Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
2 мая
Загрузить еще

Вступительная кампания-2014: перезагрузка

Вступительная кампания-2014: перезагрузка
Фото: Для работодателей важно, когда студенты имеют дипломы разных специальностей. Фото: Алексей Фокин.
В этом году много, как никогда, слухов, тревог и надежд по поводу вступительной кампании. Новая команда Министерства образования Украины обещает переход не на словах, а на деле к европейской системе обучения. Но насколько радикальными будут перемены? Изменятся ли правила ВНО? Легче или сложнее будет абитуриентам? Об этом и о многом другом высказываются эксперты, побывавшие на круглом столе в "Комсомольской правде" в Украине".
 
Кому нужны медалисты?
 
- Вопрос, вызывающий наибольший ажиотаж в 2014 году, - уменьшение веса школьного аттестата до 12 баллов вместо 200. Чем это вызвано и к каким последствиям может привести? 
 
Инна Романовна СОВСУН, первый заместитель министра образования и науки Украины.
Инна Романовна СОВСУН, первый заместитель министра образования и науки Украины: 
 
- Да, по этому поводу к нам обращаются много абитуриентов, преподавателей, директора школ. Возможно, мы повысим количество баллов за школьный аттестат, которые будут учитываться при поступлении. Речь идет о среднем балле по предметам, которые абитуриент изучал в среднем учебном заведении. Но в любом случае это не будут 200 баллов, так как результаты ВНО важнее. 
 
- Получается, медалистом теперь быть не престижно? 
 
- Основной прерогативой отличников является высокий уровень знаний, которые они смогут подтвердить на ВНО. Если медаль заслуженная, то школьник сможет доказать это во время независимого тестирования. Сама по себе эта учебная награда не приносит особых льгот при поступлении - но она может быть учтена уже во время студенческой жизни. Например, приватные фонды могут выделить дополнительные стипендии.
 
- А вузы сейчас стремятся заполучить медалистов? Поощряют ли студентов за их прошлые учебные успехи в школе?
 
Василий Николаевич ФУРМАН, ректор Киевского института банковского дела.
Василий Николаевич  ФУРМАН, ректор Киевского института банковского дела:
 
- Будучи коммерческим вузом, мы имеем возможность гибко подходить к поощрению студентов. Например, предоставляем скидки за обучение первокурсникам, которые закончили на "отлично" школу, скидку в оплате - вплоть до 50%. Если в дальнейшем студент подтверждает отличные знания, он и дальше имеет дисконт. Такая экономия - хорошая мотивация для тех, кто стремится к знаниям. Также мы предоставляем 20-процентную скидку для тех абитуриентов, которые подадут  оригиналы  документов до 10 июля.  Кроме того, есть у нас поощрение для всех студентов. "Проминвестбанк" поддерживает обращение учащихся нашего вуза по поводу льготных кредитов и в случае необходимости предоставляет их. Уже 17 лет наши студенты получают льготный кредит (раньше это было  3% годовых)  на оплату за обучение сроком до 15 лет. Наш вуз делает такую себе инвестицию в молодежь Украины. Те, кто не имеет возможности оплатить обучение, получают такой шанс, а также значительную мотивацию завершить образование, найти перспективную работу и выплатить заем. 
 
Татьяна Викторовна ВАРФОЛОМЕЕВА, ректор Академии адвокатуры Украины.
Татьяна Викторовна ВАРФОЛОМЕЕВА, ректор Академии адвокатуры Украины:
 
- Мы также предоставляем скидку, но у Академии несколько иная стратегия. Поскольку у нашего вуза основной профиль - юриспруденция, мы создали Малую правовую академию наук, куда поступают все желающие - школьники и студенты, самые умные и активные. А членам МПАН, кто успешно в ней учится и поступил в наш вуз, предоставляем скидку до 20%. Но в этом году мы хотим представить подобный бонус и многим другим категориям абитуриентов: например, людям с ограниченными физическими возможностями, беженцам из Крыма.
 
Такие разные десять баллов!
 
Владимир Иванович ТИМОФЕЕВ, начальник учебно-организационного управления НТУУ "КПИ".
Владимир Иванович ТИМОФЕЕВ, начальник учебно-организационного управления НТУУ "КПИ":
 
- Поскольку КПИ в наибольшей степени обучает на технические специальности, традиционно мы ориентируемся на оценки по математике и физике - наши профильные предметы. Однако общая подготовленность выпускника, несомненно, важна. Не хотелось бы разорвать связь "школа - университет", преуменьшить роль среднего учебного заведения. Чтобы получить высшее образование, человек должен быть способен учиться и самообучаться, иметь определенный культурный и даже мировоззренческий уровень. Кроме того, в современном мире нельзя быть, скажем, успешным математиком, не ориентирующимся в других областях науки. Ведь междисциплинарные исследования имеют все большее значение, это мировая тенденция последних лет. Сегодня любому специалисту требуются знания смежных дисциплин. Поэтому я надеюсь, что Министерство образования найдет определенный компромисс между весом аттестата и значимостью ВНО. 
 
