ПРИВАТИЗАЦИЯ УГОЛЬНОЙ ОТРАСЛИ ЗАЙМЕТ ТРИ ГОДА
- В марте исполняется год, как вы возглавили министерство, которое отвечает за топливно-энергетический сектор. Как бы вы охарактеризовали нынешнее состояние этой сферы?
- Качественный рост отечественной энергетики - один из основных приоритетов деятельности украинского правительства. Сегодня уже сделан ряд важных шагов по диверсификации источников поставок в Украину энергоносителей, налажено сотрудничество с зарубежными партнерами как на Востоке, так и на Западе. Реализуются мероприятия, направленные на увеличение уровня добычи собственных энергоносителей. У нас уже есть договоренности с ключевыми энергетическими компаниями мира, которые согласны инвестировать в украинские месторождения.
Кроме того, за прошлый год мы увеличили инвестиции в отрасль на 30 процентов. В этом году ожидаем около 1,5 млрд долл. только под конкретные программы. Мы видим, что продвигаемся вперед, есть прогресс, и можем заверить людей, что правительство сделает все, чтобы обеспечить эффективное развитие украинской энергетики.
- Недавно Минтопэнерго объединилось с Минуглепромом. Сделаны ли уже какие-то шаги по развитию угольной отрасли?
- Угольная отрасль находится под особым контролем правительства. В этом секторе сейчас работают почти 200 тысяч сотрудников. Безусловно, угольную промышленность коснется процесс приватизации. Мы ожидаем, что он займет приблизительно три года. Главными условиями при этом станут обеспечение вложений финансов в техническое оснащение шахт и повышение эффективности добычи угля.
НЕФТЕТРЕЙДЕРОВ МОГУТ ОШТРАФОВАТЬ НА МИЛЛИАРД ГРИВЕН
- Основная тема прошедшей недели - рост цен на бензин. Чем обусловлен такой подъем на рынке нефтепродуктов?
- Сегодня тенденции роста цен на нефть наблюдаются и на мировом рынке. Это отображается на стоимости топлива. Со своей стороны Минэнергоугля делает все возможное, чтобы предотвратить стремительное подорожание цен.
Предыдущее правительство Тимошенко оставило в наследие сложную ситуацию на рынке топлива. Отмена пошлины на импорт нефтепродуктов привела к монополизации рынка со стороны импортеров. Их доля на рынке достигла 60 процентов. Это позволило им ввести «ценовой диктат», увеличив стоимость топлива практически до европейского уровня.
Как вы знаете, сегодня проводится антидемпинговое расследование относительно импортеров нефтепродуктов. На завершающей стадии расследование Антимонопольного комитета в отношении ценового сговора главных операторов внутреннего рынка нефтепродуктов. Если этот факт будет доказан, то на нефтетрейдеров могут быть наложены беспрецедентные штрафы - до 1 млрд грн.
- Какие еще меры будут предприняты для урегулирования этой ситуации? Ведь скоро посевная…
- Минэнергоугля совместно с отечественными нефтепереработчиками уже разработали план мероприятий по стабилизации ситуации на рынке нефтепродуктов. Мы планируем увеличить переработку нефти до 14 млн тонн в текущем году и производство нефтепродуктов за счет модернизации украинских НПЗ.
Кроме того, для проведения посевной кампании Минэнергоугля уже согласовало с МинАПК поставку топлива производителям сельскохозяйственной продукции. В свою очередь НАК «Нафтогаз України» обеспечит формирование резерва низкооктановго бензина и дизельного топлива из ресурсов ГК «Укргаздобыча», чтобы в дальнейшем реализовать их сельскохозяйственным предприятиям с дисконтом от среднерыночных цен на момент реализации топлива.
|
МОДЕРНИЗИРОВАТЬ НАШУ ГТС ВЫГОДНЕЕ, ЧЕМ СТРОИТЬ ЮЖНЫЙ ПОТОК
- Какие планы вы ставите перед своим ведомством по развитию нефтегазового сектора?
