28501
0
24 апреля
Загрузить еще

Плащ и шляпу Жеглова съедает сырость

Плащ и шляпу Жеглова съедает сырость
Фото: Из-за того что здание постепенно приходит в упадок, а старинные фотографии съедает грибок, многие экспонаты - декорации, аппаратуру - даже не могут выставить на экспозицию.

Почитатели кинематографа любят бывать в единственном в Украине музее кино при Одесской киностудии. Там можно пощупать плащ и шляпу Жеглова, которого сыграл Высоцкий в фильме "Место встречи изменить нельзя", примерить перчатку Веры Холодной, рассмотреть фото с кинопроб Боярского, увидеть съемочный аппарат Александра Довженко.

В пяти залах здания, построенного в 1893 году, хранится около 12 тысяч уникальных экспонатов, отражающих историю кинематографа в Одессе. Документы и фото со съемок фильмов (например, с дебютного фильма Вячеслава Тихонова "Жажда"), альбомы актерских проб, пленки, досье, сценарии, плакаты и афиши к первым фильмам, старинные рекламные буклеты, призы и награды, костюмы и съемочный инвентарь, портрет первого изобретателя киноаппарата Иосифа Тимченко, который отснял две первые в мире киноленты.

Звезда немого кино Вера Холодная последние годы жизни снималась в Одессе. Эпидемия "испанки", бушевавшая тогда в Южной Пальмире, унесла жизнь актрисы. А последним ее киношедевром стала лента "Похороны Веры Холодной" - провести в последний путь звезду вышла вся Одесса. 

Младшая дочь знаменитой актрисы Веры Холодной, которая в 90-летнем возрасте приезжала в Одессу из Америки, подарила  музею перчатку знаменитой матери. В музейных коридорах витает дух "Д’Артаньяна и трех мушкетеров", "Скачущих всадников" и "Электроника". А хранители музея сетуют, что экспонатов могло быть и больше - не все сохранилось за многолетнюю историю музея. 

- В 1944 году румынские фашисты увезли почти все, что смогли захватить с собой, а многое уничтожили, - объясняет директор музея кино Вадим Костроменко. - Чтобы перечислить все, чего мы тогда лишились, понадобилась книга толщиной с палец. Чего только стоят 25 роялей, которые умыкнули оккупанты!

На роль Электроника и Сыроежкина близнецов для съемок в Одессе искали по всему СССР. Перепробовали сотни пар. Наконец-то нашли Володю и Юру Торсуевых из Москвы, которые умели и на мопеде ездить, и танцевать, и петь, и на гитаре играть. К тому же играли в школьном театре. Правда, для фильма брюнетов Торсуевых пришлось перекрасить в блондинов. 

При этом даже не все из того, что есть, могут показать посетителям. Многие эскизы, декорации и аппаратуру негде разместить, так как старинное здание, построенное еще до революции, постепенно приходит в упадок. По всему периметру помещения змеятся трещины, стены обваливаются, стерлись барельефы деятелей искусства, а с потолка сыплется штукатурка. Во время дождя и вовсе катастрофа - крыша протекает, заливает залы, от влаги портятся документы и фотографии. Зимой тоже нерадостно - отопления здесь нет уже лет десять. Из-за этого испорчена половина экспонатов портретной галереи, которой нет больше нигде в Украине. 

В самом начале Михаила Боярского пробовали на роль графа Рошфора. А в роли отважного Д'Артаньяна режиссер видел Александра Абдулова. Но когда Боярский надел костюм - все сразу поняли, что Д'Артаньяном может быть только он. 

- Зимой здесь температура как на улице, а самое страшное - это сырость, - рассказывает Костроменко. - Влага опасна для старинных снимков: в желатиновом слое легко размножается грибок. Когда становится тепло, я достаю разбухшие за зиму фотографии и, чтобы как-то спасти, разогреваю утюг и начинаю их гладить. 

Директор музея Костроменко - единственный сотрудник: сам проводит экскурсии, читает лекции на радио и телевидении. 80-летний Вадим Васильевич сетует: мол, в последнее время себя неважно чувствует, но даже уйти на пенсию не может, ведь ему не на кого оставить историческое наследие - молодежь не хочет устраиваться на безденежную работу. 

Фильм "Место встречи изменить нельзя" был снят на Одесской киностудии. В память о съемках здесь хранится реквизит: портрет Высоцкого-Жеглова, его знаменитая шляпа и кожаный плащ. А также мегафон, в который Жеглов кричал: "А теперь Горбатый! Я сказал, Горбатый!"

В свое время помещение, в котором сейчас расположился музей, принадлежало графине Демидовой Сан-Донато. После ее смерти здание несколько лет пустовало, пока в феврале 1919 года в Одессе не взялись возрождать кинопроизводство и годом позже создали в этом доме первую в стране государственную киностудию. После распада СССР киностудия перешла в частные руки, вскоре деятельность кинематографистов практически замерла. Новые владельцы выстроили новый корпус под киностудию, а старинный особняк превратили в склад, куда стали свозить мебель, костюмы  и реквизит. Наконец 16 лет назад союзу кинематографистов удалось договориться с правительством, чтобы часть этого складского помещения передали под музей. 

Новости по теме: Музей упадок