Зоя Ивановна ТИМОШЕНКО, первый проректор Европейского университета.
Зоя Ивановна ТИМОШЕНКО, первый проректор Европейского университета:
 
- Думаю, что вес аттестата уменьшился прежде всего в сознании людей. Медаль сегодня не является серьезным стимулом для молодежи. Увы, часто медалисты не способны подтвердить свои знания, очевидно, что есть те, кому оценки "натягивают". Но, с другой стороны, на пустом месте невозможно "вытянуть" хорошую оценку, так что определенный уровень знаний, интереса к предмету у таких ребят все же есть. Значит, стоит им уделить больше внимания. У нас тоже есть политика в их отношении: например, кроме небольшого снижения оплаты, мы еще позволяем таким студентам переходить на индивидуальную форму обучения. В этом случае у них есть шанс совместить учебу с работой в университете или найти вакансию по душе. 
 
А вес аттестата можно увеличить не только усилением его влияния на поступление, но и повышением доверия к учителю…
 
Инна Романовна СОВСУН:
 
- К сожалению, отсутствуют единые критерии оценивания детей в школах. По статистике, дети из сельских школ приносят аттестаты с куда более высокими баллами, чем их ровесники из городских средних учебных заведений. И это не отражает их реальных знаний! 10 баллов за предмет в физико-математическом лицее или в сельской школе - это разные оценки. 
 
Студенты хотят быть успешными карьеристами 
 
- МОН недавно заявило, что государственные рейтинги вузов больше не будут составляться, так как государство не может оценивать университеты, которые само же и финансирует. Эту функцию должны на себя взять независимые агентства. Впрочем, абитуриенты часто даже не знают об их существовании, выбирая вуз "вслепую": родители так хотят или знакомый посоветовал. А как бы вы посоветовали выбирать вуз, ориентируясь на соотношение "цена и качество образовательных услуг"? 
 
Василий Николаевич  ФУРМАН:
 
- Не раз поднимался вопрос взаимосвязи школы и вуза, а я бы хотел сделать акцент на связи "вуз - работа". Знаю не понаслышке, как важно, чтобы теория подкреплялась делом. Я длительное время работал в банке, занимая различные должности. Сегодня же наблюдаю за тем, как наши студенты ориентированы применять знания на практике, разбираться в тонкостях профессии. Еще когда я был студентом, говорили, что диплом вуза - это ключ к знаниям. Истинные познания приобретаешь только в процессе деятельности. Наш институт - по сути единственный вуз, который создан банком. "Проминвестбанк", осознавая проблему разрыва между образованием и реалиями банковского дела, начал приглашать на работу наших студентов, которые, доучившись, получив диплом, оставались в банке и уже имели опыт работы, а иногда делали карьеру еще в студенческие годы. Фактически решена проблема трудоустройства наших выпускников, актуальная для многих коммерческих вузов. 
 
Мы пошли еще дальше: мы говорим студентам не просто о необходимости работы, но и о том, как успешно строить карьеру. Скажите, много ли есть студентов, которых этому обучали? Я выступал перед студентами многих ведущих вузов Украины с курсом "Как стать успешным". И каждый раз спрашивал: вам подобные лекции читали на системной основе? Не просто давали наставления или рассуждали о вашем будущем, а предлагали правила, критерии того, как достичь своей цели, как стать профессионалом, подняться по карьерной лестнице? Нет, такого курса, к сожалению, нашей молодежи не предлагают, а ведь эти знания важны для каждого юноши или девушки. Физик ты или лирик, а в будущем никто не хотел бы стать неуспешным. Недавно мы начали внедрять проект КИБД-медиа. Уже в ближайшем будущем по интернету я, а также приглашенные известные лекторы (генеральные директора, политики, успешные банкиры и т.д.) будут общаться  со студентами не только нашего института, но и вузов со всей Украины. Уверен, подобные факультативы так же необходимы, как  обучение экономике или математике. А наиболее весомым для молодых людей обычно бывает личный пример человека, который многого достиг. Мы приглашаем глав правления банков, генеральных директоров предприятий, экс-премьер-министра, чтобы они рассказали о том, как стали успешными и какие правила жизни сформировали для себя. Поэтому ищите в соцсетях ВКонтакте официальное сообщество  "Київський інститут банківської справи", следите за новостями в группе и задавайте свои вопросы успешным людям. Там же вы можете найти необходимую информацию о нашем вузе.
 
