вы мужественный, а по жизни - слабый». Он заплакал и ответил: «Я борюсь, хочу, но среда не отпускает меня…»
Помню, тогда удивился, что я ему первый вот так в лоб это сказал. Высоцкий просил меня видеться с ним почаще, так как я на него благотворно влиял.
- Марина Влади была при Высоцком на съемках?
- Она по-матерински оберегала его, как большого ребенка, хотя к нему были приставлены и другие люди. Но он умудрялся скрываться от всех. Марина Влади всеми силами пыталась вытащить его во Францию, чтобы полечить в лучшей наркологической клинике Европы под Парижем. У нее там работал знакомый профессор, даже место приготовлено было. Однако никак не удавалось.
Кстати, неправда то, что Высоцкого зажимали власти, не давали ему сниматься. Владимиру были открыты все пути, но недуг его сгубил. Если бы Высоцкий хотел и мог, его жизнь была бы творчески долгой и счастливой. А когда он умер, стали придумывать легенды, скрывать его проблемы. Поэтому и Говорухин не любил разговаривать на эту тему с журналистами.
- Вы встречались после съемок с Высоцким?
- Я пару раз был у него в Театре на Таганке, он давал мне контрамарки. Ходил также и на его репетиции.
«К АРТИСТАМ ОТНОШЕНИЕ СВИНСКОЕ»
- Вы много работали со Станиславом Говорухиным. Есть мнение, что современные его работы далеко не так интересны, как прежде…
- Я так не считаю. Говорухин своей теме не изменяет. Он - великий режиссер, который сделал и делает много честных, искренних картин. Более того, он - замечательный человек. У нас добрые приятельские отношения. Коль уж сравнивать прошлое и настоящее, то я бы хотел сказать, что нельзя сравнивать великое советское кино с современным. Уже нет таких достойных лент, как «Летят журавли», «Место встречи изменить нельзя», фильмы Сергея Бондарчука, Герасимова, Ростоцкого. В них были доброта, честь, любовь к Родине, душевная чистота, искренность чувств, полное отсутствие пошлости. Режиссеры показывали жизнь, ухитрялись творить в рамках жесткой советской цензуры.
- Как сегодня живется такому заслуженному человеку, как вы?
- Сегодня в Украине и России свинское отношение к артистам. Сколько умерло актеров в нищете! Государство должно платить пожизненные добавочные пенсии. Вот мне уже хочется уйти полностью в творчество - писать мемуары. Ведь я вел дневники на съемочных площадках. Но в свои 70 лет вынужден работать. Хорошо, что, несмотря на финансовый кризис, работа у меня есть.
ДОСЬЕ «КП»
Владимир ЖАРИКОВ родился в 1938 году в Смоленске. Окончил филологический факультет Одесского университета (1969). Кандидат философских наук, доцент. Член Союза писателей России. Поэт. В 2003 году издал сборник стихов «Как это все во мне соединилось». Основатель первой и единственной в Советском Союзе школы каскадерского мастерства.
Сын Юрий - доктор биологических наук, орнитолог, дочь Светлана - кинолог. Внучке Варваре в апреле исполнится 2 года.