163-метровый исполин начали строить еще перед Первой мировой войной.
- Этот проект назывался «Светлана», - рассказали «КП» в Музее Черноморского флота Севастополя. - Позже ему хотели дать имя «Адмирал Нахимов», но советская власть назвала «Червона Україна».
В состав флота крейсер вошел только 21 марта 1927 года…
В ноябре 1941-го экипаж военного корабля, стоявшего у Графской пристани, двое суток отбивал налеты фашистской авиации, но 13 ноября был затоплен. Кстати, это единственный советский крейсер, ушедший под воду в годы Великой Отечественной.
В 1947 году корабль подняли, отремонтировали и стали использовать как учебно-тренировочную станцию. А спустя 5 лет, в мае 1952-го, «Червону Україну» отбуксировали в северную часть Черного моря и притопили возле Бакальской косы. Здесь находился военный полигон, на котором морские летчики отрабатывали навыки бомбометания. Крейсер стал мишенью для советских асов.
- В детстве мы бегали на этот корабль, - рассказала «КП» жительница поселка Стерегущее (рядом с Бакальской косой). - А ветераны и местные пограничники рассказывали нам, как корабль сражался с фашистами. Еще я помню, что наша местная элита забиралась на его борт во время отливов и ловила бычков...
Сейчас останки корабля не видны - судно лежит на 15-метровой глубине. К тому же оно в 5 километрах от берега.
Местные жители утверждают, полигона здесь нет давно.
- Пользы от него не было никакой, - сказал «КП» главный специалист государственной экологической инспекции Раздольненского района Василий Кулабухов. - Военные лет 50 тут не появляются. А что внутри корабля, мы тоже не знаем. Я считаю, если таким образом фарватер очистят, это даже хорошо, что судно продали. Ведь в любой момент резиновая лодка могла напороться на его ржавые останки.
- Продажа судна прошла официально, - успокоили нас в пресс-службе Налоговой администрации Крыма. - 21 августа на аукционе в Киеве были реализованы останки легендарного крейсера «Червона Україна». Ожидаемая сумма поступления в бюджет после уплаты всех налогов и сборов - около 60 тысяч гривен.
В налоговой также утверждают, что у ржавой мишени хозяев не нашлось. Имущество признали бесхозным. Покупателя же (кто им стал - не называют) заинтересовала 75-миллиметровая броня корабля (корпус-то сделан из крупповской цементированной стали).
Представители симферопольской фирмы, занимающейся сбором металлолома, на условиях анонимности сообщили: утилизация затопленных в прибрежной зоне судов, причем как военных, так и рыболовецких, - дело прибыльное.
- Мы принимаем по 1 гривне 10 копеек за килограмм, в Севастополе лом берут вдвое дороже. За сколько, говорите, крейсер отдали? 60 тысяч гривен? - переспросили у нас. - Вы шутите?! Это значит - еще 100 тысяч кто-то себе в карман положил.
ТТХ КРЕЙСЕРА
Водоизмещение: 7999 т.
Размеры: длина - 163,2 м, ширина - 15,7 м, осадка - 5,7 м.
Скорость хода - до 29 узлов.
Мощность силовой установки - 50 000 л.с.
Бронирование: борт - 76 мм, рубка - 76/50 мм, палуба 25 мм.
Вооружение - 22 орудия, 7 пулеметов, 2 торпедных аппарата, 2 бомбомета, 30 глубинных бомб, 100 якорных мин.
Экипаж - 852 чел.
А В ЭТО ВРЕМЯ
Пожар на «Москве» устроили матросы?
О ЧП, случившемся в понедельник на флагмане Черноморского флота России, который находится на якорной стоянке в одной из бухт Севастополя, стало известно только спустя два дня (см. «КП» за 10 сентября). Новость мигом облетела весь Интернет. В блогах и на форумах обсуждали разные версии - начиная от пьяного офицера, который якобы «нажал что-то не то» и заканчивая терактом. Масла в огонь подлили и сами черноморцы, упорно отказываясь от каких-либо комментариев, кроме: «было незначительное задымление, ликвидировали своими силами».
«Раз скрывают - значит, что-то серьезное», - тут же решила пресса и с еще большим ожесточением кинулась искать подробности… «КП» связались с сотрудником спецслужбы, который признался, что их тоже не на шутку переполошило известие о взрыве на «Москве».
- Рванул бак с водой в БЧ-5 (электро-механическая часть), который предназначен для экстренного запуска двигателей, - рассказал наш источник на условиях анонимности. - Когда корабль несет дежурство, вода в этой емкости постоянно поддерживается горячей. Если поступает приказ выйти в море, она подается по специальным трубам, мгновенно согревает двигатель, и корабль готов к маневрам. Почему произошел взрыв, я не знаю. Может, бак кто-то повредил. Не думаю, что на крейсере такого класса что-то может взрываться само по себе.
Котел бабахнул около шести часов вечера, когда матросы прибирали помещение. По одной версии, именно они каким-то образом повредили бак, вот он и рванул. По другой версии, офицеры не уследили за температурным режимом в котле, вода закипела в закрытом баке и просто его разорвала (такое бывает даже в бытовых котельных). Матросов, естественно, немного обварило, а горящее топливо из котла взрывом раскидало, вот и вспыхнул пожар.
Матросы получили незначительные ожоги и их доставили в госпиталь ЧФ РФ. По слухам, там лечились еще и простые россияне, но и их срочно выписали - чтобы избежать огласки.
Служба информации и общественных связей Военно-морского флота РФ по-прежнему комментирует инцидент весьма скупо: дескать, 7 сентября и впрямь случилось задымление одного из помещений отсека вспомогательных механизмов, но все оперативно локализовали и устранили. Пострадавших нет.