К сожалению, на Родине последние годы на телевидении ее песни не крутили. «Мне объяснили, что мой репертуар неформат, я впервые услышала это слово - значит, я не подхожу», - признавалась певица. Поэтому многие были уверены, что она больше не выступает. А «великанша» до последнего вздоха продолжала петь (на сцену ее выводили под руки), потому что песни и были ее кислородом, смыслом, жизнью.
И сегодня, поминая ее на 9-й день, нам остается разгадывать тайны этой необыкновенной женщины…
Тайна ее голоса
То, что голос ее - божий дар, Люся поняла очень скоро. Школьницей с подружкой шла, гуляя, мимо Дома культуры, где проводился конкурс в Хор Пятницкого. Из любопытства зашли. Когда Люся запела, художественный руководитель чуть не подпрыгнул от восторга.
Из 4 тысяч желающих попасть в хор взяли десятерых, из них и Зыкину. Людмила признавалась, что самым дорогим для нее человеком в жизни была ее мама. Когда мама умерла, у певицы пропал голос. Два года не пела и думала, что ее сольная карьера закончилась, но… вдруг на пути встретился молодой мужчина, ее будущий первый муж Владлен Позднов. Она влюбилась - и снова запела. Вернулась на сцену, поехала с хором на гастроли в Индию, где индус нагадал ей всемирную славу и скорое расставание с мужем.
О первом в своей жизни предательстве Зыкина вспоминала так:
- Я вернулась в Москву, и соседи рассказали мне, будто у моего мужа есть любовница. Я спросила его об этом напрямик, он ответил: «Что ты, разве я могу?!» И я не стала слушать сплетен. Однако позже домой позвонила подруга и попросила к телефону Владлена.
- Зачем тебе нужен мой муж?
- Как, разве ты не знаешь, мы с ним уже полгода живем…
Я не смогла простить предательства.
Все мужья изменяли и оставляли Зыкину, не выдерживая ее сложный характер и полной самоотдачи в работе.
У певицы никогда не было семьи в привычном понимании этого слова. Не сидела дома, не заводила детей, а отдавалась каждому новому чувству, как первому.
Тайный муж
В биографии Зыкиной указывается, что она была замужем четыре раза. Вторым супругом был фотокорреспондент Евгений Свалов, с которым познакомилась случайно в трамвае. Третьим - преподаватель иностранных языков Котелкин, последним - баянист Гридин, с которым вместе работала и которого увела ее же хористка Надя. О мужьях Зыкиной «Комсомолка» писала накануне ее юбилея, а после публикации нам позвонил один почитатель певицы и поведал, что на самом деле у Людмилы Георгиевны был еще один муж, о котором певица не рассказывала, - композитор Александр Аверкин, подаривший ей ставшую популярной песню «На побывку едет молодой моряк». Незадолго до смерти Аверкин написал в своих воспоминаниях о том, что с Зыкиной их объединяли взаимная любовь и творчество.
Однако, как это бывает у творческих людей, вместе они не ужились. Он нашел себе женщину для семьи. А Зыкина продолжала гореть работой и - романами, дававшими ей вдохновение.
В 70-х годах ходила байка, что романтические отношения связывали ее с Косыгиным. Однажды певицу тепло принимали в одной из стран и под финал попросили передать привет Косыгину. «Если его увижу, передам», - ответила певица. «А разве вы не жена Косыгина?!»
|
- На самом деле у меня в советские годы был возлюбленный, высокопоставленный человек, но он был женат, у него росли дети, - рассказала Людмила Георгиевна незадолго до смерти. - Мы с ним встречались тайно, я ни на что не рассчитывала и ничего от него не требовала. Когда заболела, он примчался ко мне в больницу с цветами, рискуя своим положением, должностью. Когда он уходил на пенсию, предложил мне соединиться. Хотел уйти из семьи и быть со мной. Но я отдавала себе отчет, что не могу стать ему хорошей женой, потому что живу творчеством. И ответила отказом. Имя этого поклонника царица русской песни никому не раскрыла.
Тайна бриллиантов
Людмиле Георгиевне нравились изысканные наряды и украшения, имеющие художественную ценность и созданные в единственном экземпляре.
Платья себе заказывала с непременным условием, чтобы такого больше ни у кого не было. О нарядах Зыкиной ходят легенды. Отрезы ей дарила Майя Плисецкая. Жемчуг, которым расшито одно из ее последних платьев, преподнесен в дар кубанскими казаками.
На украшения Зыкина тратила весь свой гонорар, скупая их еще в советские годы в комиссионках. Например, однажды кто-то сдал в комиссионку ценнейшее колье с драгоценными камнями, принадлежавшее когда-то дворянской семье, о чем тут же сообщили певице. Она купила это колье.
