Загрузить еще

Экзистенциальный кризис в розовых тонах: зачем смотреть фильм «Барби»

Экзистенциальный кризис в розовых тонах: зачем смотреть фильм «Барби»
Фото: Кадр из фильма

На допремьерный показ фильма « Барби » большинство женщин пришли в розовых или приближенных к другим кукольным цветам нарядах – когда еще представится такая возможность побывать в настоящем мире самой известной куклы на планете?

И эта украинская костюмированная вечеринка прекрасно вписывается в сатирическое начало фильма: как девочки, увидев идеальную огромную куклу Барби, в тот же момент начинают крушить своих пупсов, протестуя так против навязанной им обществом роли матери и домохозяйки. Барби – как говорит нам голос за кадром – воплотила мечту женщин стать кем угодно: от врача до космонавтки, оставаясь при этом иконически красивой и ухоженной.

Розовый домик Барби – мечта миллионов девочек. Фото: кадр из фильма

Розовый домик Барби – мечта миллионов девочек. Фото: кадр из фильма

I'm a Barbie girl, in a Barbie world

И следующий кадр нас всех, мечтающих быть одновременно красивыми, умными и успешными, переносит в идеальный Барби-мир. Здесь царит солнце, розовый цвет и женское совершенство: Барби-президент, Барби – нобелевская лауреатка по литературе, Барби – физик, Барби – дипломат. Более того – если ты не хочешь работать, а хочешь быть просто красивой, то такая возможность тоже доступна, как вот «стереотипная Барби», роль которой исполняет Марго Робби («Вавилон», «Однажды… в Голливуде»).

И у каждой из этих кукол, независимо от статуса, есть свой совершенный домик, в котором можно встречать идеальное утро, просыпаясь бодрой, без запаха изо рта и с великолепной прической. Полный гардероб гламурных платьев, холодильник, до отказа забитый вкусностями, от которых не толстеешь, танцевальная площадка, где можно проводить идеальные вечеринки почти всю ночь и не уставать.

Ну и, конечно, пляж, на котором мускулистые и загорелые Кены соревнуются за внимание Барби…

Да есть и немного грустные моменты. К примеру, один из Кенов – Райян Гослинг («Ла Ла Ленд», «Бегущий по лезвию 2049») – тщетно пытается завоевать внимание идеальной Барби (Марго Робби), безнадежно конкурируя с другими Кенами. Но это о Кене, не о Барби, да? У девушек не жизнь – а сплошная вечеринка.

Голос за кадром нам сообщает, что поскольку в мире Барби женщина может стать кем угодно, и это будет легко, прикольно и весело, значит, и в реальном мире женщины тоже так могут! И жизнь их тоже полна успехов и розовых единорогов.

Барби в черно-белом купальнике: это одна из самых дорогих кукол в истории, выпуск 1959 года. Фото: кадр с видео

Барби в черно-белом купальнике: это одна из самых дорогих кукол в истории, выпуск 1959 года. Фото: кадр с видео

Life in plastic, но не fantastic?

В конце концов, если бы это было просто девчачье кино, а не девчачье кино, снятое Гретой Гервиг («Леди Берд», «Маленькие женщины»), то на этом можно было бы ставить точку. Ведь это тот идеальный мир, который нам навязывают производители кукол и к которому мы все должны стремиться. Но Гервиг не так проста и показывает нам обратную сторону гламура.

Однажды идеальная Барби-Робби замечает, что день как-то не задался: проснулась растрепанная, заспанная, совершенный изгиб стопы, созданной для «шпилек», превращается в плоский, и – о боже! - появляется целлюлит, а еще – мысли о смерти, страшно пугающие ее подруг. Причину, почему это произошло и как все восстановить, нужно искать в реальном мире. Так что Барби, убежденная, что в реальном мире ее будут встречать с радостью и объятиями – ведь это благодаря ей у женщин сейчас такая роскошная жизнь! – отправляется в путешествие. На хвост ей падает Кен-Гослинг, который не может без любимой.

А в реальном мире все, оказывается, не так радужно, как им казалось. К тому же о беглецах узнает директор фабрики игрушек Mattel и понимает, что встреча кукол с людьми может сломать общепринятый порядок. Он открывает охоту на Барби и Кена.

И с этого момента у кукол начинается ломка сознания. Кто они? Зачем они? Почему реальный мир не так идеален, как их? Как это изменить? И, может, не реальный мир нужно менять? Совершенно по определению «экзистенциального кризиса» – психологический дискомфорт в вопросах смысла жизни при внешнем благополучии.

Кстати, этот кризис самосознания происходит в настоящем рекламном ролике продолжительностью более двух часов. Нам показывают самую популярную игрушку всех времен и народов – и хотим мы или нет, нам ее рекламируют. С момента создания в 1959 году Барби вытеснила другие куклы и превратилась в настоящую культурную икону. Возможно, для американского зрителя продукция компании Mattel – производителя Барби – более известна, поэтому они с удовольствием будут наблюдать за появлением разнообразных подвидов Барби и Кенов – от самых модных и желательных моделей до катастрофически провалившихся в продаже. Конечно, это комедия – так что рекламные моменты тоже отражены через призму сатиры. Но более чем вероятно, что продажи компании Mattel после выхода фильма вырастут.

