Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
15 апреля
Загрузить еще

"Кастрюльная" революция в Исландии: Хочешь победить - научись говорить нет Европе

Фото: Отчаянные домохозяйки вышли на улицы поинтересоваться: почему за красивую жизнь банкиров должны расплачиваться они и их дети? Фото: АП.

Окончание. Начало читайте ЗДЕСЬ>>>

ВУЛКАН ВАМ В ПОМОЩЬ

Информационную блокаду Исландии прорвал, как ни странно, вулкан Эйяфьяллайекюль, который начал извергаться весной 2010 года одновременно с референдумом. Извержение не доставило острову никаких неприятностей, но зато на целую неделю парализовало авиасообщение в Европе. И почти полмесяца Исландия была звездой в мировых новостях. Остров, что называется, отметили на карте. А летом 2010 года поток туристов в Исландию возрос до миллиона человек.

- Мы - нация патологических оптимистов, - говорит журналист Кольбейн Пропье. - Чем хуже, тем лучше. Даже из вулкана можно извлечь пользу. Мы вообще ничего не планируем на будущее. Вот вам пример нашей ментальности: в XX веке в Исландии неизвестно почему случился селедочный бум. Все тут с ума посходили, строили фабрики, дома для рыбаков, целые поселки. И ловили селедку, и перерабатывали, и продавали. А потом селедка ушла. И дома стоят пустые. Ну и что? Жить ведь надо здесь и сейчас. 

- Вы хотите сказать, что у вас менталитет рыбаков? - замечаю я.

- Точно! Рыбу нужно схватить до того, как она уплыла! Рыба ждать не будет. Вот вдруг туристы к нам повалили. Отлично! Примем всех! Заработаем! Наш финансовый крах 2008 года, как ни странно, укрепил нашу национальную гордость. Мы вдруг оказались одни против целого мира. И в результате получили статус жертв. А жертвам позволено больше, чем остальным.

КАПИТАЛ СИДИТ ДОМА И РАБОТАЕТ НА СТРАНУ

После краха 2008-го Исландия стремительно приходила в себя. Все меры, принятые новым правительством, были радикально жесткими, чрезвычайно эффективными и полностью противоположными тем мерам, которые предпринимал и предпринимает Евросоюз.

Во-первых, было принято решение о банкротстве частных банков, их последующей национализации и девальвации кроны. При этом успели "спасти своих". (Нормальный "островной" менталитет, характерный для замкнутых "семейных" сообществ.)

- Да, мы позволили частным банкам рухнуть, но мы решили спасти их "домашнюю" часть, - говорит директор центробанка Исландии Маур Гудмундссон. - Мы перевели "домашние" капиталы в новые банки и национализировали их. Тем самым были спасены внутренняя платежная система и сбережения самих исландцев.

Во-вторых, был введен строжайший запрет на вывоз капитала из страны. Любые инвестиции за кордон теперь рассматриваются соответствующими органами под микроскопом и требуют специального разрешения. Капитал вынужден, скрипя зубами, сидеть дома и работать на страну. А рядовые исландцы, выезжая за границу, обязаны предъявить в банке авиабилет, и только тогда им продадут 2000 евро. Но при этом они свободно могут расплачиваться в поездке кронами со своей кредитной карты и снимать с нее деньги за границей. Это был абсолютно необходимый шаг, остановивший паническое бегство капитала и укрепивший местную валюту.

БАНК - ПОГИБАЙ, А ИПОТЕКУ ВЫРУЧАЙ

В-третьих, правительство вынуло из долговой петли тех граждан, которые взяли ипотечные кредиты в иностранной валюте. После резкого падения кроны в 2008-м многим из них грозило разорение и потеря домов и квартир. Согласно решению о том, что долг по ипотеке не может превышать 110% от стоимости дома, весь банковский навар просто испарялся.

В результате отказа от выплаты внешнего долга, национализации банков и запрета на вывоз капитала Исландия, уже похороненная мировыми СМИ, выбралась из могильной ямы. Инфляция упала с 20% до 6%, а безработица снизилась до 5% (великолепный результат по сравнению с положением в европейских странах, где уровень безработицы возрос до 25%). Более того, Исландия даже умудрилась досрочно выплатить долги МВФ. (Ведь кризис не затронул две важнейшие отрасли - экспорт рыбы и алюминия, и валюта исправно поступает в страну.)

Знаменитый американский экономист, лауреат Нобелевской премии Пол Кругман писал в своем докладе об Исландии: "Исландия должна была стать примером экономической катастрофы. Сбежавшие банкиры оставили страну с огромными долгами и, казалось бы, в безнадежной ситуации. Однако на пути к экономическому Армагеддону произошла забавная вещь: то самое отчаяние сделало привычное поведение невозможным, дав свободу нарушать правила. Когда все спасали банки и заставляли общество платить, Исландия позволила банкам разориться и расширила сеть социальной защиты. Когда все зациклились на том, чтобы задобрить иностранных инвесторов, Исландия наложила временные ограничения на движение капитала, чтобы дать себе пространство для маневра. И что сегодня происходит в Исландии? Страна не избежала большого экономического ущерба или значительного падения уровня жизни. Однако она смогла ограничить как рост безработицы, так и страдания наиболее уязвимых слоев общества. Сеть социальной защиты уцелела, равно как и система общественных обязательств перед гражданами. "Могло быть хуже", возможно, не самый оптимистичный слоган, но когда все ожидают сокрушительной катастрофы, такой итог можно считать почти триумфом".

Горячие минеральные источники, дающие дешевую энергию и привлекающие туристов, объявлены собственностью народа Исландии. Фото: globallookpress.com. 

