Загрузить еще

Регион недосчитается еще десятка школ

Один ребенок обходится в 7 – 10 тысяч гривен в год

 Сельские школы в Харьковской области закрываются каждый год. В 2008-м  приостановили свою работу шесть, в этом их будет еще больше - около десяти. Официальной статистики еще нет, однако известно, что проблемные учебные заведения находятся Купянском, Изюмском, Нововодолажском районах.

Главная причина такой ситуации - недостаток детей и плохое качество образования в сельских школах.

- С сельскими школами ситуация тяжелая, особенно с так называемыми малокомплектными школами, где учится 10 - 20 человек, - рассказывает Сергей Борисенко, заместитель главы областной организации профсоюза работников образования и науки. - Содержание этих школ экономически нецелесообразно, так как один ребенок обходится в 7 - 10 тысяч гривен в год. Кроме того, обучение в таких школах носит индивидуальный характер - на каждый предмет там выделяется чуть ли не один час в неделю. Соответственно качество образования падает, и ребенок страдает.

Выход - закрытие школы и перевод детей в соседнее учебное заведение с большей материальной базой. Но на это нужно согласие родителей, а они зачастую против: кто же захочет, чтобы малыш ездил за десятки километров на школьном автобусе. Особенно зимой, когда за окном морозы, а на дорогах - гололед.

- Автобусы ходят таким образом, что детей забирают в 6.30, а возвращают в 17.00, - продолжает Сергей Борисенко. - А ведь это первоклашки, шесть лет. Чтобы в 6.30 ребенка посадить на автобус, его нужно разбудить в пять часов утра. А когда он в пять вечера возвращается домой, то уже не гуляет и не отдыхает.

Поэтому вместо того чтобы закрывать школы, власти решили приостанавливать их работу - на это согласие громады не требуется.

 О закрытии СШ узнали 31 августа

 Решение о закрытии двух школ в Изюмском районе вынесла председатель местной райгосадминистрации Любовь Шамрай. Но с решением чиновников не согласились не только дети, родители и учителя, но и районный совет, и даже прокуратура, которая вынесла на это решение свой протест. Окончательную точку в вопросе, закрывать или нет изюмские школы, поставит суд.

По словам учительницы Сулиговской школы, они до сих пор не знают, как получилось так, что о закрытии узнали только 31 августа.

- В конце апреля нас предупредили, что после окончания учебного года школа будет закрыта. Но затем - абсолютная тишина, - вспоминает учительница, пожелавшая остаться неназванной. - Сколько наш глава сельсовета приглашал председателя райадминитсрации в гости, но никто не приезжал, никто ничего не говорил. А этот сумасшедший дом, по-другому не назовешь, начался только в двадцатых числах августа.

Некоторым учителям школы предложили приемлемые условия работы, а другим - такие, которые просто невозможно было принять. Например, директору - перейти в другую школу учителем, физруку - вести кружки в соседних селах после уроков.

- Если вы не можете нам предложить условий, поставьте нас на биржу труда, увольте по сокращению. Но нам говорят, что не могут этого сделать, потому что предприятие не ликвидировано, - жалуется учительница.

 Из семи выпускников шестеро поступили

 Учеников Сулиговской школы предлагали отдать в соседнюю – в семи километрах от села. Родители выступили против и просят дать им возможность самим выбирать, где будут учиться их чада.

- Дети стали заложниками ситуации, а первое, что необходимо сделать, - обеспечить им учебный процесс, - поделилась Галина Михайленко, заместитель начальника ГУ образования и науки ХОГА - Сейчас учебный процесс в школе остановлен.

По словам же учителей, которые, к слову, находятся в полном неведении относительно своей заработной платы, 11 детей, оставшихся в школе, по-прежнему ходят на уроки. Защищая родное учебное заведение, педагоги подчеркивают: из семи выпускников 2009 года шестеро продолжили образование.

- Они учатся в средних специальных учебных заведениях, - рассказывает учительница Сулиговской школы. - Двое из них набрали больше всех баллов по тестированию на потоке.

 Дословно

 О проблемах в Сулиговской школе ее выпускники даже слагают стихотворения:

Чому убивати майбутнє країни?

Чому перетворюють села в руїни?

Навіщо розбиваєте гніздо для лелеки?

Село наше й так вже далеко-далеко.


Малышню из небольших учебных заведений переводят в более крупные - за несколько километров от дома.