Загрузить еще

Медиа-рынок Украины: вызовы и перспективы

Об этом шла речь во время завтрака-дискуссии "Всемирный газетный конгресс: уроки и выводы для Украины" с участием украинских медиа топ-менеджеров, организованного Украинским институтом развития медиа и Украинской ассоциацией издателей периодической прессы.

Подводя итоги 64-ого Всемирного газетного конгресса и 19-ого Форума редакторов, эксперты отметили, что подобного рода мероприятия являются одними из немногих ключей, открывающих двери в нашу страну для всего мира. Но, кроме того, Газетный конгресс дал возможность сравнить украинскую медиаотрасль с более развитыми западными и азиатскими рынками. Олег Наливайко, глава Национального союза журналистов Украины, подчеркнул, что во многом Украине близок рынок соседней Польши. По его словам, польские коллеги также поддержали тезис, что в будущем основной медийный бизнес будет заключаться в продаже уникального контента и новых подходах в продаже рекламы. "Понимание ситуации у наших редакторов районных и областных газет очень похоже с видением польских коллег. Выводы сделали приблизительно одинаковые, по крайней мере, говорим на одном языке", – заметил Олег Наливайко, добавив, что польский опыт пригодится Украине также и в случае начала процесса приватизации государственных и коммунальных СМИ, о чем во время Конгресса заявил Президент Украины Виктор Янукович.

В свою очередь Нина Багаева, заместитель генерального директора по развитию бизнеса "Сегодня мультимедиа", высказала мнение, что украинский рынок прессы больше похож на российский, чем на польский. По ее словам, в Украине медиаотрасль развивается в соответствии с западными трендами, но без использования их экономических моделей, с совершенно другими объемами и деньгами. К тому же у нас еще неразвита мультимедийная журналистика, о которой много говорили докладчики Конгресса. "До настоящей конвергентности нам предстоит еще очень длинный путь. Это и организация самого процесса внутри редакции, и работа с контентом. Но начинать нужно с журналистов, обучая их. При этом важно помнить, что не все из них смогут приспособиться к мультимедийности", – отметила Нина Багаева.

Татьяна Мокротоварова, главный редактор Comments.UA, заметила, что мультимедийная журналистика невозможна и без четкого определения аудитории изданий. "Один из важнейших уроков для украинских интернет-изданий – знать, с кем они работают. Не просто следить за рейтингами, а исследовать, кто именно стоит за этими цифрами, что это за люди. Аудитория имеет некие характеристики, которые, прежде всего, нужно знать самому изданию. Только тогда поднимается вопрос о монетизации", – заявила г-жа Мокротоварова.

Янина Соколовская, главный редактор газеты "Известия в Украине", обратила внимание, что многие вещи, о которых говорили на Конгрессе, все еще неприменимы для Украины. В частности, это связано с разными показателями роста медийных рынков в разных странах. "Это был Конгресс космического уровня. Делегаты, которые приехали в качестве докладчиков, это люди с других планет, причем более высокоразвитых", – сыронизировала она.

Впрочем, по словам Дианы Дуцик, редактора сайта MediaSapiens, далеко не все украинские СМИ в полной мере оценили серьезность прошедшего мероприятия. "Жаль, что как медиарынок Украина не была достойно представлена на Конгрессе. У нас достаточно много хороших кейсов и примеров, которые можно было бы показать. Украинская сторона должна была представить общий доклад, который мог бы продемонстрировать миру наш рынок. Если мы хотим интегрироваться на Запад, мы должны говорить о наших возможностях", – сказала Диана Дуцик.

Говоря о потенциале украинского медийного рынка, участники дискуссии отметили, что сегодня наш рынок, особенно как потребитель программного обеспечения и мультимедийного оснащения редакций, интересен западным компаниям. Об этом также неоднократно упоминали делегаты Конгресса. В то же время генеральный директор ИА "Интерфакс-Украина" Александр Мартыненко заметил, что для мировых грандов СМИ украинский рынок предпочтителен скорее как потенциал дешевой рабочей силы и высоко конкурентного продукта.  Аргументируя этот тезис, он заметил, что в Украине единицы компаний, работающих в  сфере медиа,  вкладывают деньги в развитие. "Как рынок сбыта мы им неинтересны, но интерес вызывают наши люди, разрабатывающие программное обеспечение. Теоретически мы можем быть поставщиками определенного продукта, так как украинское программное обеспечение хорошего качества и стоит оно относительно недорого. Это источник дохода, независящий ни от экономической, ни от политической ситуации в стране", – уверен Александр Мартыненко.

Одним из ключевых вопросов сентябрьского газетного Конгресса, на который также обратили внимание участники итоговой дискуссии, является  дальнейшее  развитие розницы  с учетом  расхожего мнения, озвученного на  Конгрессе, о преждевременных похоронах принта. По словам Александра Бородина, гендиректора компании "Твоя пресса", точек продаж газет и журналов в Украине становится в разы меньше, и ситуация приближается к критической для всех издателей периодической прессы. Виной тому сложившиеся годами костные регулятивные механизмы, задействованные  государственными органами к точкам продажи. "В таких условиях  мы не можем содержать региональную сеть, которая работает с убытками в десятки тысяч гривен", – подчеркнул Александр Бородин.

Учитывая сложившуюся ситуацию с розницей, участники дискуссии пришли к выводу, что рынок обязан проявить консолидированную позицию, обратившись к властям с четким перечнем своих проблемных вопросов и вариантами их решений. Как отметил Алексей Погорелов, генеральный директор Украинской ассоциации издателей периодической прессы (УАИПП), прежде всего, необходимо убедить правительство принять "Положение о розничной торговле прессой", делая при этом акцент на специальном статусе СМИ. "Есть смысл  от имени участников рынка разработать совместный консолидированный пакет конкретных предложений по вопросам розничных продаж и представить его украинскому правительству", – подчеркнул он.

"Мы должны подключаться к этому процессу и, наконец, начать действовать сообща, представляя медиа как полноценную отрасль экономики", – резюмировала генеральный директор Украинского института развития медиа Алена Громницкая.