Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
25 апреля
Загрузить еще

Ученые предупреждают: не плюйте где попало

Ученые предупреждают: не плюйте где попало
Фото: Влияние выявленных учеными однонуклеотидных полиморфизмов на конкретные черты лица: синий цвет - слабое влияние, красный - самое сильное. Фото: Университет Пенсильвании.
Результат налицо
 
Окурок со следами слюны, жвачка, просто плевок, волос, капля крови, пота, спермы, оставленные на месте преступления, - уже сегодня такая малость может выдать злоумышленника, что называется, с головой. Американские ученые из Университета Пенсильвании разработали алгоритм, с помощью которого получают портреты людей, анализируя их ДНК. Пока изображения не очень четкие, но представление о том, кто оставил биологические следы, дают. И вместе с уже существующими методами, позволяющими определить цвет кожи и глаз, выглядят весьма эффективными.
 
Созданию алгоритма предшествовали исследования и эксперименты. Ученые привлекли 592 человека разного происхождения - европеоидного и западноафриканского типов, живущих в США, Бразилии и Кабо-Верде. Взяли образцы их ДНК, сканировали лица, зафиксировав координаты почти 7 тысяч точек на каждом.
Далее были выявлены генетические различия - так называемые однонуклеотидные полиморфизмы (SNP) - участки ДНК, которые наиболее заметно влияли на те или иные черты лица.
 
По словам одного из руководителей исследования Марка Шивера, пока удалось набрать таких SNP 24 штуки в 20 генах. Их соотнесли с конкретными зонами лица. Разработанная в итоге компьютерная модель по известному набору SNP и рисовала искомое лицо.
 
Аналогичная работа сейчас идет в Китае. Местные ученые под руководством биолога Кун Тана из Шанхайского института биологических наук, зафиксировав параметры лиц 1001 добровольца в 30 тысячах точек, выявила еще пять SNP - в дополнение к тем, которые получили в Пенсильвании. Они касаются в основном губ и подбородков, которые китайцы воспроизводят наиболее точно.
 
По образу и подобию мышей
 
Тем временем генетик Аксель Визель, профессор из Лоуренской национальной лаборатории в Беркли в Калифорнии, воспроизводит по ДНК портреты мышей, оты­скивая у них гены и SNP, которые влияют на формирование черт мышиных "лиц". Обнаружил уже аж 4 тысячи таких фрагментов ДНК, которые определяют эти черты, конкретным образом влияя на рост костных и мягких тканей.
 
По словам профессора, мышь не сильно отличается от человека в смысле генетических механизмов формирования лица. Поэтому обнаруженные закономерности в определенной мере присущи и людям. И сейчас он, профессор, пытается выяснить, как генетические инструкции по формированию лиц закодированы в ДНК человека.
 
По мнению экспертов, прогресс в деле изображения лиц по ДНК, простите уж за каламбур, налицо. И сулит в ближайшем будущем просто фантастические перспективы. Абсолютно точные фотороботы злоумышленников станут появляться сразу же после того, как специалисты выявят генетические особенности оставленных ими биологических следов.
 
Существует, конечно, опасность, что генетики выдадут портреты совершенно посторонних людей, использовав случайно оставленную ими ДНК. Поэтому не плюйте где попало, чтобы ваше лицо не стало фотороботом подозреваемого. 
 
А В ЭТО ВРЕМЯ
 
Я знаю, кто тут курил и сорил
 
Упрощенную методику, позволяющую восстанавливать некоторые черты лица по обнаруженным однонуклеотидным полиморфизмам, освоила художница Хизер Дьюи-Хагборг. Она установила контакт с биологической лабораторией Genspace, расположенной в Бруклине. С ее помощью делает анализ ДНК собранных образцов, выявляет особенности людей - пол, цвет глаз, оттенок кожи, ширину носа, расстояние между глазами - и, пользуясь компьютерной программой, рисует портреты. Естественно, домысливая - до мелочей и уже без всякой научной основы - недостающие черты. Поэтому лица получаются как живые. Затем художница распечатывает их на трехмерном принтере и раскрашивает. Насколько точными - в смысле сходства с оригиналами - получаются портреты, Дьюи-Хагборг не знает. Да и знать не хочет. Ведь не преступников она ищет, а изображает незнакомцев, подбирая на улицах оставленные ими бычки, жеваные жевательные резинки и волосы. Ей интересно представлять, как эти незримые люди могли бы выглядеть, сделать их видимыми.