25 декабря
Загрузить еще

Самый молодой член экипажа «Фаины» Артем ГИРЖЕВ: «Пираты ждали именно наше судно»

Самый молодой член экипажа «Фаины» Артем ГИРЖЕВ: «Пираты ждали именно наше судно»
Фото: В Киеве Артема Гиржева встречала мама.

С Артемом Гиржевым мы встретились в уютном и тихом сквере на улице Гончара в Киеве. Невысокий, загорелый, подтянутый 21-летний моторист «Фаины» выглядел веселым и жизнерадостным. Через пару дней он, наконец, сможет увидеть свою семью и друзей в Одесской области. Как-то контрастировал с хорошим настроением невероятно уставший и пронзительный взгляд моряка. Такой же, как у всей команды, пережившей пиратский плен. 

«РАССКАЗЫ О ТОМ, ЧТО НАМ ПЕРЕДАВАЛИ ЕДУ И ВОДУ - НЕПРАВДА»

- Артем, ты помнишь сам момент захвата?

- Да, это было 25 сентября в 16 часов. Мы шли из порта Саид в Момбасу. Неожиданно к нам на большой скорости подъехали три шлюпки с пятнадцатью пиратами. Каждый в руках держал «калашникова». Мы пытались уйти, маневрировали, мчались на невероятной скорости так, что даже сожгли правый двигатель, забаррикадировали люки, но пираты выстрелили в иллюминатор и залезли на корабль. В 16.30 сомалийцы уже выстроили нас на палубе, объявив, что отныне мы в плену.

- Говорят, что пираты захватили «Фаину» не случайно?

- Пираты ждали именно наше судно. И готовились к нашему прибытию. Позже один из них рассказал мне, что они ждали нас в море две недели, прихватив с собой запасы еды, воды и топлива. Если бы мы задержались вдалеке хотя бы на день, у них бы исчерпалось топливо и пираты вернулись бы на берег ни с чем.

- Пираты угрожали вам расправой?

- Сразу нет. Мы все надеялись, что из-за важности груза нас выкупят в течение недели. Так думали и сами пираты. Они согнали нас в каюту 12 на 12 метров, откуда мы практически не выходили следующие три месяца. Поняв, что за нас заплатят не скоро, пираты начали наглеть. Однажды один из них приказал матросу Сергею Саранче, который уже не мог сидеть в душной каюте и привстал ненадолго, немедленно сесть. Сергей не послушался, и сомалиец сильно ударил его прикладом по голове. Через пару дней этот же пират упал на палубе и сломал себе ключицу. Вернувшись, он попросил у Сергея прощения, показывал на небо и говорил об Аллахе, мол, это он его наказал. Но через пару дней пираты снова запугали нас. Они вывели из каюты пять человек, поставили возле борта лицом к океану, дали по сигарете. А потом резко щелкнули затворами. Мы думали, что это конец. Вдруг сомалийцы засмеялись, сказав, что это шутка и нас хотят сфотографировать американцы. После такого испуга мы молчали несколько дней.

В следующий раз нам досталось прикладами по голове уже почти перед выкупом. К нам дозвонились родные, и после этого от судовладельца пришел телекс о том, что якобы теперь за эти разговоры пираты шантажируют наших близких! На самом деле сомалийцы этого не делали, но взяли на заметку и требовали телефоны родни. Когда кто-либо из нас отказывался, его избивали.

- Чем вас кормили и где вы брали воду?

- Наши запасы исчерпались за пару недель. После этого пираты начали возить нам макароны, рис, муку, дрожжи, иногда давали козлятину. Оставшуюся пресную воду мы слили в емкости для технической воды. Она стала ужасной на вкус, после нее кружилась голова и болел желудок.

Олег Пилипенко свой нательный крестик спрятал в паспорте.

- В Украине сообщали, что ваши запасы регулярно пополняли через посольство?

- Неправда. Вся провизия принадлежала пиратам. Они брали ее с других ограбленных кораблей.

«ЗА ДВА ДНЯ ДО СМЕРТИ КАПИТАН ОСЛЕП»

- Расскажите о смерти вашего капитана.

- Владимиру Колобкову стало плохо еще в Красном море. Пару дней он мучился от высокого давления. Я давал ему лекарства, но они не помогали. После захвата ему стало еще хуже. Он перестал самостоятельно ходить и ослеп. Через три дня он умер в своей каюте, мы нашли его сидящим на стуле. Уверены, это была естественная смерть.

- Пираты сообщали вам что-либо о переговорах?

- Очень редко. Иногда мы спрашивали у них, сколько еще терпеть. Они отвечали, что дней пять. Но время шло, а ничего не менялось. Пираты очень злились, когда им звонили разные люди от судовладельца, но не предлагали денег, а просто интересовались, живы ли мы. Пираты кричали в трубку, что готовы торговаться, лишь бы поскорее избавиться от пленников, но нас по-прежнему не выкупали.

