Загрузить еще

Жены разделили наследство Валерия Золотухина

Замечательный актер скончался год назад - 30 марта. Бумбараш, Моцарт из "Маленьких трагедий", вампир из "Ночного Дозора" - в театре и кино артист сыграл сотни ролей. Пожалуй, личная жизнь Золотухина была не менее насыщенной. Об этом "Комсомолке" откровенно рассказала вдова актера Тамара Золотухина.
 
"У нас обоих были семьи"
 
- Вы прожили вместе с Валерием Золотухиным 40 лет. Где познакомились?
 
- На съемках. Валера играл в фильме "Единственная" у Хейфица, а я там работала ассистентом режиссера. Мне 27 лет, замужем, у меня был ребенок, дочь Катя. Но Валеру это не смутило. Он упорно и демонстративно оказывал мне знаки внимания. Мне поначалу даже противно было. А потом стало интересно, что за фрукт такой... И закрутился безоглядный роман. Мы оба были несвободны: у Валеры в Москве маленький сын Денис и жена - актриса Нина Шацкая. У меня тоже семья - в Санкт-Петербурге. 
 
Окончание съемок стало драмой, оба переживали. Валера каждый свой выходной приезжал ко мне в Санкт-Петербург. Когда он уезжал, я заходила с ним в вагон, мы вместе ехали в Москву. Ночь была наша. Потом мы целый день болтались по городу. Вечером я уезжала домой... Дорожный роман продолжался пять лет. Про наши отношения знали и его семья, и моя. 
 
Потом я забеременела. И мне тогда вдруг стало не важно, будем мы с Валерой вместе или нет, главное - хотелось родить сына. Мой муж говорил: мы воспитаем этого ребенка, только оставь Золотухина! Уговаривал не уходить из семьи.
 
Валера к тому времени больше года один жил на квартире у друзей. Он заявил: прекрасно, рожай. Выписал меня из квартиры мужа и увез жить к друзьям.
 
Мы долго жили по чужим углам. Пока наконец после рождения сына Сережи не купили собственную квартиру.
 
Валера настаивал, чтобы моя дочь Катя тоже жила с нами, но из-за постоянных переездов не получалось. Она росла с отцом в большой семье с двумя бабушками. Дочка очень часто ко мне приезжала. Общалась с братом.
 
"Сын был слишком увлекающимся"
 
- Вся страна переживала за вас, когда Сережи не стало (сын Золотухиных - ударник рок-группы "Мертвые дельфины" повесился в 2007 году. - Ред.)...
 
- Нашему мальчику было всего 27 лет. Почему-то решил, что в дальнейшей жизни нет смысла. Он очень увлекающийся был, может, в этом причина. В детстве увлекся химией. Изучал книги, таблицу Менделеева знал наизусть, постоянно покупал какие-то пузырьки в аптеке. Я все боялась, что квартиру взорвет! А потом, когда в школе стал изучать химию, у него абсолютно пропал к ней интерес. Одни тройки получал. 
 
Во втором классе Сережа увлекся компьютерами: они тогда только появились. Постоянно ходил в компьютерный клуб во дворе. Нам без конца говорили, какой он замечательный, какой умный. Потом Валера купил ему компьютер. А сыну это уже неинтересно... Тяжело об этом говорить.
 
- Золотухин был рад, когда ему поручили руководить Таганкой?
 
- Нет, долго мучился, сомневался. Хотя весь театр был за него - от ведущих актеров до уборщиц. Валера прямо почернел за то недолгое время, пока работал директором. Не его это совершенно дело - без конца подписывать бумаги, нанимать, увольнять. Но он справился, работа пошла: успел выпустить пять новых спектаклей.
 
- Коллеги ругали его за дневники, где Золотухин уж очень откровенно рассказывал про закулисье...
 
- Конечно, но Валера пошел на это сознательно. Уже был далеко не мальчиком. И прекрасно понимал, что опубликовал не просто мемуары о театре, а личные записи, где много тайн.
Ирина Линдт была последним увлечением Валерия Сергеевича. Фото: Олег УКЛАДОВ ("КП" - Барнаул").
 
"О любовницах узнала из дневников"
 
-А вы читали дневники мужа - те, что еще не опубликованы?
 
