Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
25 апреля
Загрузить еще

Василий Дурдинец: "Создание украинского ФБР не состоялось"

Василий Дурдинец:
Фото: В «министерском» мундире главы МЧС, 2001 год.

В начале девяностых, когда независимая Украина делала первые шаги, важно было сохранять равновесие во власти и обществе. В числе первых управленцев, помогавших держать баланс, был и Василий Дурдинец: за сравнительно недолгий срок он прошел путь от замминистра МВД до вице-премьера, а после - и и.о. премьер-министра.

Сегодня генерал Василий Дурдинец, отвечавший в те годы за функционирование правоохранительной системы, работает советником Министерства внутренних дел. В активах у него - возможность общаться с самыми высокопоставленными лицами, большой жизненный и профессиональный опыт.
 
ПОЧТИ ЭДГАР ГУВЕР
 
- В вашей биографии есть строка "директор НБР". Сейчас такой структуры у силовиков нет - расскажите, что за ведомство?
 
- Это должен был быть наш аналог американского ФБР, но с украинской спецификой. Почти три года специальные рабочие группы, в состав которых входили как практические работники правоохранительных органов, так и ученые-юристы, всесторонне изучали опыт функционирования аналогичных структур в США, Италии, Канаде, Англии и других странах. Этот опыт был нами глубоко и творчески пере­осмыслен с учетом наших условий и потребностей. В итоге был разработан проект Указа президента "О Национальном бюро расследований ", который был Леонидом Кучмой подписан, а затем - два законопроекта "О Национальном бюро расследований Украины" и "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты в связи с созданием Национального бюро расследований Украины". 29 ноября 1997 года эти законопроекты были внесены президентом Леонидом Кучмой на рассмотрение Верховной Рады. Одновременно была подготовлена база, подбирались опытные кадры.
 
- И где могло разместиться ведомство?
 
- В комплексе зданий, которые сегодня занимает аппарат СНБО. Все было уже готово, я даже ключи от здания держал в руке. 
 
Идея создания НБР была рождена общественной потребностью, сложной криминогенной ситуацией в стране - коррупция и организованная преступность несли реальную угрозу национальной безопасности государства, острой необходимостью кардинального усовершенствования системы правоохранительных органов, более качественного и эффективного выполнения ими своих функциональных обязанностей. 
 
Вот почему с нашими предложениями все согласились: необходимо создание специального центрального органа исполнительной власти - Национального бюро расследований. Оно забрало бы у МВД, СБУ и Генпрокуратуры некоторые направления их работы, чтобы не дублировались полномочия.
 
Кроме того, НБР несло бы ответственность за состояние борьбы с коррупцией, оргпреступностью - это было особенно актуально в середине "бурных девяностых". Условия тогда были примерно, как в начале прошлого века в Америке - Эдгар Гувер тоже создавал ФБР из-за разгула преступности.
 
- Именно парламенту не пришлось по вкусу ваше предложение?
 
- Группа депутатов обратилась в Конституционный суд, утверждая, что Леонид Кучма нарушил Основной закон - мол, не нужен был специальный правоохранительный орган. Но Конституционный суд подтвердил конституционность указа президента Украины.
 
ИЗ ОФШОРОВ ВЕРНУЛИ МИЛЛИАРДЫ
 
- И все же формирование НБР "сорвалось"?
 
- В "день Ч", когда Рада должна была рассматривать законопроекты, на утреннем заседании я стоял возле трибуны - готовился докладывать. Вдруг спикер Александр Ткаченко подозвал меня к себе и буквально огорошил: Леонид Данилович, говорит, отзывает законопроекты. У меня пропал дар речи.
 
- Почему президент так поступил?
 
- Для меня это загадка, причин не знаю до сих пор. Кстати, замечу, одной из функций НБР могло быть возвращение денег из офшоров, которые тогда только обретали популярность у наших богачей.
Открытие сессии Рады в 1997-м, позади Кучмы - силовой блок: секретарь СНБО Владимир Горбулин, руководитель "антикоррупционного" комитета Василий Дурдинец, глава МВД Юрий Кравченко. 
 
- Удавалось ли вернуть деньги из-за рубежа?
 
