Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

"Несмотря на похоронку, мама ждала Ивана до последнего дня своей жизни"

Фото: Фото: личный архив семьи Бурчак.

Последнее фото

О том, что 25-летний Иван Бурчак, служивший машинистом на "Щ-216", погиб при исполнении боевого задания, родные знали. В феврале 1944 года родителям - Афанасии Ивановне и Дмитрию Терентьевичу - пришла похоронка со словами "Погиб в море". Точное место гибели указано не было, и поэтому родственники надеялись, что сын и брат каким-то чудом уцелел и, возможно, вернется в родное село Кархутора Днепропетровской области (сейчас - Николаевка).
 
- Ваню призвали в 1939 году, - рассказал "Комсомолке" родной брат Ивана 83-летний Владимир Дмитриевич Бурчак. - Он сразу же попал в Ленинградское морское училище, после окончания которого до 1940 года прослужил в отряде подводного плавания, а затем его отправили в Севастополь. Времена были военные, и он не сообщал, где именно служит. Писал только, что мешают наручные часы, просил прислать карманные. До конца 1943-го мы регулярно получали от него письма, а в феврале 44-го вместо письма пришла похоронка… 
Это фото Иван прислал родным за несколько недель до гибели.
 
О том, что в Крыму обнаружили затонувшую подводную лодку, на которой погиб брат, Владимир Дмитриевич узнал месяц назад от своей дочери Натальи. 
 
- Помню, бабушка все ждала своего второго сына, надеялась, что он жив и когда-нибудь приедет. До самой смерти его ждала, - вытирает слезы Наталья.
 
Родные знают, что лодку вот-вот поднимут с морского дня и собираются поехать в Крым, чтобы лично присутствовать при этом. Считают - весь экипаж должен быть похоронен в братской могиле, недалеко от места гибели. Конечно, надеются, что сохранились какие-то личные вещи моряков, которые можно будет забрать на память. Как говорит Владимир Дмитриевич, подводники, зная, что смерти им не избежать, наверняка писали прощальные письма родным.
 
В семье хранятся лишь две фотографии погибшего Ивана, одну из них он прислал незадолго до своей смерти. Фото датировано 19 января 1944 года, на обратной стороне выцветшие от времени чернильные буквы: "Братьям от Вани в дни Отечественной войны на море".
 
С войны не вернулись трое сыновей
 
Кроме Ивана в семье было еще пятеро сыновей - Николай, Дмитрий, Григорий, Андрей и Владимир. Старший -Николай, 1916 года рождения, был призван в армию сразу же как началась война. Во время отступления в 1941-м машина, в которой он ехал, подорвалась на мине. Известие о смерти Николая родные получили лишь в 1943 году. 
Владимир Бурчак надеется, что найдутся личные вещи брата. Фото: автор. 
 
Двух братьев - Дмитрия и Григория, 1921 и 1924 г. р., в 1942 году немцы угнали в Германию. О судьбе Дмитрия до сих пор ничего не известно, он исчез на пересыльном пункте, а вот Григорий прошел через все ужасы концлагеря, три раза бежал, после войны вернулся домой и умер в апреле этого года. 
 
С морем был связан еще один брат - Андрей (1927 г. р.). Он семь лет отслужил на эсминце "Летучий", потом работал на заводе им. Петровского и умер в 1993-м.
 
"КП" продолжает искать родственников погибших моряков. 
 
А В ЭТО ВРЕМЯ
 
"Щуку" поднимут весной
 
Но сначала субмарину проверят на наличие взрывоопасных торпед. 
 
Вчера в Крыму официально создали штаб по поднятию "Щ-216". Над уникальным проектом будут работать подводные археологи, реставраторы, консерваторы и моряки ВМСУ и ЧФ РФ. 
 
- Операция стартует 10 августа и продлится до 15 сентября, - рассказал "КП" руководитель "Черноморского центра подводных исследований" Сергей Воронов. - Будет совершено не менее 10 погружений на глубину 53 метра. Главная задача сейчас - выяснить, есть ли на лодке поврежденные, взрывоопасные торпеды. Если есть, то "Щуку", возможно, и не будут поднимать. Сама операция по доставке ее на берег намечена на март следующего года.
 
Напомним, уникальную находку подводные украинские археологи сделали случайно 4 июля, когда испытывали робота примерно в 20 километрах от берега. Лодка "Щ-216" затонула в феврале 1944 года после атаки двух немецких кораблей-охотников, которые в общей сложности сбросили в воду порядка 30 глубинных бомб. Одна из них попала в район второго отсека подводной лодки. 
 
Операцию по подъему субмарины поддержал президент Украины Виктор Янукович.