- В текущем году первоочередное внимание будет уделено вопросу увеличения собственной добычи газа и нефти. Как вы знаете, 15 февраля 2011 года в Вашингтоне был подписан Меморандум о взаимопонимании между правительствами двух стран относительно добычи газа из нетрадиционных источников. Кроме того, НАК «Нафтогаз України» и компания «ЭксонМобил» подписали Меморандум о сотрудничестве в сфере разведки запасов нетрадиционных углеводородов в Украине. Также предусмотрено привлечение компаний «Шеврон» и «Шелл» к разработке месторождений на востоке и западе Украины. Проводится активная работа по привлечению транснациональных компаний к разработке месторождений углеводородов на Черноморском и Азовском шельфах.
- А что касается использования нефтетранспортной системы Украины?
- В январе 2011 года был подписан договор о предоставлении услуг по транспортировке нефти между ОАО «Укртранснефть» и ЗАО «Белорусская нефтяная компания». Договор подписан сроком на два года с дальнейшей его пролонгацией по согласию сторон. В этом документе предусмотрено гарантированное транспортирование 4 млн тонн легкой нефти ежегодно нефтетранспортной системой Украины с использованием нефтепровода «Одесса - Броды» до белорусского нефтеперерабатывающего завода в г. Мозырь.
- Проводятся ли в Украине работы по поиску новых газовых месторождений?
- С начала 2010 года ГК «Укргаздобыча» осуществила поисково-разведывательные работы почти на 40 месторождениях. Кроме того, во исполнение договоренностей, достигнутых в Брюсселе, мы начали работу по модернизации отечественной газотранспортной системы. По поводу этого ведутся переговоры с международными финансовыми институтами. Первый шаг в этом направлении будет сделан уже в первой половине этого года. Я надеюсь, что до конца года мы получим первые деньги и начнем процесс модернизации трубопровода Уренгой - Помары - Ужгород, который является ключевым газопроводом нашей ГТС.
- Россия продолжает строительство обходных газопроводов. Какая позиция Украины по этому поводу?
- Мы считаем, что отечественная ГТС является наиболее надежной и технологически развитой в Европе. Модернизировать украинскую ГТС намного целесообразнее, чем строить Южный поток. Поэтому наш президент приглашает к сотрудничеству компании, которые заинтересованы в нашей ГТС, к участию как партнеров в ее модернизации.
РОСТ ЦЕН НА ТОПЛИВО ПРИВЕДЕТ КО ВТОРОЙ ВОЛНЕ КРИЗИСА?
- Какие, на ваш взгляд, главные задачи стоят перед украинской энергетикой?
- Первое - это диверсификация. Сейчас украинская сторона реализует мероприятия по сотрудничеству с транснациональными корпорациями по разведке и добыче нетрадиционного газа. Кроме того, в декабре прошлого года создано ГП «Национальный проект «LNG-терминал», которое должно скоординировать работу по сооружению терминала по приему природного сжиженного газа объемом 10 млрд куб. м на Черноморском побережье Украины до 2014 года.
Второе - это развитие ядерной энергетики. У нас есть 15 ядерных реакторов, еще два мы построим дополнительно. Кроме того, создадим замкнутый цикл в нашей ядерной энергетике. В частности, совместно с «Росатомом» собираемся строить завод по фабрикации ядерного топлива. Также мы планируем увеличить добычу собственного урана и производство уранового концентрата.
Третье - это, конечно же, разрешение ситуации с ценами на нефть и нефтепродукты. Неконтролируемый рост цен на топливо может стать одним из главных факторов возникновения второй волны мирового экономического кризиса. Это вызов, который стоит не только перед Украиной, но и перед всей мировой экономикой.
- Вы очертили главные, так сказать, стратегические направления. А что конкретно уже реализуется и планируется сделать в ближайшем году?
- Мы собираемся обеспечить в этом году проведение приватизации нескольких генерирующих предприятий с целью привлечения инвестиций для модернизации мощностей. Главным условием при этом станет ответственность инвестора, который будет обязан финансировать реконструкцию и модернизацию, а также его ответственность за то, чтобы производство электроэнергии было экономически выгодным и экологически чистым.