КОНСТИТУЦИЯ: ПЕРЕПИШЕМ  - БУДЕМ ЖИТЬ!

Совершив "кастрюльную" революцию, разогнав старое коррумпированное правительство и открыв уголовные дела против проворовавшихся банкиров, исландцы так разогнались, что остановиться уже не могли. Они решили всем миром написать самую прогрессивную в мире конституцию. И без участия политиков и юристов. 

- Мы должны быть крайне осторожными с адвокатами и законниками, - говорит политический бард Хордур Торфасон. - У них есть свойство извращать все, к чему они прикасаются, и особенно общие понятия.

- Консервативные политики уговаривали народ не менять конституцию, как будто закон - это священная корова, - говорит журналист Кристин Храфнссон. - Но что такое конституция? Это просто социальный контракт между обществом и государством. И если он провалился, если он не смог защитить нас от лжи банкиров и продавшихся им чиновников, значит, контракт надо переписать.

Писать конституцию решили всем миром, чтобы новый закон родился из идиллического проявления всеобщей доброй воли. Но как? Первым делом с помощью лотереи компьютер выбрал 1000 случайных граждан страны, достигших избирательного возраста. Так была создана национальная ассамблея, участники которой обсуждали основные идеи, ценности и нравственные идеалы, которые должны быть заложены в конституции. В обсуждении с помощью Интернета участвовала вся страна.

- Потом было решено выбрать конституционный совет из 25 человек, который сядет и напишет конституцию, - говорит экономист Торвальдур Гильфасон, сам ставший участником конституционного совета. - Из кого? Да из тех, кто сам захочет. Вызвались 522 человека, в том числе и я. А потом из них выбрали 25 (тех, кто сумел собрать не менее 30 подписей от 522 выборщиков).

Все желающие стать авторами конституции проводили свои предвыборные кампании в Интернете. Все бесплатно. Деньги в таких делах - просто грязь. В совет попали самые обыкновенные люди - врачи, священник, медсестра, фермер, поэт. Все они работали четыре месяца над проектом, получая зарплату парламентариев. Круглосуточно через Твиттер и Фейсбук исландцы (и даже иностранцы) вносили свои предложения и поправки.

"ПОЛИТКОРРЕКТНОСТЬ УЖЕ ВСЕХ ДОСТАЛА"

Проект новой конституции начинается красиво и трогательно: "Мы, люди Исландии, хотим создать справедливое общество, где каждый из нас будет иметь место за общим столом".

- Какие самые главные статьи в новой конституции? То, что все природные ресурсы нации, включая самые дорогие - рыбу и энергию, объявлены собственностью нации, - говорит член конституционного совета Торвальдур Гильфасон. - И то, что люди не желают голосовать за политические партии, а только за конкретных людей с их личной программой и ответственностью. А также они требуют гарантий, чтобы каждый человек имел бесплатный доступ к Интернету и ко всем правительственным документам, если они не являются государственной тайной.

Большинство жителей Исландии высказались за сохранение государственного статуса лютеранской церкви, что, по мнению Евросоюза, неполиткорректно.

- Политкорректность уже всех достала, - говорит депутат парламента Триггви Тоур Хербертссон. - Не вижу ничего плохого в религии. Никто вас не принуждает к вере. Да хоть в свиней верьте, дело ваше, если хотите. Но если большинство населения основывает свою жизнь на одной религии, значит, она должна иметь конституционный статус.

- Исландцы решили также дать голос природе, защитить ее, - говорит экс-президент Исландии (и первая женщина-президент в мире, избранная конституционным путем) госпожа Вигдис Финнбогадоттир. - И мы хотим сделать так, чтобы никто из иностранцев не смог купить наши ресурсы. Посмотрите, что творится в мире! Недавно китайцы купили знаменитый еще с древности греческий порт Пирей. Разве это правильно?

Есть в конституции и забавные статьи: например, о правах животных. "А вы поезжайте на какую-нибудь птицефабрику и посмотрите, как там живут куры. У вас волосы дыбом встанут!" - говорит член конституционного совета Торвальдур Гильфасон. "Но вы же их все равно потом убьете, - замечаю я. - Какая разница, как они живут!" "Да, смерть для всех неизбежна. Но и право на достойную жизнь должны иметь все, даже курица". "Что ж, есть и тут практический смысл, - соглашаюсь я. - Курица, выросшая на деревенском дворе в здоровых условиях, в сто раз вкуснее бройлерной".

Исландцы не были бы исландцами, если б не считали свой проект конституции важным подарком всему человечеству. Они страшно гордятся своим природным чувством демократии и тем, что в Исландии уже в 930 году был создан первый парламент - альтинг (аналог древнерусского вече).

Политический бард Хордур Торфасон вместе с простыми исландцами искал ответы на вопросы, кто виноват и что делать. И нашел! Фото: автор.

- Простые исландцы сделали красивую и благородную работу, создав народную конституцию, - говорит политический бард Хордур Торфасон. - Даже люди без образования знают, что такое хорошо и что такое плохо, - на уровне инстинкта. Почему один процент населения Земли владеет всеми ее богатствами? Я помню старые добрые времена, когда в маленьких магазинах можно было купить вещи местного производства, добротные и качественные, пусть и дорогие. Производство давало людям работу, достаток и уверенность в завтрашнем дне. А теперь капитал перевел все производство в Азию, потому что там есть рабы и безжалостная система, позволяющая использовать рабский труд. Европа осталась без работы. Политики, прислуживающие капиталу, играют в грязные игры, как будто не они работают на нас, а мы являемся их рабами. А мы их просто наняли за наши деньги. И должны напоминать им об этом каждый день.