Друзья говорят, что к ней в руки попадали изделия, вывезенные после войны из Берлина.
- Ей не надо было искать того, у кого купить украшения. Ей сами все приносили, зная, что у нее есть большие деньги, - рассказал «КП» один антиквар. - Старинные драгоценности - увлечение, которое могут себе позволить только люди с деньгами. У Зыкиной были такие возможности…
Певица предпочитала бриллианты ручной огранки, выполненные мастерами XIX в.
- Я видела у Зыкиной перстни и серьги с камнями в палец величиной - бриллианты, сапфиры - Рассказала ее приятельница. - Между прочим, она их легко дарила. Могла вытащить коробочку с перстнем из сумочки и вручить тому, кто ей нравится. Однажды Гейдару Алиеву подарила перстень на его частной вечеринке, сказав, что теперь он окольцован. У нас ходили разговоры про их близкую дружбу. Кстати, из современных политиков дружила Зыкина с Черномырдиным, входила в его партию. Политики, зная ее страсть к драгоценностям, частенько дарили ей изумруды и алмазы.
Как рассказал друг Зыкиной, конферансье, Людмила в советские годы свою коллекцию сокровищ (по словам антикваров, ее стоимость не менее $500 тыс.) возила с собой на гастроли в саквояже, боясь оставить «алмазный фонд» дома.
- Я говорил ей: «Люся, ты рискуешь!» Но она не слушала. Я разбираюсь в драгоценностях и могу сказать, что Зыкина мне показывала уникальные бриллианты. Одно кольцо было украшено двадцатью бриллиантами высшей пробы. Например, один из ее перстней украшал бриллиант в пять карат.
Фото PHOTOXPRESS
МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ
* Из первых гастролей во Францию Люда Зыкина приехала в укороченной юбке и с распущенными волосами - такой имидж сделали ей парижские стилисты. Ее сразу же вызвали к министру культуры Фурцевой, которая пристыдила русскую певицу за антисоветский имидж, после чего ей убрали волосы в пучок и рекомендовали носить длинные юбки.
* Известно, что на гастролях в Америке молодая исполнительница встретилась с ливерпульской четверкой. Джон Леннон был потрясен голосом русской красавицы и, подойдя к ней на фуршете, спросил ее имя.
- Люся, - просто ответила певица.
- Люси! - восторженно резюмировал на свой лад Леннон.
Известно, что в память о знакомстве «битлы» подарили ей серебряный крестик. А Леннон пообещал написать песню про Люси. И действительно в 67-м году у «битлов» появилась ставшая хитом песня «Люси в облаках с бриллиантами».
* За рубежом Людмилу всегда сопровождал сотрудник КГБ. Однажды в Париже Зыкину пригласил в ресторан влиятельный богатый человек и предложил ей выйти за него замуж. Певица отказалась - этот брак означал бы крах ее карьеры, а без сцены она жить не могла.
ВСПОМИНАЮТ УКРАИНСКИЕ ДРУЗЬЯ-АРТИСТЫ
Вареники ела с хлебом
Эрнест ЮДИЦКИЙ, гендиректор крымской госфилармонии, Симферополь:
- С Людмилой Георгиевной я познакомился в далеком 1974 году в Евпатории. Тогда я был директором театра, а она приехала с гастролями на майские праздники.Помню, встречали мы ее на обыкновенной служебной видавшей виды «Волге». На ней же возили певицу к морю. Купалась она на закрытом пляже пансионата «Приморье». Что там говорить, даже в сауне довелось париться вместе с ней и ее мужем Гридиным. Без веников, правда. Но пару она поддавала будь здоров!
А еще помню, что обожала она вареники с вишнями и ела их с хлебом.
Последний раз Людмила Георгиевна была в Крыму три года назад. Приезжала поправить здоровье. Русской певицы такого калибра, как мне кажется, не было и вряд ли скоро будет.
Рустам КОРСОВЕЦКИЙ («КП» - Крым»)
«Могла загнуть и анекдот с крепким словцом»
Иван Васильевич ШЕПЕЛЕВ, народный артист Украины, лучший конферансье Европы 2008 года, Днепропетровск:
- С Людмилой Георгиевной я работал лет 20 назад. Мы принимали участие в больших сборных концертах и фестивалях в разных городах. Она тогда выступала со своим коллективом, и я хорошо запомнил, как трогательно, по-матерински, она заботилась о своих музыкантах. Зыкина им даже звания выбивала! Очень простой и доступный человек. С ней можно было и по душам поговорить, и рюмочку выпить, и анекдот рассказать. Причем анекдоты она и сама рассказывать была мастерица, да частенько и с крепким словцом. Знаю еще, что Зыкина - отличный кулинар. Я как-то пироги ее ел - пальчики оближешь!
Елена НИКИТИНА («КП» - Днепропетровск»)