Некоторые из западных кинокритиков уже прочат картине «Оскар». Это, конечно, вряд ли – хотя темы в ней поднимаются действительно болезненные. Особенно для женщин, которые постоянно сталкиваются с тем, что нужно быть одновременно «стройной и не худой», «хорошей матерью, но не задалбывать окружающих рассказами о детях», «сделать успешную карьеру, но оставаться доброй и милой».

В этом розово-пластиковом мире Грета Гервиг умудряется показать борьбу патриархата, токсической маскулинности и вдобавок мизогинии с женским правом «быть тем, кем она хочет, и такой, как ОНА хочет». Режиссер предлагает зрителям разобраться, что такое Барби для нескольких поколений женщин: навязывание ли это нереальных требований общества и ожидания от самих себя (от идеальной внешности до идеальной карьеры), или образы этой куклы действительно вдохновляют на осуществление мечтаний.

Кены соревнуются за благосклонность Барби: Симу Лю, Марго Робби и Райан Гослинг. Фото: кадр из фильма

Кены соревнуются за благосклонность Барби: Симу Лю, Марго Робби и Райан Гослинг. Фото: кадр из фильма

Когда Кен выходит на передний план

Исполнительница главной роли Марго Робби – не просто одна из самых оплачиваемых голливудских актрис. Ее амбиции гораздо больше, чем просто талантливо играть в фильмах. Она активно защищает права женщин и гендерное равенство. А их с мужем продюсерская компания LuckyChap Entertainmen ориентирована на создание так называемого женского кино: женщины-режиссёры, автор сценария, продюсер. Не удивительно, что «Барби» - кино не просто о хорошенькой кукле, а с глубоким подтекстом. Робби выкупила у Mattel права на экранизацию картины и сама выступила продюсером, пригласила Грету Гервиг написать сценарий, потом Гервиг еще и стала постановщицей фильма, а соавтором сценария – ее муж Ноа Баумбах. Главная художница картины – шестикратная номинантка на «Оскар» Сара Гринвуд, художница по костюмам двукратная лауреатка «Оскара» Жаклин Дюрран («Анна Каренина», «Маленькие женщины». И вот за оформление или за костюмы награда Академии может выстрелить. Марго Робби знала, кого приглашать в команду

Ну и кому, как не ей, стройной блондинке с огромными голубыми глазами, было играть главную роль? Хотя сначала, говорят, «стереотипную Барби» предлагали другим актрисам, те по разным причинам отказались, так что Робби взвалила на себя еще и эту ношу.

К ее игре нет претензий. Сыграно отлично, но не она стала главной звездой картины. Как ни странно, здесь одеяло на себя перетянул исполнитель якобы второстепенной роли Кена – Райян Гослинг. Как признается сам актер, даже его 8-летняя и 7-летняя дочери поначалу не могли понять, почему он вообще согласился на этот проект. Кандидатуру Гослинга хейтили еще до премьеры. Но у актера было видение своего персонажа, и это не только выразительный загорелый пресс и выбеленные волосы – он сумел сделать пластиковую куклу не просто бесполезным аксессуаром Барби, с которым обычно никто не играет, а полноценным героем, одновременно комическим и трагическим, со своими страданиями, переживаниями, кризисом самосознания, решительностью и пылкими диалогами. Где-то с середины фильма истории Кена ждешь уже больше, чем следишь за жизнью Барби.

Кроме того, если вы любите смотреть на нескольких знаменитостей одновременно, то Барби именно об этом. Смотрите, кто только сыграл кукол:

Барби : Кейт Маккинон, Исса Рэй, Эмма Маккей, Александра Шип, Шэрон Руни, певица Дуа Липа и другие;

Кен: Симу Лю, Кингсли Бен-Адир, Шути Гатва, Скотт Эванс, Джон Сина и другие.

Кен – Райян Гослинг – попытается устроить в кукольном мире переворот и стать не второстепенным персонажем, а настоящим мачо. Фото: кадр из фильма

Кен – Райян Гослинг – попытается устроить в кукольном мире переворот и стать не второстепенным персонажем, а настоящим мачо. Фото: кадр из фильма

Еще одну куклу – Алана, друга Кена, донашивающего за ним одежду, сыграл Майкл Сера.

Сыграть людей выпало Уиллу Ферреллу (директор фабрики игрушек), Реа Перелман (в роли Рут Гендлер – «матери» Барби и основательницы компании Mattel), Америке Феррера (известная по главной роли в сериале «Дурнушка Бетти»), ее экранную дочь сыграла Ариана Гринблатт.

Саундтрек к фильму заслуживает отдельной статьи, поэтому назовем лишь нескольких исполнителей: Дуа Липа (Dance the Night), Ники Минаж (Barbie World), Билли Айлиш (What was I made for?), Доминик Файк (Hey Blondie) услышим мы и пение Райяна Гослинга (I`m Just Ken) – всего 17 композиций. Релиз Barbie: The Album состоялся в один день с мировой премьерой – 21 июля.

Говорят, что после съемок фильма в мире возник дефицит розовой краски. Фото: кадр из фильма

Говорят, что после съемок фильма в мире возник дефицит розовой краски. Фото: кадр из фильма


Подводя итог, можно сказать, что одна из самых ожидаемых премьер года не разочаровала. Вышла яркая фэнтези-комедия со множеством шуток, но вместе с тем серьезным и важным посылом. Причем созданная как для страстных поклонниц куклы Барби (рассматривать костюмы и детали Барби-мира – это отдельное удовольствие), так и для тех, кто ее терпеть не может.