МЕСТА ПОД СОЛНЦЕМ РАСПРЕДЕЛЯЮТ В ТЕНИ
Депутаты Верховной Рады, как известно, работают сидя. И для того чтобы сидеть комфортно, они даже готовы пойти на жертвы - под куполом ходит история-анекдот про нардепа одного из предыдущих созывов, который выменял у коллеги лучшее место на новенький джип.
Подковерная борьба за лучшие сектора в парламенте начинается с момента избрания депутатов. Как пояснил "КП" член регламентного комитета Рады Владимир Каплиенко, в конечном счете их распределяют по принципу "кто сильнее".
- В Раде есть своя дедовщина: бывалые и опытные депутаты знают, какие комитеты лучше выбирать, в какие комиссии по связям с зарубежными странами входить и на каких местах сидеть. А "шнурки" плохо ориентируются, и когда начинают понимать - лучшие места уже расхватали. То же касается и фракций. Та, которая имеет перевес в момент распределения "секторов" - а это происходит до проведения первого заседания, - и занимает лучшие места.
А вот внутри фракций работает другой принцип: "кто первым встал, того и тапки". Если, например, депутат не хочет сидеть за колонной или первым в ряду (чтобы через него протискивались коллеги) - он просит об этом руководство фракции.
ПОДАЛЬШЕ ОТ ПРЕССЫ, ПОБЛИЖЕ К НАЧАЛЬСТВУ
Наверное, самый важный критерий, по которому депутаты оценивают свое место, - его "обзорность". Мало кто хочет, чтобы фото его, например, ковыряющего в носу, красовалось на интернет-сайтах с подписью, иллюстрирующей работоспособный настрой. С этой точки зрения самые невыгодные кресла достались оппозиционным фракциям "Наша Украина" и БЮТ-"Батьківщина". Именно их сектор лучше всего "простреливается" парламентскими фотокорреспондентами. Не отличаются комфортом и места, доставшиеся Партии регионов, - они находятся прямо под ложей прессы, и всем видно, как Михаил Чечетов дает коллегам по партии "установку" относительно голосования.
- А вот нас журналистам не очень-то видно. С одной стороны, это плюс - но иногда очень хотелось бы увидеть свою фотографию в прессе, - говорит Каплиенко, входящий в депутатскую группу "Реформы ради будущего". - Кстати, наши с Игорем Рыбаковым (лидер группы. - Авт.) места исторические: с них Иван Плющ пошел на руководящую должность в парламенте.
ИНТЕРНЕТ ПО ТАЛОНАМ И ЭХО ИЗ-ЗА КОЛОНН
Еще один критерий, важный для депутатов, - это наличие сети Wi-Fi. Не секрет, что многие депутаты используют разнообразные гаджеты - а сидеть в платном Интернете дорого.
- Самые козырные в этом отношении места - те, которые ближе всего к ложе прессы - как раз там и находится точка доступа. В свое время я даже писал запрос в секретариат Рады, чтобы устроили Интернет для всех депутатов. Но мне сказали, что сеть будет мешать работе Рады, - поделился с "КП" оппозиционер Виктор Уколов.
Раньше, говорят, Интернет "достреливал" даже до трибуны и спикерского кресла. Но у Владимира Михайловича нет в этом потребности, и сейчас в некоторых местах зала Wi-Fi не работает. Так что дармовым Интернетом может пользоваться Народная партия Владимира Литвина, те же "Реформы ради будущего", а также часть Партии регионов. В частности, Виктор Янукович-младший, которого нередко замечали замершим за изучением автомобильных сайтов на экране "планшетника". Место у него вообще прекрасное - сидит за колонной, почти неуязвимый для папарацци, рядом с пустующим обычно креслом Рината Ахметова, в зоне уверенного приема сигнала Wi-Fi и в секторе хорошей акустики.
УДАР ДЕЦИБЕЛАМИ
Кстати, о слышимости. Недавно лидер фракции Партии регионов Александр Ефремов пожаловался на плохую слышимость со своего места - кресло депутата находится в самом центре зала.
- Во время выступления отдельные народные депутаты выступают слишком эмоционально, и они выходят на такой звуковой барьер, что в зале нельзя понять, о чем говорит человек. Я предложил как-то уменьшать звук в таких случаях, поскольку от крика оглохнуть можно. Там превышение децибел, и если проверить, то нарушаются все санитарные нормы! - пожаловался нардеп.
Динамики, ретранслирующие выступления с трибуны и с места, висят по периметру всего зала - их прикрепили к колоннам, на которых держатся ложи прессы и гостей Верховной Рады. Парламентские старожилы рассказали "КП", что их возраст - около 20 лет: звуковое оборудование меняли, еще когда в зале висел флаг Советской Украины. Неправильное и расположение колонок.
- Получается, что звуковые волны распределяются по залу неравномерно. В центре зала есть эхо, отражающееся от колонн и стен Рады, - сказал "КП" Денис Аксенов, звукоинженер, занимающийся установкой оборудования во время концертов.
У Блока Литвина и Компартии проблем со слышимостью нет - по словам оппозиционного депутата Льва Бирюка, сидящего с краю зала, он слышит звук нормальной громкости.