Вчера в Греции прошли парламентские выборы, которые, по сути, должны были решить, остается ли эта страна в зоне евро и не станут ли греки в итоге могильщиками всего Евросоюза. А, возможно, и мировой экономики, ввергнув ее в пучину нового кризиса
РОДИНА ДЕМОКРАТИИ ИДЕТ КО ДНУ
На встречу мой греческий друг Клеархос опоздал. По уважительной причине: застрял в банке, пытаясь отправить остаток семейных сбережений в Лондон, переведя их из евро в английские фунты. Вместе с ним в местных банках застрял в очередях весь средний класс Греции, спасающий то, что еще можно спасти. Паника так велика, что всего за три дня греки сняли со счетов около миллиарда евро, чему страшно обрадовались местные воры. Удобно, когда граждане хранят наличные прямо в матрацах.
Когда я и Клеархос наконец сели в прохладе крохотной таверны, выяснилось, что все еще хуже, чем думалось. Мой дружок потерял работу. А после второго стакана я узнала, что не только он, но и его брат-инженер. (Как и еще трое моих греческих друзей, которые еще полгода назад считались успешными людьми.) Ну а после пятого стакана Клеархос заявил, что Греции нужен Сталин! И не только Греции, а всему Евросоюзу. Что он уже повесил у себя дома портрет Сталина и готов аплодировать любому смельчаку, который решится расстрелять международную банду банкиров-спекулянтов и политиков, состоящих у них на жалованье. Честь и хвала тем, кто очистит мир от этой скверны.
- Всех, кто довел Грецию до такого состояния, надо ставить к стенке, - торжественно заявил мой изысканный товарищ.
- Сам будешь расстреливать?
- Сам, - слегка поколебавшись, заявил Клеархос.
У моего друга глаза - как греческие маслины, а лицо смазливое, как у девчонки. Он похож разом и на Купидона-переростка, и на вечно пьяного сатира, гоняющегося за каждой юбкой. Вырос в очень правильной марксистской семье (что совершенно нормально для Греции, где все почтенные люди - марксисты, социалисты, троцкисты или на худой конец анархисты. Нерукопожатными считаются лишь отдельные несознательные граждане правого толка). Еще пару месяцев назад Клеархос преподавал в лицее древнегреческий. Мой друг уверен, что язык эллинов - самый чистый, математически выверенный и логически безупречный язык в истории человечества. Но какое до этого дело евробюрократам?
И вот Клеархос - скромный солдат армии безработных. В благословенной стране олив с населением 11 миллионов полтора миллиона человек (только официально!) не имеют работы, а среди молодежи - каждый второй! За последний год закрылось 60 тысяч предприятий, и сотни тысяч людей остались без куска лепешки и капли масла. В асфальтовых ущельях Афин проживают 20 тысяч бездомных, многие из которых были вышвырнуты из собственного жилья, поскольку не смогли выплачивать ипотеку и коммунальные платежи. В школах у учеников случаются голодные обмороки, а священники по утрам находят на ступеньках приютов подброшенных детей с запиской от матери: "Пожалуйста, дайте ребенку еды! Мне нечем его кормить! Простите". Голод доводит до того, что участились нападения даже на мальчишек, доставляющих пиццу по вызову. Но если вы турист, ничего подобного не увидите. Перед вашими глазами - Греция, южный кусочек перезрелой, сладкой, гниющей Европы. В районе Плака в ресторанах распевают деревенские песни уличные музыканты, а кафе переполнены праздными, ленивыми людьми. Но не верьте глазам. Трагедию играют мужественные актеры на фоне беспечных туристических декораций. И тем острее ее смысл. Родина европейской цивилизации и мать демократии, Греция в полной тишине, без крика и стона, идет ко дну.
ПОСЛЕДНЯЯ ЧАШКА КОФЕ
Греки слишком горды, чтобы жаловаться. Они улыбаются и на вопрос: "Как дела?" - стоически отвечают: "Все в порядке. Вот соседу пришлось несладко, а я еще на коне". Безработного можно вычислить по особой походке человека, идущего без ясно поставленной цели, и выражению обреченности, которое бывает у людей, прекративших борьбу. Кризис погрузил греков в смертельное оцепенение, в предчувствие неизбежной катастрофы. Это своего рода душевный столбняк. Люди часами сидят в кафе и пьют свою единственную чашку кофе за день. Может быть, последнюю чашку. Кофе, сваренный в кафе по всем правилам, - символ благополучия. Традиция иногда сильнее даже инстинкта самосохранения. Можно отказаться от обеда, но последнее, от чего откажется афинянин, - чашка кофе в уличном кафе. Не судите его за это. Вспомните нас самих в эпоху перестройки или дефолта, когда не хватало денег на предметы первой необходимости, но всегда находилась заначка на бутылку водки. Для грека кофе в трудный час, как для русского в кризис - водка.