Национальный - может быть и частным
 
Артур Сергеевич ШАБЛИЕНКО, начальник управления организации профориентации и профобучения Государственного центра занятости.
Артур Сергеевич ШАБЛИЕНКО, начальник управления организации профориентации и профобучения Государственного центра занятости:
 
- В любом вузе есть определенная часть студентов, которые выбрали, где обучаться, по одному критерию: куда родители устроили. Это потенциальные безработные. Тем же, кто выбирает осознанно, полезно ориентироваться на приоритетные сферы развития экономики. Это информационные технологии, сельское хозяйство, туризм, сфера услуг. Кроме того, будет развиваться сфера транспортировок, логистика. Хотя ориентироваться только на востребованность специальности в будущем тоже неправильно, ведь если дело не по сердцу, его перспективность не спасет от выгорания. Центр занятости помогает найти специальность по способностям: мы проводим Дни открытых дверей с учебными заведениями и работодателями для школьников и абитуриентов, консультируем по поводу рынка труда, рассказываем о специфике профессий.
 
Вузам же необходимо налаживать контакт с работодателями, которые и выступают заказчиками рабочей силы.
 
Татьяна Викторовна ВАРФОЛОМЕЕВА: 
 
- Еще недавно прослеживалось очень жесткое и несправедливое деление вузов на государственные и частные. Например, статус национального университета коммерческий вуз не мог получить по определению. Получается, какие бы условия мы ни создавали студентам, каков бы ни был уровень нашего образования, существует такое неравенство. И только в одном из вариантов последнего законопроекта это положение исправлено. Хотелось бы попросить МОН обратить внимание на создание равных условий для высших учебных заведений. Приятно, что министерство отказалось от системы рейтингования вузов, так как набор вопросов, по которым определялись успехи ВУЗа, мягко говоря, далек от совершенства. Но что же все-таки посоветовать будущим студентам, которые определяются со своим выбором? Думаю, абитуриенты изучают сайты. Исследуют все "досье", которые есть на вуз: негативную информацию о нем, хвалебные отзывы. То, что информация в Сети важна для молодежи, подтвердили и опросы абитуриентов на эту тему, которые мы проводили. Мне кажется, наиболее важный показатель успешности вуза - насколько легко его выпускники могут трудоустроиться.  Здесь огромное значение имеет и техническая база вуза, наличие "продвинутых" методик преподавания, состав преподавательского коллектива. Но главное - студент должен быть уверен в своем будущем. В этом плане не совсем справедливо наличие только в государственных вузах госзаказа, направления на работу. Кроме того, МОН, которое сейчас делает смелые шаги и предлагает решения, о которых раньше только мечтали, полезно было бы пересмотреть документы, принятые при предыдущих составах министерства. Например, решение, запрещающее студентам получать одновременно два образования на стационаре, что могло бы в будущем значительно поднять их успешность как специалистов на рынке труда. 
 
Судите о вузе по его выпускникам 
 
Олег Игоревич ШАРОВ, первый проректор Университета экономики и права "КРОК".
Олег Игоревич ШАРОВ, первый проректор Университета экономики и права "КРОК":
 
- Работодатели ценят, когда выпускники имеют дипломы разных специальностей. Наш вуз имеет многолетний опыт подготовки магистров специфических категорий. Два образования в реалиях сегодняшнего бизнеса практически везде приветствуются. Для тех, кто думает о будущей успешной карьере, полезно учиться по индивидуальной программе, с учетом своих способностей и личных целей. Стоит выбирать университеты, которые способны предложить больше, чем добропорядочное выполнение стандартов высшего образования. Речь может идти как о возможностях получить дополнительные компетенции, так и лучшую подготовку к будущей практической деятельности. Самое главное желание мое и коллег -  получить в 2014-м того студента, который хочет иметь современное образование, актуальную профессию, учиться в хорошем коллективе, искать свою траекторию в образовании и свое индивидуальное лицо в будущей профессии. 
 
Впрочем, похожие предпочтения, насколько я знаю, и у современных работодателей. Они предпочитают выпускников вузов, которые готовы сразу работать, генерировать идеи, творчески подходить к делу, способны к самообразованию. Вузы, которым удается подготовить таких креативно мыслящих студентов, как раз этим и доказывают свою ценность. Что же касается статуса "национальный", то это больной вопрос. Я представляю тот частный вуз, который в основных рейтингах находится выше большинства наших национальных университетов, хотя мы не можем тягаться в размерах со многими из них: у нас всего 4,5 тысячи студентов, включая учащихся колледжей. Поэтому мы с коллегами искренне надеемся, что при принятии новой редакции закона Украины о высшем образовании это неравенство удастся преодолеть.
 
