Попробуем опровергнуть некоторые скользкие вопросы, которые за уши хотят притянуть и навязать нам «представители общественности».
Что касается того, что населению якобы планируют навязать какие-то компании-монополисты по управлению жилым фондом с подачи Кабинета министров, «отдать в кабалу, рабство» и тому подобные лозунги… Исполнитель услуги по управлению жилым фондом - это обслуживающая организация, которую выберут собственники многоквартирного дома. Выберут самостоятельно (сейчас этот выбор за нас делает государство). При этом определить в качестве исполнителя этой услуги можно любое юридическое или физическое лицо: кому-то по душе будет старый добрый коммунальный жэк, кому-то частная компания, кто-то захочет наладить выполнение услуги собственными силами, организовав ОСМД или Товарищество собственников жилья. Проект Жилищного кодекса предоставляет жильцам целый ряд возможностей и альтернатив, для того чтобы собственники домов могли реализовать свои права.
При этом в кодексе нет ни слова о лицензировании деятельности по управлению жилым фондом. Сегодня, как уже всем известно, политикой государства является сокращение видов деятельности, которые подпадают под государственное регулирование.
Но при этом кто может поспорить с тем фактом, что обслуживание жилого фонда далеко не ограничивается простым собиранием денег с населения. Обслуживание жилого фонда - это огромная ответственность.
В обязанности государства входит не просто предоставить право выбора, а и обеспечить качество такого выбора и при этом, безусловно, не превратить подобный контроль в очередную кормушку для чиновников.
Схожая проблема была и в Российской Федерации, где процессы были сначала пущены на самотек и государство полностью абстрагировалось от проблем нового собственника жилого фонда - выбирайте кого хотите, как хотите управляйте. В результате люди попали в новое рабство к сотням тысяч никому не известных компаний, в каждом доме появились «предприниматели», нацеленные на сбор денег с населения и не имеющие никакого понятия об организации надлежащих услуг. Появились массовые случаи мошенничества. Ведь в данном вопросе частное не всегда лучше коммунального. В итоге в России кинулись в другую крайность - попытались ввести лицензирование на данный вид деятельности, что не привело к исправлению ситуации, а лишь дало дополнительные инструменты чиновникам.
Ни у кого не возникает сомнений, что исполнители услуг по управлению должны обладать определенными знаниями (пройти соответствующее обучение, а государство обязано обеспечить такую возможность и обязательность), иметь минимально необходимый набор технических средств для обеспечения надлежащего содержания жилого фонда в зависимости от объемов. Минимальные требования к таким обслуживающим организациям должны быть предусмотрены, что и нашло отражение в проекте Жилищного кодекса.
Требования к исполнителям различны. Для собственников домов, которые принимают решение управлять своим домом самостоятельно, требование будет сводиться к обязательности обучения персонала. Для компаний, которые намерены брать в управление большой объем жилищного фонда и заниматься этим профессионально, требования более жесткие, среди них как достаточность собственных инвестиционных ресурсов, так и достаточность собственной материальной базы.
Данные нормы не предусматривают жесткого контроля со стороны государства в виде лицензирования этого вида деятельности, и вообще механизмы контроля не являются предметом данного проекта ЖК, поэтому говорить о каких-то монополиях на рынке жилищных услуг и тотальном государственном контроле сегодня просто безосновательно.
Проект кодекса предполагает более 100 ссылок на нормативные документы КМУ, которые будут регулировать в том числе и этот вопрос. В данном случае существует масса инструментов помимо лицензирования. Это и членство в саморегулирующих организациях, и обязательное обучение, и прочее.
Утверждение, что управители - это просто прослойки, призванные управлять, - в корне неправильное и необоснованное суждение. Управители - это определенные собственником обслуживающие организации, отвечающие за выполнение множества функций, обозначенных проектом кодекса, большинство из которых они не могут делегировать сторонним исполнителям. Необходимо отметить, что это прежде всего ответственность. Ведь сегодня крайнего в жилом фонде не найдешь, в каждом доме - по семь хозяек. И в интересах собственников выбирать в качестве управителя не просто лицо, которое будет только управлять, не производя при этом никаких работ (быть прослойкой), а такого исполнителя, который способен эффективно и самостоятельно эти работы выполнить и имеет в своем распоряжении необходимые ресурсы, - именно такая возможность и заложена в проекте ЖК.
НА ЗАМЕТКУ
Для тех, кто действительно интересуется вопросами жилищной реформы, настоятельно рекомендую прочитать книгу «Реформа ЖКХ от А до Я», которую можно бесплатно скачать на Украинском информационном портале ЖКХ Украины по адресу http://www.info-gkh.com.ua