Они сидят, бредят в облаках сигаретного дыма и считают. Неужели мы столько должны?
СКОЛЬКО ДОЛЖНЫ ГРЕКИ?
А вот этого никто не знает. В октябре прошлого года "катастройка" ("катастрофическая тройка" - МВФ, ЕС и Европейский ЦБ) предложила умирающей Греции "помощь" в 130 миллиардов евро и списание долгов на сумму 100 миллиардов. "Помощь" эта сопровождалась такими унизительными условиями, что премьер-министр Греции Георгиос Папандреу впервые проявил характер и предложил созвать народный референдум на тему: соглашаться ли на условия "спасителей" или нет. Папандреу потерял работу через 24 часа. На его место ЕС поставил ловкого в делах человека, банкира Лукаса Пападимоса, который в феврале все бумаги подмахнул. Но самое удивительное не то, как "катастройка" совершила в стране государственный переворот, свергнув законного премьера и поставив у власти своего человека. Самое развеселое, что после всей "помощи", "списания долгов" и "переводов" долг Греции к маю вырос с 350 миллиардов до 380 миллиардов евро. Греков просто "поставили на счетчик". Ну а счетчик тикает!
- Никто не знает, каков наш настоящий долг и кому мы должны?! - разводит руками политик из партии "Сириза" Янис Палафас. - Нас шантажируют и не позволяют соскочить с долговой иглы. Нам рассказывали сказки о списании долга, а в результате накрутили такие проценты, что сумма вышла просто нереальная.
- Греческое правительство вынуждено перманентно, каждые четыре - шесть недель, одалживать деньги, чтобы оплатить текущие счета, - говорит экономист Георгиос Папалексиоу.
- Но кто в здравом уме одалживает сейчас деньги Греции? - удивляюсь я.
- Конечно, одалживают! Это же выгодно! Допустим, я банк А, одолживший Греции деньги. Но я хочу подстраховать мои инвестиции и обращаюсь в банк Б. Мы заключаем соглашение: в случае если Греция не сможет выполнить свои обязательства, банк Б выплатит страховку банку А. Но, разумеется, банк А платит процент за страховку, что и составляет прибыль банку Б. А дальше банк Б перепродает наше соглашение банку С, который специализируется на подобных транзакциях.
- Но ведь это финансовая пирамида!
- Разумеется! Я тебе проще объясню весь смысл финансовых спекуляций. У меня есть зажигалка, которая стоит пол-евро. Я продаю ее тебе за евро. А ты перепродаешь ее за два евро. Следующий - за три. А когда цена зажигалки дошла до десяти евро, в зажигалке кончился газ. В итоге, когда финансовая пирамида рушится, Европейский ЦБ или Федеральный резервный банк США включают печатный станок и бесплатно раздают деньги провинившимся банкам.
- Это законно? - спрашиваю я, немедленно вспомнив навязчивую идею моего друга-сталиниста Клеархоса, предлагавшего ставить банкиров к стенке.
- Ты задаешь вопрос, который задает всякий нормальный человек, сунувший свой нос в грязное белье банкиров. Второй вопрос обычно вытекает из первого: почему все участники цепочки не сидят в тюрьме? Отвечаю: это АБСОЛЮТНО легально. Мы живем в мире, где законы пишут финансисты.
- Почему вы не можете послать всех к чертовой матери, как это сделала Исландия, и отказаться платить?
- Потому что греческие политики - предатели. Потому что на нас давит ЕС, который боится, что "дурной пример заразителен". Что тем же путем пойдут Испания, Португалия, Италия, Ирландия. А после и совсем не благополучная Франция. Потому что евробюрократы спасают банковские интересы. Что они сделали с нами, чтобы заставить нас заплатить банкам? Они потребовали урезать пенсии, снизить зарплаты и выкинуть с государственной работы сотни тысяч людей. Мы давно выплатили наши долги. Согласно официальным данным, с 1991 по 2011 год Греция выплатила 520 миллиардов евро государственного долга. А теперь наш долг опять 380 миллиардов. Как такое может быть? Куда делись выплаченные полтриллиона евро? Они хотят, чтобы мы вечно были должны. Сверх того, они заставили правительство Пападимоса подписать соглашение, что все долги Греции из-под греческой юрисдикции переходят под английский закон! Под самый жестокий в мире закон, всегда говорящий в пользу кредитора! Согласно ему кредитор может взять в счет долга все, что ему понравится. Здания. Землю. Острова. Акрополь. Греция просто пойдет с молотка!