Формула привлекательности "вышки"
 
Владимир Леонидович ЯРОВОЙ, первый проректор Национального университета пищевых технологий.
Владимир Леонидович ЯРОВОЙ,  первый проректор Национального университета пищевых технологий: 
 
- Я как раз на днях поставил себя на место абитуриента. Сел перед компьютером и набрал в поисковиках "оценка привлекательности вузов Украины". Сразу второй строчкой высветилась статья, которая меня очень заинтересовала: там своя попытка анализа качества образования и рекомендации, на что обратить внимание абитуриенту. Благо будет опять существовать система "конкурс", где прозрачно подана информация о прохождении вступительной кампании. Оттуда можно черпать информацию и делать самостоятельные выводы, не надеясь, что государство подготовит рейтинг и подтолкнет, куда идти. 
 
Предлагается обратить внимание на такие показатели. Во-первых, средний балл сертификатов ВНО, затем - количество поданных заявлений в данный вуз. Кроме того, количество студентов, зачисленных на первый курс, а также соотношение тех, кто зачислен на первый курс на контрактную форму обучения, и тех, кто прошел на бюджетную форму обучения. Последняя цифра показывает привлекательность вуза: если абитуриент, не пройдя по конкурсу, остается все равно здесь, идет на контрактную форму обучения, это свидетельствует о его позитивном имидже. Последний важный показатель, по мнению авторов этой статьи, - стоимость обучения в вузе. Даже основываясь на данных прошлого года, можно сделать много полезных выводов об успешности того или иного вуза в 2014-м. 
 
Инна Романовна СОВСУН:
 
- Мне кажется, это спорная методика. Балл ВНО чаще демонстрирует популярность специальности, а не конкретного вуза. Скажем, по техническим специальностям есть хронический недобор, соответственно будет ниже средний балл ВНО, но это никак не означает, что КПИ, например, дает низкий уровень образования. Часто это может означать прямо противоположное: что на технических факультетах качество, а соответственно, и требования будут выше, и поэтому абитуриенты могут бояться туда идти. У нас 50% контрактников идут на экономические, юридические специальности, которые сейчас просто популярны. 
 
В фокусе не пять лет, а вся жизнь
 
Зоя Ивановна ТИМОШЕНКО:
 
- Мне кажется, что это один из важнейших вопросов - принятие парламентом закона о высшей школе. Ведь каждый документ, который принимается Министерством образования, так или иначе упирается в закон. И пока новый не принят, многие перемены невозможны. Мы обсуждаем этот законопроект с 2004 года, конечно, нет предела совершенству, но пора уже на чем-то остановиться и потом его оттачивать, так сказать, по ходу дела, в новых условиях. Ответственность у каждого вуза и каждой школы своя, поэтому вдохновляет то, что сейчас большое внимание уделяется автономии вуза (это предусмотрено в том числе новым законом о высшем образовании). Лишь после появления реальной автономии можно говорить и о настоящей ответственности каждого учебного заведения, его конкурентоспособности. 
Что касается работодателей, конечно, вузы должны как можно больше учитывать их мнение. Например, у нашего университета налажено хорошее сотрудничество с огромным количеством фирм, в которых в будущем смогут работать студенты Европейского университета. Однако хочется предложить работодателям, к которым приходят практиканты, поддерживать их, немножко стимулировать финансово. Выиграют все: практикант будет заинтересован в труде, а работодатель будет стараться получить от студента действительно результат. У нас есть опыт, когда бакалавр проходит расширенную практику, скажем, не десять, а более недель. Иногда, получив практический опыт, люди даже меняют профессию: скажем, менеджеры становятся бухгалтерами. Но важнее всего то, что они получают бесценный опыт на реальных рабочих местах. Очевидно, студент, выбирая вуз, должен думать не о том, как ему провести ближайшие пять лет, а о том, кем он станет, какое профессиональное будущее его ждет. 
 
Олег Игоревич ШАРОВ:
 
- Об автономии вузов "КРОК" говорит уже много лет. Более того, входил в состав участников Консорциума украинских университетов по развитию университетской автономии. Ведь только реальная автономия вуза позволит полноценно развивать совместные с иностранными вузами программы, которые есть в университете, приглашать больше зарубежных специалистов для чтения спецкурсов, плотнее кооперироваться с работодателями.