- Конечно. Когда начался 1994 год, мы почувствовали утечку валюты. Еще до того, как Леонид Кравчук решил пойти на досрочные перевыборы, я написал ему докладную - и он ответил Указом от 8 июня 1994 года "О неотложных мерах, касающихся возвращения в Украину валютных ценностей, находящихся за ее пределами". А в августе 1994 года я написал уже вновь избранному президенту Леониду Кучме докладную записку о ходе выполнения этого указа. Им были даны поручения тогдашнему премьер-министру Виталию Масолу и председателю Нацбанка Виктору Ющенко, а также руководителям правоохранительных органов. Затем в октябре я вновь доложил Леониду Кучме ход этой работы.  
 
В 1995 году я инициировал создание правительственной комиссии по возврату денег из-за рубежа. Старались браться за самые острые и болезненные вопросы. Нельзя было запретить движение валюты - бизнес не может развиваться, если все закрыто. Нужно было решительно пресекать незаконные валютные сделки. Но кое-что удалось вернуть.
 
- Речь о миллионах или миллиардах?
 
- Разговор о миллиардах. Нужно было закрыть те "шлюзы", через которые из страны уплывала и без того скромная валюта, что была у формировавшегося среднего класса. Кстати, что еще важно - встала громадная проблема с разнообразными доверительными обществами. Мне было поручено возглавить правительственную комиссию.
 
- Сколько их было в Украине в тот момент?
 
- В том-то и дело, что никто вначале не знал! Мы мобилизовали всех: местные органы власти, МВД, ГПУ, СБУ, финансовые и налоговые органы. Постепенно разобрались, проверили 2,5 тысячи предпринимательских структур, которые задолжали гражданам 28 триллионов и 200 миллиардов карбованцев (в денежной валюте 1994-1995 годов). По ходу этой работы было возбуждено 90 уголовных и 9 тысяч гражданских дел. Пострадавшим возвращали деньги. Наводили должный порядок в этом деле. Были приняты парламентом законы, которые способствовали наведению порядка в сфере предпринимательской деятельности.
 
"МОГ ЛИ ПРЕЗИДЕНТ ПОДПИСЫВАТЬ ДОКУМЕНТЫ ВПОПЫХАХ?"
 
- Хотелось бы прояснить ваши взаимоотношения с Кучмой: в 1996-1997 годах вы были первым вице-премьером, а "Зеркало недели" написало, что именно Павел Лазаренко был вдохновителем назначения Виктора Януковича губернатором Донецкой области…
 
-…а сам Кучма якобы подписал документ на крыле самолета в "Борисполе", и в этот момент (читает газету): "первый вице-премьер Владимир Дурдинец кричал президенту "Что вы делаете!" Когда я такое прочитал, у меня дух перехватило! Разве я мог кричать на президента, разве глава государства подписывает документы впопыхах, "на крыле самолета"? Да и меня зовут вовсе не Владимиром, кстати. Автор мог бы мне позвонить, переспросить.
 
Хочу сказать, что в начале 90‑х годов, особенно в 1995-1996 годах, в угольной отрасли, прежде всего Донецкой и Луганской областях, положение было чрезвычайно тяжелое, несмотря на усилия, предпринятые центральными органами власти. Бастующие шахтеры перекрывали пути и железнодорожные магистрали. Эти действия дезорганизовали народное хозяйство, нормальную жизнедеятельность населения, нанесли большой материальный ущерб, поставили в тяжелое положение энергетиков, металлургов и привели к массовому отключению от электроснабжения целые отрасли, города и села. Все это создавало угрозу национальной безопасности страны.
 
Донецкая облгосадминистрация потеряла контроль над ситуацией. Поэтому Кабинет министров 17 июня 1996 года, обстоятельно рассмотрев итоги работы правительственных комиссий, работавших в Донецкой и Луганской областях, указал коллегии Минуглепрома и Луганской областной государственной администрации на серьезные недостатки в организации выполнения указов президента и решений правительства о структурной перестройке угольной промышленности и стабилизации ее работы.
 
А в отношении Владимира Щербаня Кабинет министров принял решение обратиться к президенту с предложением освободить его от обязанностей председателя Донецкой областной государственной администрации. Таким образом, увольнение Владимира Щербаня было обоснованным.
 