- Мы даже не можем перезанять денег у Китая или России, - говорит журналист Димитрис Константакопулос. - Нам нечего предложить в качестве ипотеки. Вся наша собственность заложена. Мы стали жертвой спекуляций. Европейский ЦБ (наш "родной" официальный банк) скупил государственные облигации Греции за 30 процентов их стоимости. А теперь он требует, чтобы Греция оплатила их по номиналу. (Номинал - нарицательная, то есть официально обозначенная цена, часто не соответствующая фактической. - Д. А.) Европейский ЦБ спекулирует против члена еврозоны, которого он обязан защищать до последней капли крови! Нас загнали в угол, как когда-то загнали Германию с Версальским договором. Мы теперь такая Веймарская республика, обложенная репарациями со всех сторон, которая сидит и ждет прихода фашистов.
"ЗОЛОТАЯ ЗАРЯ" ФАШИЗМА
У входа в партию "Хриси Авги" ("Золотая заря") трутся крепко сбитые молодчики с бритыми головами и ярко накрашенные дерзкого вида девчонки. Неофашисты в этом сезоне - настоящие звезды на политическом небосклоне Греции. На предыдущих выборах неожиданно для всех они набрали аж 7 процентов и прошли в парламент.
Навстречу мне выходит один из лидеров партии Янис Вулдис, немолодой мужчина внушительного вида. Этакий пятидесятилетний мачо.
"Вы русская? - спрашивает он. - Хотите кофе?" "Хочу". Господин Вулдис делает знак, и мне приносят стакан с водкой. "Это кофе?" - спрашиваю я. "Конечно", - он широко улыбается. Что ж, неплохо для начала.
На стене висит плакат с эмблемой, подозрительно напоминающей свастику.
- Можно ли вас назвать фашистами? - спрашиваю я.
- Нет, это было бы неправильно, - рассудительно замечает господин Вулдис. - Мы же не итальянцы.
- Тогда - нацистами?
- Но мы же не немцы. Называйте нас просто греческими националистами, крепко любящими свою родину.
- Почему же вы приветствуете друг друга нацистским салютом?
- Это древнегреческий жест приветствия. В Греции и Византии греки выбрасывали руку к солнцу. Немцы просто унаследовали наш жест. Да и свастика, в сущности, древнегреческий символ. Против нас просто ведется пропаганда. Нас обливают грязью и стараются скомпрометировать. Наша главная цель - восстановить порядок в стране и взять закон в свои руки. Мы хотим избавиться от нелегальных иммигрантов. Они насилуют нас и калечат греческое население. Вчера недалеко от Афин трое афганцев зарезали греческого парня, потому что гавкнула его собачка. Мы хотим защитить своих братьев и матерей от людей, в которых генетически заложена склонность к убийству. Они приехали из стран, где десятилетиями ведутся войны, и потому ни во что не ставят человеческую жизнь. В Афинах раньше было много районов, где не встретишь белого человека. Сейчас мы их зачистили.
- Каким образом? Вы избиваете иммигрантов?
- Ну что вы, - господин Вулдис добродушно улыбается. - Мы их пальцем не трогаем. Просто когда они нас видят, то тут же разбегаются. Мы ведем уличные бои только с анархистами. Я не расист, но вам любой антрополог объяснит, что негры отличаются от белых умственными способностями. Я не говорю, что они хуже. Просто они другие. Мы явно не подходим друг другу.
- А как вы объясните вот это? - Я сую под нос моему собеседнику партийный журнал "Хриси Авги". Биография Рудольфа Гесса и статья, восхваляющая Гитлера и подписанная скромно "Хайль Гитлер. Николаос Михалолиакос" (фюрер партии, а ныне член парламента). Господин Вулдис равнодушно рассматривает страницы.
- Я не помню этого выпуска.
- Вы хотите сказать, что это фальсификация?
