23 ноября
Загрузить еще

На «блошиных» рынках Львова раритетов не найдешь

На «блошиных» рынках Львова раритетов не найдешь
Фото: Фото автора.

Оказывается, здесь можно без проблем приобрести как ценные предметы старины, так и новую фирменную одежду. Для чего людям нужны старые вещи, в точности не известно. Возможно, одних греют воспоминания юности, другие обожают всякое ретро, третьих интересуют «фишки», а четвертые хотят прикупить себе какую¬то обновку, пусть и не последний писк моды и не очень новую, но зато фирменную и по относительно приемлемой цене.  Воспользовавшись хорошей декабрьской погодой, корреспонденты «КП» отправились на экскурсию по львовским «блошиным» рынкам.

Натуральная шуба за 450 евро

Один из самых популярных находится на Сыхове. На небольшой крытой территории разместились торговые лавки в несколько рядов: сумки, ремни, нижнее белье – все рядом. Чуть дальше на вешалках висят натуральные шубы и кожаные куртки. Однако не всякий «сэконд¬хенд» означает «по дешевке». Например, полушубок из енота нам предлагали купить за 450 евро.

¬ Вы посмотрите, он совсем новый! – нахваливал свой товар мужчина­продавец. – Будете брать, 10 евро «скину». А если хотите, вот норку можете купить. Но она уже дороже – 600 евро.

Но ни норки, ни енота за такие деньги мы не захотели. Тогда обиженный продавец нам крикнул вдогонку:

¬ Идите, купите в магазине за несколько тысяч!

Обратили мы внимание и на обувь. Например, новые фирменные мужские кроссовки от именитых фирм здесь продают по 350¬600 гривен. Поношенные можно найти и за 200. Сами продавцы рассказывают, что покупают вещи тюками уже у посредников, а те – у поставщиков из¬за границы. Именно из¬за продажи через третьи руки и получается такая «накрутка» в цене. Кроме того, покупая оптом, никогда не известно, что попадется в этом мешке. Половина вещей может оказаться «неликвидом»: старые и потрепанные, на которых много не заработаешь. Поэтому приходится «отбивать» деньги за счет новых.

На «сэконде» платите за «фирму»

Что касается женского нижнего белья, то цены на новые вещи здесь примерно такие же, как и в магазинах. Единственная разница, что здесь вы платите за «фирму». По крайней мере, в этом уверяют продавцы. Например, лифчик стоит от 100 гривен, трусы – 40¬50. Детские колготки из натуральных материалов – 20¬25 гривен, мужские носки – от 12 гривен.

Но, безусловно, можно на «сэконде» купить и дешевые тряпки. Белая поношенная футболка с американским флагом ¬ 5 гривен, майка – 10, бриджи для беременных – 15 грн.

Хорошую светлую одежду купить сложно – хоть одно пятнышко, но найдется. Поэтому присматривать лучше вещи пестрые или темные. На аккуратно сложенной куче, кроме «искусственных» кофт, удалось выудить приличную модную черную майку за 15 гривен. Рядом по 25 гривен лежали несколько одинаковых новых зеленых курток огромного размера и с какой­то надписью. Такие обычно на иностранных предприятиях выдают в качестве спецодежды.

Рядом с лотками с одеждой разместилось несколько старьевщиков. У них свой маленький бизнес – горожане приносят им из дома ненужные вещи, а те продают, зарабатывая на каждой вещице 50 % от стоимости.  Старые сапоги, которые по размеру не подошли хозяйке и поэтому неношенными пролежали в шкафу лет так 20. Радиоприемники, телевизоры... Тут нашего корреспондента ожидала большая удача. Среди старья и хлама красовались два крошечных телевизора. Именно о таком «полезном» украшении кухни мечтала наша сотрудница.

¬ Берите, за 200 гривен отдаю, ¬ «соблазнял» продавец.

Мы рискнули. За неделю «службы» телевизор не разочаровал. 

Советский «Кубик Рубика» дороже

Другой не менее популярный «блошиный» рынок Львова называется «Торпедо». Свое название он унаследовал от стадиона, на котором раньше располагался. И хотя уже несколько лет, как торговцы этого базара переехали в другой конец города, он все равно именуется «Торпедо».

