Загрузить еще

Восходящая звезда украинского кино Александр Кобзарь: "Если бы наши режиссеры снимали то, что действительно им хочется…"

Восходящая звезда украинского кино Александр Кобзарь:
Фото: Александр впервые играет роль на инвалидном кресле. Фото: Предоставлено ICTV

После роли НКВДиста Владимира в фильме "Поводырь" Александра Кобзаря называют восходящей звездой украинского кино. Хотя до этого 39-летний актер сыграл во многих других картинах. К примеру, в сериалах "Пока станица спит" и "1942", в фильме "Матч"...

Сейчас Кобзарь снимается в детективном сериале "Никонов и Ко" (совместное производство Film.ua и Mamas Production, покажут на канале ICTV осенью). Сергей Никонов в его исполнении - гениальный следователь-инвалид со скверным характером, который расследует самые сложные дела, не выходя из дому. С разговора о новом фильме и начали разговор.

- Александр, по сюжету у вашего нового героя превосходная логика, но скверный характер. Много ли у вас общего с Никоновым?

- На самом деле 50 на 50 (смеется). Если говорить о логике, то у меня не математический и не детективный склад ума, а вот характер и правда сложный. Хотя по поводу моей невыносимости - вопрос скорее к жене. Как и у Никонова, у меня есть какие-то принципиальные вещи в жизни, особенно это касается профессии. 

- Каково это - играть персонажа, который все время должен сидеть в инвалидном кресле? 

- С физиологической точки зрения, наверное, сложностей нет. Для меня это новый вызов: всегда интересно попробовать сыграть человека, образ жизни которого я не веду и не дай бог кому-то вести. Усталость если и есть, то скорее от общей нагрузки - у нас большая выработка в день, приходится учить много текста. 

- Правда, что у вас даже мозоли на руках появились?

- Да, это было после первых съемочных дней, я тогда проводил в коляске от 15 до 18 часов. Но сейчас мозоли уже прошли.

- Быстро освоили управление инвалидным креслом?

- С этим проблем не было, я давно вожу машину, а физика процесса одинаковая. Но очень сложно в коляске что-то везти. Ты не можешь ехать и держать, например, кружку в руках, потому что тогда ты только одним колесом управляешь и постоянно съезжаешь в сторону. Приспособиться к этому было трудно.

Недавно мы снимали сцену на улице, и мне предстояло проехать на коляске метров 50-60. Вот тогда я сразу ощутил нагрузку. А по квартире я езжу уже без проблем.  

- А как контролируете ноги, чтобы они не двигались?  

- В коляске это проще делать. А вот когда снимаем сцены с массажами, иглоукалыванием - это сложнее. В любом случае при нажатии срабатывает рефлекс, и нога неконтролируемо дергается от боли. 

- От боли, не от щекотки?

- Нет, щекотно мне не делали, пока только больно. 

- А что вам больше нравится - работа в театре или съемки в кино? 

- Во все времена только кино и приносило актерам деньги, не театр. Я работаю в государственном театре, там существует определенная ставка, которой не хватает артистам даже на то, чтобы снять квартиру. Поэтому съемки в кино в этом плане дают определенную свободу. Но кино - это же не только заработок. Бывает, что хорошо платят, бывает - не очень. Иногда и в кино мы работаем бесплатно, если проект действительно интересен.

А театр - это нечто другое, здесь мы становимся актерами и растем как артисты, а потом приносим в кино свои наработанные вещи. 

- В "Поводыре", который сделал вас известным, у вас образ злодея. А какие роли вам больше по душе?

- Злодеи (улыбается). У меня много в фильмографии злодеев, маньяков… На самом деле мне там интереснее, потому что всегда эти персонажи прописаны более глубоко, чем положительные герои. Например, если бы мой Никонов был ходячим, я бы даже на пробы не пришел. Что можно тут придумать? Ну я, Александр Кобзарь, буду бегать за преступниками, озвучивать текст, но это буду я - все тот же Александр Кобзарь. Я не знаю, что в этом случае можно придумать, чтобы не быть собой. Здесь же есть обстоятельства, которые героя закручивают очень сильно, есть внутренняя драматургия, есть что играть. 

КСТАТИ

О благодатном времени для нашего кино

- С кем из украинских режиссеров вам бы хотелось поработать?

- У нас масса талантливых режиссеров в Киеве, с которыми я бы с удовольствием поработал, да и работаю. Олесь Санин, Заза Буадзе, Володя Лерт, Олег Туранский, Сергей Чекалов, Тарас Ткаченко... И если бы они снимали то кино, которое им действительно хочется снимать, тогда было бы здорово.

- А кто им мешает снимать такое кино? 

- Не знаю. Может, каждый ждет свою историю. Может, у кого-то мягкий характер и они просто не умеют выбивать и находить деньги для своего кино. Есть же фанатики, которые живут сценарием и ищут возможности для работы. И рано или поздно они добиваются своего. Да тот же Санин с "Поводырем" носился с 2004 года. Но им тоже надо зарабатывать, кормить семьи, их приглашают - они снимают сериалы. Хотя и вкладывают себя, свои знания, свою душу в кино.

- Как вы считаете, может ли наше кино сейчас обойтись без знаменитых зарубежных артистов, в том числе российских?

- Думаю, да. У нас очень много хороших артистов. Да и многих российских артистов зритель уже не воспринимает после всего, что произошло. Я не против того, чтобы у тех артистов было свое мнение, но отпечаток остался.

В последнее время запустилось много национальных проектов. Сейчас благодатное время, чтобы появилось свое кино, свои артисты, свои звезды. Я в это верю, а как покажет себя рынок - неизвестно.