- Сомалийцы пытались выгрузить танки?

- Они думали об этом постоянно. Но это было нереально: если бы они выгрузили их в море, то это привело бы к катастрофе корабля. Несколько раз их лидер Мохаммед даже заводил танк!

- Как вы узнали о том, что скоро будете на свободе?

- Мы заметили ликование на лицах пиратов. Но на вопросы, когда же это закончится, они не отвечали. В день передачи выкупа они вывели нас на палубу и поставили в шахматном порядке. Маленький спортивный самолет сначала облетел судно, чтобы посчитать, все ли живы. За вторым кругом в море сбросили контейнеры с деньгами. Тут же на борт съехалось около ста сомалийцев. Они пересчитывали деньги и уже не обращали на нас внимания.

- Говорили, что в Кении вас встречали толпы местных жителей?

- Это было невероятно. Когда мы швартовались, я держал в руках трос и не обращал внимания на то, что происходит вокруг. Но когда поднял голову и увидел сотни кенийцев, которые перелезли через все ограждения и заходили по пояс в воду, чтобы увидеть нас, я остолбенел. На всех кораблях, которые стояли в порту, размахивали украинскими флагами.

- Какие планы на будущее? Захочешь еще раз пойти в море?

- Сложно сказать. Мне нужно окончить университет, увидеть всех близких, сказать «спасибо» за то, что каждое воскресенье жители моего села ставили в местной церкви свечки за мое здоровье. А потом буду решать, стоит ли еще раз уходить в рейс.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Старший механик Олег ПИЛИПЕНКО: «Настоящая цена выкупа не 3, а 12 миллионов долларов!»

Кирилл ЖЕЛЕЗНОВ («КП» - Крым») 

В субботу домой в Керчь вернулся старший механик «Фаины» Олег Пилипенко. Он рассказал о том, что на самом деле пираты смогли вывезти с корабля небольшую часть оружия.

- Они забрали гранатометы, патроны, танковые пулеметы и стволы для зенитных установок. Утверждать точно, сколько они утащили, не могу - это станет известно после того, как пересчитают груз. Некоторых сомалийцев, которые вывозили оружие, американцы возвращали назад. Но уследить за всеми было невозможно.

-�Известно, что пираты обчистили экипаж до нитки. Вам удалось сохранить хоть что-то?

-�Сомалийцы думали, что мы очень богатые! Помощник капитана объяснял, что экипаж украинский, а не европейский и долларов у нас практически нет. Пираты не поверили: «разбомбили» весь корабль - ломали переборки, обшивку. То им мерещились какие-то золотые слитки, то миллионы евро… Когда ничего не нашли, отобрали у нас цепочки, обручальные кольца, нательные крестики. Свой крестик я спрятал в паспорте, положив за обложку. Один пират хотел отнять мою икону, с которой плаваю уже много лет. Я вырвал Николая Угодника у него из рук и прижал к груди. Он поднял автомат. Стало очень страшно, подумал, что сейчас даст очередь в грудь. Но Бог спас.

- Говорят, что настоящая цена выкупа гораздо выше, чем та, которую объявили прессе?

- Насколько я знаю, судовладельцу наше освобождение обошлось в 12 миллионов долларов. Три миллиона отдали только пиратам. Остальные деньги пошли старейшинам пиратских шаек и вроде кому-то из власти Сомали, чтобы помогли решать вопрос.

В ТЕМУ

Спецслужбы хотят больше полномочий

Тарас КОЗУБ

В Службе внешней разведки (СВР) просят пересмотреть законодательство о разведке, чтобы сделать работу за границей более комфортной.

После успешного освобождения судна «Фаина» из плена сомалийских пиратов украинские спецслужбы потребовали расширить их полномочия: председатель Службы внешней разведки Украины Николай Маломуж считает, что наше руководство могло бы позволить им действовать за границей более свободно.

- Это, в частности, касается тех регионов, где возникают новые угрозы для Украины, - продолжил чиновник, не уточнив, впрочем, где именно находятся эти регионы, а также в чем именно могут заключаться угрозы для Украины.

Причин для такой просьбы Маломужа несколько. Вероятно, СВР желает расширить арсенал своей работы за рубежом как для того, чтобы получать информацию об информаторах внутри Украины, помогающих сомалийским пиратам, так и для того, чтобы прерывать эти каналы. Еще одной причиной является необходимость возвращать из-за границы украинских граждан, попавших в переделку:

- За прошлый год и с начала этого с помощью спецслужб вернули в Украину 1280 граждан - это касается зон боевых действий, территорий, где действуют террористические организации. Поэтому нужно новое законодательство, где мы бы имели условия для работы за границей, - резюмировал председатель СВР.

Впрочем, Рада вряд ли пойдет на пересмотр «разведзаконодательства»: в свете политического кризиса любое увеличение полномочий спецслужб воспринимается депутатами крайне подозрительно.