Загрузить еще

Художник, отразивший тысячелетия

Он прожил без малого сотню лет, и за это время успел в своих произведениях создать как бы изобразительную "летопись" Киева далеко в глубь веков.
 
Самородок в Академии
 
Будущий художник родился в 1864 году в селе Вышнополь, неподалеку от Умани (теперь Черкасская область). Его раннее детство проходило в бедной крестьянской семье. Но с малых лет Иван чувствовал в себе способность к рисованию. Не утерпев, он еще мальчишкой нашел возможность выбраться из родного села и прибыл в Киев, где дядя помог ему устроиться сначала на монастырское служение, а потом в иконописную школу Киево-Печерской лавры. Затем в судьбе Ижакевича принял участие известный художник-педагог Николай Мурашко. Увидев у мальчика незаурядные способности, он взял Ивана бесплатно в свою рисовальную школу. Здесь юный самородок не только учился, но и применил на практике свое умение, когда воспитанников школы Мурашко привлекли к реставрации древних росписей Кирилловской церкви.
 
В 1884-1888 годах Ижакевич учился в столичной Академии художеств, был за успехи удостоен отличия, но из-за нехватки средств ему пришлось оставить обучение. Таким образом, он так и не получил законченного образования, однако благодаря своим способностям, можно сказать, активно впитывал в себя художественную культуру и стал настоящим мастером.
И. Ижакевич. Братья Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбедь.
 
Высокий уровень таланта Ивана Ижакевича подтвердили росписи Трапезной церкви и палаты в Киево-Печерской лавре, которые он выполнял в 1900-е годы совместно с другом-художником Георгием Поповым под руководством выдающегося архитектора Алексея Щусева. Эта работа показала, что в церковно-монументальном искусстве рождается новое направление, отразившее художественные поиски модерна.  
 
Некоторое время Иван Сидорович преподавал в иконописной школе Лавры. Ему удалось осуществить интересный замысел: под его началом молодые ученики расписали интерьер церкви Всех Святых над Экономическими воротами Киево-Печерской обители. Результат получился вполне достойный, и эти росписи теперь признаны памятником искусства. Правда, лаврское начальство вскоре решило изменить статус своей школы, превратив ее в мастерскую ремесленников-богомазов, после чего Ижакевич ушел оттуда.
 
Известно, что Ивана Ижакевича привлекали к храмовым работам в Белгороде, в Екатеринодаре. Но после революции работа по украшению церквей надолго осталась в прошлом...
 
Городские пейзажи 
 
Среди многочисленных дореволюционных изданий, посвященных Киеву, выделяется художественный альбом, подготовленный в 1910-е годы местным издательством "День". Он содержит свыше двух десятков киевских пейзажей, выполненных лучшими художниками города. Эти же изображения по отдельности расходились на цветных открытках.
 
Украшение альбома составили произведения Ивана Ижакевича. Их сюжеты разнообразны: Лавра и храм Спаса на Берестове, Михайловский и Покровский монастыри, Аскольдова могила и Владимирская горка... Любая работа Ижакевича здесь привлекает выверенной композицией, свободным рисунком, прекрасным цветовым решением для любого времени года, будь то снежная зима или майское цветение.
 
До сих пор пейзажи Ижакевича из альбома издательства "День" часто используются для иллюстрирования книг и статей о старом Киеве. Оригинал одного из них - небольшая работа маслом - экспонируется ныне в Музее одной улицы на Андреевском спуске. 
Иван Ижакевич.
 
Иконописец-орденоносец
 
В советское время для талантливого и плодовитого художника нашлось достаточно дел. Ему заказывали многочисленные картины и панно для музеев на исторические темы. Он мог, к примеру, вполне убедительно изобразить первобытное стойбище (так называемую Кирилловскую стоянку) 20 тысяч лет назад, народное восстание против алчных киевских правителей в 1113 году или же столкновение киевлян с литовским воеводой Гоштовтом в 1471-м. Немало потрудился Ижакевич как иллюстратор украинской литературы.
 
Между тем Иван Сидорович не забывал и о своем призвании иконописца. Уже в 1940-е годы к нему обращались священники окраинных церквей с просьбами украсить их храмы своими произведениями. Так появились его работы в иконостасе Покровской церкви на Приорке, лики Богородицы и святых в Макарьевской церкви на Татарке (в том числе и аналойная икона Св. Макария с частицей мощей). Власти не стали придираться к этой "чуждой" деятельности советского художника: во-первых, за время войны официальное отношение к религии несколько смягчилось; во-вторых, не было смысла перевоспитывать почтенного живописца. Напротив, к 85-летнему юбилею он был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1951 году ему присвоили звание народного художника УССР.
 
Жил Иван Ижакевич в собственном домике на Куреневке, среди зелени и здорового воздуха. В глубокой старости продолжал неустанно работать кистью, во время отдыха мог поиграть на скрипке (его сын Михаил, к слову, окончил Киевскую консерваторию и стал композитором). Еще при жизни имя Ижакевича превратилось в легенду.  
 
Скончался мастер в Киеве в 1962-м, на девяносто девятом году жизни. Последний его адрес - улица Николая Садовского, 8а, - отмечен мемориальной доской. А над могилой на новой части Байкова кладбища воздвигнут бронзовый бюст замечательного художника. 
И. Ижакевич. Аскольдова могила. С открытки издательства "День".
 
Кстати
 
Труженик "Нивы"
 
В творческой биографии Ивана Ижакевича видное место занимает его сотрудничество с "Нивой" - популярнейшим в Российской империи иллюстрированным журналом, расходившимся сотнями тысяч экземпляров. Продолжалось оно без малого три десятилетия - с 1888 года, когда Иван Сидорович еще учился в Академии художеств, вплоть до 1917-го. В числе художников этого журнала были такие знаменитости, как Елизавета Бём, Игорь Грабарь, Николай Каразин, Леонид Пастернак, и другие, но рисунки Ижакевича всегда были заметны на страницах "Нивы". Многие из них отражали прошлое и быт Украины - сцены из киевских летописей, образы Запорожской Сечи, жизнь малороссийских сел. Так украинская история и этнография получала распространение по всей необъятной империи. "Нива" славилась своими литературными приложениями - библиотечкой изданий выдающихся писателей, и Ижакевич с успехом занялся книжной графикой. Особенно известны его тогдашние иллюстрации к роману "Князь Серебряный" графа Алексея Толстого и к "Кобзарю" Тараса Шевченко.