- Нет, я его просто не помню. Наверное, какой-то исторический выпуск, посвященный Второй мировой войне. Впрочем, вы можете думать о нас что хотите. Для нас важно, что греки за нас проголосовали.
ЭТО ПОХОЖЕ НА РАЗВАЛ СССР
- Предыдущие выборы в Греции оказались крайне необычными, - говорит русский экономист, живущий в Греции, Василий Колташов. - Произошел скандальный крах двухпартийной системы. Греки потеряли терпение и отказали в доверии двум главным партиям - "Пасоку" и "Новой демократии". Вместо них верхнюю строчку хит-парада возглавила якобы "радикально левая" "Сириза". На правом же фронте феноменально рухнула партия респектабельных фашистов "Лаос", которые вместе слова "евреи" говорили "представители других народов". На смену им пришли неполиткорректные, откровенно ксенофобские ребята из партии "Хриси Авги" с криками "Хайль Гитлер!". На пресс-конференции с журналистами в зал ворвался бритоголовый пацан и заорал: "Сейчас появится фюрер партии. Всем встать!" Журналисты встали. Появился вождь. Одна журналистка пожаловалась на унижение, и вождь пальцем указал ей на дверь.
- То, что молодые люди голосовали за неонацистов, абсолютный шок для демократической Греции, - говорит журналист Петрос Папаконстантиноу. - Все до боли напоминает растоптанную Германию после Первой мировой войны. Нет будущего для молодежи, массовая безработица, много иммигрантов. И атмосфера глубокого национального унижения. Многие голосовали за "Хриси Авги" не благодаря их позиции, а вопреки. Глупо, но объяснимо.
- Знаешь, то, что происходит в Греции, до боли напоминает мне развал СССР, - говорит журналист Димитрис Константакопулос. - Вспомни перестройку. На моих глазах (я был тогда корреспондентом в Москве) советское население подверглось информационной бомбардировке обо всех ужасных фактах в истории СССР. Люди только и говорили, что о ГУЛАГе, Сталине и репрессиях. В эпоху перестройки главный редактор "Огонька" имел больше влияния на умы, чем Генеральный секретарь ЦК КПСС. Это была гениальная психологическая атака, которая вызвала у советских граждан чувство вины и стыда за прошлое. И заставила их опустить руки. Когда встал вопрос о распаде СССР, у них не хватило мужества бороться. То же самое сейчас происходит в Греции. Пять лет мировые СМИ высмеивают "ленивых, коррумпированных, не умеющих работать греков", которые довели до банкротства собственную страну. Конечно, в этом есть доля правды. Вопрос, в чьих интересах эта правда была использована. Произошла пропагандистская атака на члена еврозоны - самого привилегированного клуба планеты. Цель? Сделать Грецию потенциальной собственностью банков. На очереди - Португалия, Испания, Италия. А униженные греки опускают глаза и говорят: "Да, наверное, мы виноваты. Мы заслужили наказание. И делайте с нами что хотите".
А В ЭТО ВРЕМЯ
Афины решают судьбу евро
За выборами в маленькой Греции следит вся Европа. От того, каким станет кабинет министров, будет зависеть, останется Греция в зоне евро или нет.В парламент могут попасть 7 партий. В том числе с такими романтическими названиями, как "Золотая заря", "Независимые греки", "Творчество вновь - Действие". Но фаворитов всего двое: правоцентристская партия "Новая демократия", которая поддерживает соглашения с ЕС и МВФ, и радикально левая "Сириза", обещающая покончить с мерами экономии, но остаться в еврозоне.
Если побеждают левые, что в последнее время в Европе становится нормой, на финансовых рынках ожидается падение. Вероятно, курс евро ослабнет по отношению к доллару. Если победят правоцентристы, то вылет Греции из ЕС будет отложен. Правительство продолжит экономить, в страну будут поступать очередные кредиты.
- Возможно, парламент снова не сформируют и никто из греческих оппозиционеров не сможет взять на себя ответственность в переговорах по кредитам, - комментирует Анна Бодрова, аналитик Инвесткафе. - Далее начнется выход Греции из еврозоны, поскольку Европа заморозит денежные транши. Страна перейдет на драхму уже в июле, что для начала уронит евро/доллар к 1,2 и рынок акций также уйдет вниз.
Для нашей страны выгодным был бы тот сценарий, который ведет к скорейшему разрешению европейского кризиса, - ничто так не портит настроения инвесторам, как неопределенность. Результаты выборов станут известны сегодня.