Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
28 марта
Загрузить еще

Новые открытия 
в «Софии Киевской»: Автограф 
французской королевы 
и неопознанная святая

Новые открытия 
в «Софии Киевской»: Автограф 
французской королевы 
и неопознанная святая

В этом году отмечается тысячелетие Национального историко-культурного заповедника «София Киевская». Несмотря на более чем почтенный возраст, собор до сих пор таит в себе множество тайн и загадок. Одним из уникальных источников информации являются фрески и надписи на них, специалисты их называют «граффити». Это своеобразная каменная летопись Киева. Одни из надписей рассказывают о малоизвестных фактах жизни исторических личностей, другие опровергают устоявшиеся взгляды на события прошлого.

Рассказать о последних исследованиях мы попросили ведущего сотрудника Национального заповедника «София Киевская», кандидата исторических наук Вячеслава Корниенко, который занимается изучением истории собора уже больше пяти лет.

Исследователи обнаружили и расшифровали 5 тысяч граффити. Полагают, в соборе их больше 7 тысяч.

 

- Недавно мы выявили цикл граффити, которые помогли по-новому взглянуть на высшую церковную иерархию времен Киевской Руси, - говорит Вячеслав Корниенко. - В одном из граффити говорится о киевском священнике Илларионе, которого 12 февраля 1051 года князь Ярослав Мудрый поставил митрополитом русских епископов, собравшихся в «Софии». До сих пор был известен только год события, и благодаря уточненной дате мы теперь знаем, что митрополитов и епископов ставили даже во время Великого поста, причем в любой день недели, а не только в воскресенье, как считалось раньше.

ВАРВАРА СТАЛА СВЯТОЙ ЕЩЕ ВО ВРЕМЕНА КРЕЩЕНИЯ

Исследование граффити, по словам Вячеслава Корниенко, помогло подтвердить древность культа некоторых святых. Например, ученые считали, что мощи святой Варвары, которые сейчас находятся в кафедральном Свято-Владимирском соборе, прибыли в Киев не во времена древней Руси, а значительно позже. Ведь особое почитание этих мощей началось в XVII веке. Однако работникам заповедника удалось установить, что культ святой Варвары Великомученицы приобрел большую популярность еще со времен крещения Руси.

- Фреска с образом святой Варвары находится в западной части храма. До сих пор не было известно, чей это образ, - говорит Вячеслав Корниенко. - О том, что это святая Варвара, говорят надписи на фреске, одна из которых выполнена еще в двенадцатом веке. Мы обратились к историческим источникам и выяснили, что частица мощей святой Варвары была привезена в Киев из Византии супругой князя Владимира Анной. При строительстве собора частицы мощей, скорее всего, были вложены под столп с образом святой в аркаде-трифориуме (арочный проем. - Авт.), через которую в древние времена входили в центральную часть храма. Вероятно, те, кто строил собор, верили, что, проходя рядом с мощами, люди освящались.

Эта надпись рассказывает о точной дате смерти Ярослава Мудрого - 20 февраля 1054 г.

 

ДАТА СМЕРТИ ЯРОСЛАВА

Вообще письменных источников по истории культов очень мало. Граффити помогают раскрыть многие тайны. Одна из загадок «Софии» - образ неизвестной святой. Фреска эта находится в западной внутренней галерее собора. Реставраторы XIX века ошибочно приняли ее за святую Акилину. Однако три надписи-граффити на фреске свидетельствуют о том, что на образе запечатлена святая Харалампия. Кем она была и каков ее вклад в христианскую религию - не известно. В святцах такая святая не упоминается.

Большинство граффити на стенах «Софии» имеют религиозное содержание. В основном это молитвы с просьбой помиловать того или иного человека. Писали все: от простых смертных до князей. На одной из стен центральной части храма сохранилась надпись 1110-1113 годов, сделанная князем Брячеславом, отец которого, Святополк Изяславович, был одним из основателей Михайловского Златоверхого монастыря. Брячеслав, которому на тот момент было не больше 10 лет, просит Господа помочь ему, «грешному и убогому». Была ли жизнь автора надписи счастливой, неясно, но известно, что князь прожил короткую жизнь - всего 23 года.

Есть в надписях на стенах и упоминания об известных исторических личностях, в частности о самом Ярославе Мудром. А именно о дате его смерти - 20 февраля 1054 года. Еще одно граффити посвящено любимому сыну Ярослава Всеволоду, который правил в Киеве после смерти отца. Надпись сделал один из дружинников Всеволода, Дмитрий. Он указал, что князь скончался 13 апреля 1093 года и его саркофаг был установлен в «Софии» в великий четверг, 14 апреля.

«ОСИНУ НА ТВОЮ ГОЛОВУ. АМИНЬ!»

Специалисты находят в «Софии» не только молитвы, но и надписи светского характера. Например, на одной из стен неизвестный автор написал полное негодования послание: «Козьма тать (вор) - украл мясо. Осину на твою голову. Аминь!» Есть граффити не без юмора: «Грамоте обучаяся Фома евнух писал то». Запись несколько раз зачеркнута. Возможно, это сделал и сам Фома, которого несправедливо заклеймили, либо кто-то из церковнослужителей, который решил, что таким надписям не место в соборе.

Свой автограф Анна Ярославовна оставила на стенах «Софии» перед отъездом во Францию.

 

Многие известные люди оставляли на стенах собора свои автографы, в том числе и дочь Ярослава Мудрого Анна, будущая королева Франции. Специалисты обнаружили его на фреске с образом святого Пантелеймона, который был одним из самых почитаемых в семействе Ярослава Мудрого.

- Мы считаем, что запись оставила Анна Ярославовна еще до своего отъезда во Францию. Для идентификации почерка провели большую работу. Для сравнения взяли грамоту из Суассонского аббатства, на которой сохранилась подпись королевы Анны. Хотя материалы, на которых делались надписи, разные, по динамике почерка мы определили, что оба автографа - на грамоте и на стене «Софии» - довольно похожи, - говорит Вячеслав Корниенко.

Есть на стенах «Софии» автографы известных людей, живших и в более позднее время. Здесь можно найти роспись польского дипломата Мартина Броневского, автора «Апокрисиса», выступавшего против унии православных и католиков, Антония Грековича, наместника униатского митрополита в Киеве, в 1618 году утопленного казаками, и многих других.

- Множество граффити периода XVI-XVIII столетий оставлены представителями разных вероисповеданий - православными, униатами, католиками, протестантами, - продолжает Вячеслав Корниенко. - Это говорит о том, что Софийский собор объединял все религии. Он открывает новую страницу в исследованиях межконфессиональных отношений в истории Киева.

В одной из галерей найдено изображение св. Харалампии. На сегодняшний день об этой святой ничего не известно.

КСТАТИ

В планах работников заповедника «София Киевская» в ближайшее время - исследовать саркофаг Ярослава Мудрого. На нем сохранилось множество граффити, которые, возможно, приоткроют неизвестные страницы из жизни князя. А вот судьба останков правителя Киевской Руси, пропавших во время Великой Отечественной (подробности - на сайте kp.ua), до сих пор остается неизвестной. Специалисты «Софии» считают, что они до сих пор могут храниться в одной из церквей Бруклина. А пока в саркофаг Ярослава вернутся останки двух дам, живших в разных тысячелетиях, которые обнаружили в 2009 году на месте праха князя.