21 ноября
Загрузить еще

Как воздух

Как воздух

В советские времена выборы называли - в газетных передовицах, конечно! - праздником демократии. Праздник обставлялся на славу. На избирательных участках играла музыка, в буфетах продавали бутерброды с копченой колбасой, шоколадные конфеты, газировку и пиво. В буфет пускали, как в рай. Но сначала следовало исполнить гражданский долг. На участки приходили семьями, детям нравилось опускать в урну бумажки, которые выдавали папе с мамой. Однако притяжение конфет в витрине действовало на неокрепшие умы сильнее…

Демократия рядом не лежала. Впрочем, ее, как дефицита, никто и не просил, поскольку не знал, с чем такое едят. Кандидаты в депутаты советов разного уровня (голосовали лишь за них, первый и последний президент Михаил Горбачев появился на закате Союза) смотрели с единообразных портретов. И не имело значения, кому отдать свою «птичку» - все и в прямом, и в переносном смысле на одно лицо, одного блока коммунистов и беспартийных. (Кстати, вопрос: наблюдатели за избирательным процессом тогда существовали? По идее, в них не было нужды. Голосуй - не голосуй, все равно получится 99,9 процента «за».) Но мы сравниваем ситуацию не с «доисторической» порой. Вспоминаем период независимости.

Вот что сообщает Комитет избирателей Украины: зафиксировано несколько (!) случаев административного давления на работников бюджетных и коммунальных организаций. Иным кандидатам вынесли предупреждение: они злоупотребили служебным положением. Совершали вроде рабочие поездки, а на деле агитировали за себя и рассказывали гадости о соперниках. Однако подобные действия не носили системного характера и мало отразились на симпатиях избирателей, подчеркивает КИУ.

Кандидатов - восемнадцать. Есть конкуренция персонажей и идей. Хотя на популярность влияет наличие у кандидата капитала. Можно назвать группу экономических лидеров гонки, чьи пиар-тексты в прессе исчисляются сотнями штук, а телевизионные ролики крутят даже ночью. Вперемешку с рекламой из томных вздохов красоток в бикини: «Позвони мне…»

Оттянулись политтехнологи. Скандалы, интриги, компромат ведрами… Все предвещают фальсификации. Все же клянутся им противодействовать и не допустить.

Но самое главное: ни одна душа не знает, кто станет президентом. Нет бетонной предопределенности и обреченности толпы перед властью. Все по-настоящему. Значит, демократия, которая пришла в 2004-м, стала привычной и подобной воздуху. Воздух есть - его не замечают. Но при отсутствии начинают задыхаться…