В процессе работы правительственной комиссии в области выявлено, что в Донецкой области имели место массовые финансовые злоупотребления, хищения, противоправные валютные операции, неконтролируемый вывоз материальных ценностей за пределы Украины. Государству был нанесен ущерб на 47,8 триллиона карбованцев. Массовыми были неуплата налогов, сокрытие валютной выручки, коррупция и взяточничество. В 1996 году только в угольной промышленности выявлено свыше 900 преступлений, содеянных в корыстных целях. К уголовной ответственности были привлечены 35 руководящих работников. Многие неэффективные управленцы были освобождены от занимаемых должностей.
 
Поначалу на место Щербаня, по предложению Павла Лазаренко, был назначен Сергей Поляков - министр угольной промышленности. Виктор Янукович месяца полтора пробыл заместителем, затем стал первым замом главы обл­администрации.
С нынешним спикером Верховной Рады Владимиром Рыбаком Дурдинец знаком почти 20 лет. На фото - 1996 год, Донецк. 
 
- Почему решили снять Полякова?
 
- Очень мягкий характер, а в той ситуации нужен был волевой руководитель, со знанием области. Ведь шахтеры, которым удалось уже раз в 1993 году сломить политическую волю в Киеве и ускорить проблему досрочных выборов в Верховную Раду и президента Украины, снова начали массово бастовать. И нужно было восстановить стабильность в регионе и стране в целом. Вот почему 14 мая 1996 года президент Леонид Кучма назначил Виктора Януковича губернатором области - это было логичное и объективное назначение, и следующие 6 лет, когда Виктор Янукович руководил областью, показали, что он был эффективным руководителем.
 
- В восьмидесятые вы руководили кадровым наполнением украинской милиции. Складывается впечатление, что сейчас штат непомерно раздут - так ли это?
 
- В советское еще время, в 1992 году, в системе МВД УССР работали 524 тысячи человек. Сейчас эта цифра минимум в два раза меньше. Вопрос о том, как решать проблему - количеством или квалификацией - принципиальный. Важно, чтобы в милиции работали профессионалы. Руководство министерства идет по пути кардинального углубленного реформирования системы МВД. Разработаны концепция реформирования и проекты законодательных актов.
Главное, чтобы эта реформа полностью соответствовала мировым стандартам и ожиданиям общества. В этом направлении проводится укрепление кадрового состава. Решительно сокращается управленческий аппарат, одновременно увеличиваются следственно-оперативные подразделения, постепенно повышается их заработная плата, ведь она до сих пор не отвечает их сложному и опасному труду. 
 
КСТАТИ 
 
"Наградные пистолеты храню в сейфе"
Фото: thinkstock.com
 
- В Раде лежит законопроект, разрешающий использование травматического оружия для населения. Вы его поддерживаете?
 
- Еще в 90-е мы всячески противостояли подобным инициативам. Увеличатся шансы для самозащиты? Безусловно. Но посмотрите на периодические массовые расстрелы школьников и студентов в США - это обратная сторона медали. Из этих трагедий нужно делать выводы. Ведь и без закона у 640 тысяч граждан зарегистрировано почти 814 тысяч стволов оружия. Людей нужно уберечь от тех, кто может его использовать, каждый пистолет и другие виды оружия невоенного назначения должны быть под надлежащим контролем.
 
- Кстати, о пистолетах: у вас ведь есть наградное оружие?
 
- Храню в сейфе, есть два пистолета: "Макаров" и украинский "Форт". Я прекрасно понимаю свою ответственность за оружие.
 
- Есть мнение, что при предыдущем президенте слишком часто награждали пистолетами - это явление носило массовый характер.
 
- Человек должен не просто заслужить наградное оружие, это особый, уникальный повод, сродни госнаграде. В давние времена, например, шпаги вручали только самым отважным воинам. Хорошо, что министр Виталий Захарченко прекратил практику постоянной раздачи пистолетов - это делается редко, публично, с документами. Знаете, ведь даже в советское время получить наградной пистолет было величайшей заслугой: я много лет работал первым заместителем министра (МВД. - Авт.) и первый наградной пистолет получил только в 1996 году. А сейчас, по официальным данным МВД, в Украине 3310 именных пистолетов. 
 
СТАТИСТИКА
 
640 357 владельцев оружия зарегистрировано в МВД
 
813 885 единиц "стволов" находится на руках у населения