Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Выиграет ли потребитель от запрета рекламы лекарств?

Выиграет ли потребитель от запрета рекламы лекарств?
Фото: Чиновники хотят решать за нас, какие выбирать таблетки. Фото Thinkstock.

ПОСЛЕДСТВИЯ МОГУТ БЫТЬ ПЛАЧЕВНЫМИ

В Верховной Раде сейчас находятся на рассмотрении сразу два законопроекта, цель которых - ограничение рекламы лекарств. Это уже третья попытка за последние два года депутатов вмешаться в ситуацию с продвижением медпрепаратов на украинском рынке. 

- Реклама медпрепаратов в СМИ и на внешних рекламоносителях приводит к тому, что люди без предварительных консультаций с врачом покупают и принимают лекарства, информацию о которых получили из рекламы. При этом они не обращают внимания на то, что их использование может не только не дать желаемого лечебного эффекта, но и даже навредить, - считает начальник управления развития фармсектора Минздрава Людмила Конашевич. 

- Если проанализировать, от чего умирают люди и что продается, мы увидим, что смертность и заболеваемость людей не коррелируется с потреблением лекарств. Умирают преимущественно от сердечно-сосудистых заболеваний и онкологии, но больше всего продаются препараты, улучшающие пищеварение, - подчеркивает председатель правления Союза потребителей медицинских услуг, лекарственных средств и изделий медицинского назначения Владислав Онищенко. 

По мнению специалиста, сейчас в Украине происходит абсолютно бесконтрольное назначение и отпуск препаратов. Вместе с этим, подчеркивает он, реклама фармацевтических продуктов важный элемент, который позволяет потребителю осуществлять осознанный выбор лекарственных средств. 

- Единственное, что необходимо сделать сейчас - это обязать рекламодателей осуществлять деятельность в строгом соответствии с законодательством и четко контролировать процесс, - считает Онищенко. 

В ПОИСКАХ ЗОЛОТОЙ СЕРЕДИНЫ

Эксперты неоднозначно воспринимают подобные инициативы. С одной стороны, действительно законодатель пытается уберечь жителей страны от возможных угроз. Но с другой - делает это неуклюже, нанося социуму, возможно, куда больший вред.

Когда закрывается один источник информации, то люди сразу же находят другой. И в этом случае наверняка им станет Интернет, который сегодня совершенно не контролируется. А то, что черпают из него, может навредить здоровью сильнее, чем даже советы друзей и знакомых, которые украинцы часто берут на вооружение при самолечении. В противовес этому стоит учесть факт, что все же реклама препаратов в СМИ подается только после согласования с узкопрофильными специалистами. 

- Запрет рекламировать лекарства приведет к значимым потерям доходов средств массовой информации и к закрытию некоторых из них. Массовые общенациональные СМИ потеряют примерно 17-20% совокупного дохода, а региональные газеты - до 60%. В итоге уменьшится экономическая независимость СМИ, - отмечает глава УАИПП Алексей Погорелов. - Неизбежно потеряет многое и госбюджет, поскольку поступления уменьшатся как вследствие сокращения в медийной отрасли после закрытия изданий, так и вследствие уменьшения продаж.

А ПОЧЕМУ БАДАМ ДАЮТ ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ?

В очередной раз удивляет и то, что в законе нет ни слова о правилах рекламирования БАДов. Конечно, это не лекарства, но и пищевые добавки могут нанести немалый вред здоровью. Более того, если разбирать обращения граждан в Минздрав, Гослекинспекцию и правоохранительные органы, то можно заметить, что большинство случаев связаны с мошенничеством с БАДами. Наивных покупателей, преимущественно пенсионеров, производители и продавцы пилюлек "разводят" на крупные суммы, выдавая БАДы за сильнодействующие и безопасные лекарства от порой неизлечимых болезней. Возникает вопрос – почему депутаты все время об этом говорят, но никак не придумают закон, реально защищающий людей? Может, потому, что механизм для регулирования такого рынка очень сложно найти, да и особый социальный бонус и огласку такая инициатива не даст. 

ЧТО ПРЕДЛАГАЕТ ЗАКОНОДАТЕЛЬ

Лекарствам "нет", знахарям - "да"

Все запрещено, кроме рекламы, которая размещается в специализированных изданиях, предназначенных для медицинских учреждений и врачей, а также которая распространяется на семинарах, конференциях, симпозиумах по медицинской тематике. Также запрещается реклама допинговых средств и методов их использования в спорте.

Кроме того, запрещается реклама сеансов массового целительства. При этом услуги целителей разрешены при условии, что у них есть специальное разрешение на занятие народной медициной. 

КОМПЕТЕНТНО

Глава Комитета по медицинскому праву Ассоциации юристов Украины Елена Беденко-Зваридчук:

- Категорично сказать, что запрет рекламы лекарства принесет значительную пользу, как то: уменьшение случаев самолечения и вызванных бесконтрольным применением лекарственных средств побочных и непредвиденных реакций, в том числе  летальных исходов - ожидать не стоит. Причин тому несколько: менталитет украинцев, которые считают, что рядовой пациент умнее и грамотнее врача и может на свое усмотрение менять схему лечения. Еще момент: пару дней назад была свидетелем того, как пациент покупал антибиотик. Провизор в категоричной форме начал "советовать" приобрести пробиотики: "Они же всегда назначаются вместе с антибиотиками!" В связи с тем, что в законопроектах четко не прописан запрет на скрытую рекламу препаратов со стороны сотрудников аптек, последние будут и далее "консультировать" пациентов и продавать, по их мнению, нужные препараты.

А КАК У НИХ? 

Реклама лекарств, на которые не требуется рецепт, разрешена в США и большинстве стран ЕС, а также во всех странах СНГ, за исключением Азербайджана. В некоторых странах (Великобритания, Польша, Казахстан и Киргизия) создали организации, которые отслеживают рекламу фармкомпаний.

В России реклама разрешена, но есть ограничения: например, запрещено использование образа медицинских работников и вся реклама должна сопровождаться предупреждением о противопоказаниях.