- Тетрадки с записями Валеры всегда лежали раскрытыми. И я их прочитала, втихаря, конечно. Муж подробно и откровенно писал о всех своих любовницах. Я просто глазам своим не верила! Недоумевала, когда успел... Это был шок. Я не могла ни есть, ни пить. 
 
- А он?
 
- Все понял. Приходит домой вечером, видит, что у меня лицо опрокинутое. Я попыталась с ним развестись. Но он был абсолютно не скандальным человеком. С ним невозможно было поругаться! Всегда пытался сделать так, что и волки сыты, и овцы целы. 
 
Потом я поняла, у него такой биологический цикл: 5 лет проходит - новый роман. Последний - Ирина Линдт. Тут еще и сын от нее родился. Валера страшно радовался, ему уже 70 лет - и вдруг ребенок, Ванечка. Тем не менее он никогда бы не оставил меня. А что мне оставалось делать? Уйти? Мы уже были не в том возрасте, чтобы бегать. После всех драм и трагедий мы остались вместе. Поэтому я так возмущалась, когда Линдт называла себя гражданской женой Золотухина. Гражданская жена - это когда других нет. А я была тут, рядом, живая! 
 
- О Линдт тоже узнали из дневника?
 
- Нет, рассказали друзья. Но я понимала, что-то происходит. Появилась новая актриса. Позже я узнала, что Линдт очень хотела быть с Валерой. Я как-то у Иры спросила: почему ты не в другой театр пошла? Она ответила: хотела именно в Таганку, к Золотухину.
 
- Валерий Сергеевич как-то объяснялся с вами по поводу рождения сына?
 
- Сказал, что Ирина захотела ребенка, это было ее решение. Я ему даже предлагала: ты живи с ними, будешь меня навещать. Но он не ушел. Когда собирался к сыну, говорил: сегодня буду ночевать у Вани. Буквально голову потерял после рождения малыша. Выходил гулять с коляской, все же его за дедушку принимали, а он - папа! Приедет к сыну, сразу же звонит: "Я у Вани, сейчас почитаю книжку, уложу". Я спрашиваю: "А где Ира?" Он отвечал: "Ее еще нет, не знаю, когда она придет".
 
Такие у нас были две семьи. Потом пришла пора отдавать Ваню в первый класс. У нас напротив дома школа очень приличная. Муж как-то спросил: мол, если сюда Ваньку отдадим, сможешь его забирать и обедом кормить? Я ответила: конечно. А почему нет? Хотя это меня несколько обескуражило, прямо скажем.
 
"Поначалу приняли болезнь за запой" 
 
- Как думаете, можно было все-таки спасти Золотухина (актер умер от рака мозга. - Ред.)?
 
- Валера перед Новым годом начал себя как-то странно вести. Нес ерунду, пропустил работу - а такого он никогда себе не позволял. Это меня насторожило. Потом поехал в Киев на съемки какого-то сериала: там ему стало совсем плохо, стал заговариваться, не справился с ролью. Его совсем никакого посадили в поезд. Ира Валеру встретила, отвезла к себе, вызвала врача...
 
Мы думали, у него запой. Потом позвонил знакомый медик, сказал, что у Валеры что-то сосудистое, никак не связанное с алкоголем. Отвезли в больницу, а ему все хуже и хуже. Когда поставили диагноз, ничего уже нельзя было сделать. От операции отказались все хирурги - и наши, и зарубежные. 
 
Из больницы он два раза пытался сбежать. Валера уже не понимал, где находится. Вскочит внезапно с больничной койки, мол, надо на репетицию бежать. Или звонит: я сейчас репетировал с Лепсом... С каждым днем он терял память. Человек сгорел за три месяца...
 
- Валерий Сергеевич оставил завещание?
 
- Нет, но с наследством мы разобрались. Мне ничего не нужно - лишь бы оставили в покое. По закону по одной шестой доле квартиры, где мы с Валерой прожили много лет, принадлежит Линдт и Денису, старшему сыну Золотухина. Я сказала, что от всего отказываюсь - от дачи, от авторских прав, от квартиры в Митине. А вы снимите претензии с моего дома. 
 
Квартира достанется Линдт. И дача.  
 
Все дневники Валеры, а он вел записи до последнего, я отдала Денису. Он служит священником в маленькой церкви, получает крошечную зарплату. У него шестеро детей, есть кому оставить память о деде. Пусть сами решают, публиковать или нет. Валера помогал всем трем семьям. Работал с утра до ночи, но миллионов так и не накопил.