Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
18 апреля
Загрузить еще

Из сала и водорослей можно делать дешевое топливо!

Из сала и водорослей можно делать дешевое топливо!
Фото: Ученый Владимир Семенов знает множество способов, как недорого получать горючее.

Уже не первый год наш газовый сектор лихорадит: это даже по скачущим ценам на нефть и безнзин видно. А тут еще газовый кризис. Самое время задуматься об альтернативных видах топлива, которые хоть немного уменьшили бы зависимость Украины от стран-продавцов энергоносителей. Есть, к примеру, очень реальный вариант - биодизельное топливо (БДТ). Как его получать и применять, нам рассказал кандидат технических наук из Харькова Владимир СЕМЕНОВ.

Подойдут и рапс, и соя

- Для изготовления биодизеля подходит любое сырье, содержащее животные и растительные жиры. Не только широко известный рапс, но и, например, отходы мясокомбинатов и даже морские водоросли! - утверждает ученый. - В европейских странах БДТ делают главным образом на основе рапса. Он дает хороший урожай - до 50 центнеров с гектара, а из его семян, если поднапрячься, можно выдавить до 40 процентов масла. Американцы выращивают много сои (до 80 млн тонн в год), однако ее масличность несколько меньше.

- А в Украине как дела с рапсом?

- В прошлом году был пик урожайности: засадили рапсом 1,8 млн га и получили около 3 млн тонн, заняв одно из первых мест в мире после Аргентины, Канады и России, которая в последние годы тоже активно занялась его выращиванием. Но обидно, что 90 процентов урожая вывезли за границу… Фермеры считают, что проще продать рапс и на вырученные деньги купить обычное дизтопливо.

- Биодизель у нас уже используют?

- Частные предприниматели, фермеры покупают простые установки и на них изготавливают БДТ в небольших количествах - себе и соседям. Это топливо не годится, к примеру, для «Мерседесов» с дизельными двигателями, а вот для тракторов вполне подходит. Ничего сложного здесь нет: налили масло, добавили метанол с катализатором, перемешали, отстояли - и утром образовавшийся верхний слой уже можно использовать. На лекциях я даже показываю студентам, как сделать такую смесь в обычной бутылке… К слову, применение найдется и получившемуся осадку (глицерин, остатки катализаторов). На фермах его высушивают и сжигают в котлах для подогрева воды, а потом используют в качестве пищи животным или же новой порции рапсового масла перед реакцией. Есть еще и солома, которую можно брикетировать и сжигать. Полностью безотходное производство!

«Испуганная» трава запасает жиры

- С маслом понятно. А как получить топливо из водорослей?

- Сейчас этим занимается одна днепропетровская фирма. Водоросли выращивают в специальном фотобиореакторе, затем сепарируют и отжимают воду. А уже из сухой массы выдавливают масло и делают биодизель. Проблем с сырьем нет - такие водоросли растут и в наших морях. Кстати, у них есть интересное свойство: если их «пугать», резко изменяя яркость освещения (так называемая искусственная смена дня и ночи), они начинают запасать жиры. То же самое происходит, если изменять содержание азота в воде… То есть этими процессами можно управлять.

Еще одно интересное изобретение - агрегат по производству биотоплива из сала. Пилотная установка есть в Полтаве. Там тоже нет ничего сложного: взяли 30 кг говяжьего жира, сложили в обычную бочку, растопили, добавили спирт с катализатором… Единственный недостаток такого топлива - оно мутнеет и начинает замерзать уже при температуре +8 градусов, то есть двигатель не может на нем работать.

/upimg/photo/12116.jpg?0.710134255970967

/upimg/photo/12116.jpg?0.710134255970967

Автобусы заведет масло из фритюрниц

- А в коммунальном хозяйстве биодизель сгодится?

- Конечно! БДТ хорошо подошел бы в качестве котельного и печного топлива. Сейчас, к примеру, многие городские ТЭЦ перешли на мазут, из-за чего из труб валит жуткий дым, снег вокруг чернеет… А ведь мазут сжигают десятками тонн - представляете, какой это вред для экологии?! Биодизель пригодился бы и транспортникам. Я предлагал, например, такую идею: собирать фритюрный жир в кафе и столовых, очищать его и делать топливо для муниципальных автобусов. Можно в порядке эксперимента заправить им две-три машины и посмотреть, что получится. Жаль, никого этого не интересует.

- Неужели все упирается в финансы?

- На протяжении девяти лет я обращался и к губернаторам, и к правительству, но получал один ответ: «Это все хорошо, но средств нет». Думаю, идет мощное лоббирование интересов нефтяников, угольщиков, газовщиков и, вероятно, атомщиков… Нам же нужна полноценная нормативная база для производства биодизельного топлива. Тогда можно будет говорить и о его продаже за границу. Уже сейчас Украина производит, по разным данным, до 150 тысяч тонн БДТ в год. Для сравнения: в прошлом году в Европе изготовили порядка 7 млн тонн, семимильными шагами в этом направлении движутся США. Вот и новый американский президент Барак Обама - приверженец идеи перехода на альтернативное топливо.

- Но ведь наши производители могут просто махнуть на все рукой и продавать БДТ за границу, а страна останется опять у пустой газовой трубы. Есть такой риск?

- Тут не все так просто… К примеру, Бразилия экспортировала свой этанол в Европу. Там не успели закрыть таможенные барьеры, и привозное сырье буквально залило ЕС! После этого там поставили очень строгие ограничения. Но если мы будем изготавливать качественное сырье и продавать его по более низкой цене, чем зарубежные коллеги, то его купят… Конечно, вначале должна заработать наша экономика. А раскрутить отечественное биодизельное топливо можно - вопросов нет! Тем более что сейчас Украина по всем параметрам готова к его производству и использованию. И сырье свое есть, и фирмы, которые уже изготавливают установки для производства БДТ: в Полтаве, Краматорске, Днепропетровске, Киеве, Донецке, Запорожье. Их продукцией интересуются многие страны мира.

А В ЭТО ВРЕМЯ

В запорожских селах обогреваются шелухой от семечек

В селе Чкалово около двух лет назад построили единственную на всю область котельную, работающую на соломе. Проект обошелся в 1,5 миллиона гривен, зато теперь детский сад и школа получают тепло регулярно. Да и текущие расходы небольшие - на весь отопительный сезон уходит около 700 тонн соломы, при том что ежегодно на полях области сжигают около 3 миллионов. В других селах котельные топят брикетированной шелухой семечек и бытовым мусором.

Руководство теплосетей Запорожья тоже всерьез задумывается об альтернативном топливе.

- Можно использовать продукты переработки древесины, ведь их просто сжигают или захоранивают на свалках, - говорит директор концерна «Тепловые сети» Игорь Лайтерман. - Эти отходы бесплатны. Как раз сейчас готовим соответствующий проект. В стадии разработки и идея использования тепла канализационных стоков.

ВНИМАНИЕ!

«Комсомолка» ищет альтернативные виды топлива!

Уважаемые читатели! У вас есть интересные идеи, изобретения или даже реальные наработки по использованию альтернативного топлива? Сообщите нам на адрес [email protected] Наши журналисты свяжутся с вами и расскажут о ваших идеях на страницах «Комсомолки». Возможно, именно вашим изобретением заинтересуются чиновники.

Продолжение темы - в номере за вторник, 20 января.