Здесь можно прикупить практически все, кроме одежды. Например, армейскую саперную лопатку, гандбольный мяч (30 грн.), старый самовар (70 грн.), механическую кофемолку (50 грн.), настенные часы с кукушкой (100 грн.), советские эмалированные миски с цветочками (5¬10 грн), дверные замки, сантехнику и т.д. Из носильного тут продают разве что резиновые сапоги (около 30 грн.). Причем попали они на «Торпедо» благодаря родственным связям с рыбаками. Но сейчас их чаще покупают для дачной грязи, чем для рыбалки. Кроме сапог до пояса, продают также защитные охотничьи куртки, банданы.

Главным раритетом оказался лоток с орденами и подстаканниками. Последние здесь продавали по 15 гривен. Вместе с ними лежал и медный браслет, который за «червонец» подошедшему мужчине продавец уступить не захотел. Мне же предложили купить отбивающую желание курить пепельницу в виде какого¬то ужасного чудовища. Тут же лежал проржавевший значок¬звезда с какими¬то советскими надписями.

Рядом женщина с мальчишкой лет семи все допытывалась у продавца:

¬ Скажите, а это «Кубик Рубика» ¬ китайский или сделан еще при Советском Союзе?

¬ Конечно, при Союзе! – возмутился тот. – Разве вы не видите, какого качества здесь пластмасса?

¬  А разве есть разница? – поинтересовалась вдруг женщина, которая уже минуты три наблюдала за их спором.

¬ Ну да! Китайский сложить практически невозможно, не то что советский, ¬ объяснила покупательница.

Кстати, советский «Кубик Рубика» на «блошином» продавали за 15 гривен, в то время как китайский в любом львовском киоске можно купить за семь гривен. Как говорится, цена говорит сама за себя.

Словом, одни и те же вещи можно воспринимать по¬разному: для кого¬то старый потертый комод или подержанный сервиз – это хлам и старье, а для другого – это живая история и драгоценные раритеты. И если у нас покупать вещи у старьевщиков считается уделом бедняков, то в Европе вот уже два века существует самая настоящая «блошиная» культура. И это забавное название – «блошиный» рынок – присутствует (именно в таком виде) во всех европейских языках.

Из истории вопроса

Родиной «блошиных» рынков был Париж. Именно там во времена Наполеона стихийное сборище старьевщиков на площади перед воротами крепости Клиньянкур было впервые названо «блошиным» рынком.

Первым, а впоследствии и самым известным, стал «блошиный» рынок Сент-Уан. В начале XIX века старьевщики (от французского crocheteurs) собирались за стенами Парижа, чтобы обменять или продать найденные в грудах мусора вещицы. Романтики называли торговцев «рыбаки под луной», потому как поиск ценностей в мусорных кучах происходил именно ночью.

Да, в Париже им торговать строго запрещали, так как места, где пытались обосноваться торговцы, неизменно привлекали карманников и воров, что не могло вызвать понимания парижских властей. Самые разношерстные торговцы собирались у Северных стен Парижа, находки выкладывали на небольшие прилавки, и начиналась бурная торговля.

Наиболее предприимчивые торговцы начали перепродавать отмытые и очищенные вещицы по более высокой цене и, в конце концов, становились популярными среди парижских коллекционеров и антикваров.

Кстати, откуда взялось столь «романтическое» название? Все до безобразия банально: рынки получили свое имя от продаваемой старой одежды, которая вся была изъедена молью и кишела блохами.

С тех пор такие распродажи распространились и стали традиционными по всей Европе.

А как у них

Как правило, блошиные рынки Европы работают по выходным - с раннего утра и часов до 7-8 вечера. Если вы придете с утра, все будет стоить дороже - зато у вас будет больше шансов купить что-то действительно ценное и антикварное. К вечеру все дешевеет - но и выбор меньше.

Большие скидки можно получить и в дождливую погоду (если это рынок под открытым небом). Обычно на рынках принято торговаться, хотя на некоторых господствует цивилизация и разрешено даже расплачиваться банковскими карточками.

Также, например, на рынке в Праге вы можете получить документ, свидетельствующий о том, что данная вещь «не имеет ценности» (что бывает важно для провоза через границу).

Кстати

А вообще, приобретая вещи на «блошином» рынке, очень важно заглянуть в глаза продавцу. И еще известно, что вещи способны сохранять в себе энергетику их прежних хозяев, поэтому очень важно, чтобы у покупателя «лежала душа» как к самой вещи, так и к ее продавцу. Прислушайтесь к себе, покупая ту или иную вещь: нет ли у вас внутреннего предубеждения.