Русские актеры, покорившие Голливуд

Русские актеры, покорившие Голливуд [фото, видео]

Комментарии: 1
Савелий Крамаров в фильме "Москва на Гудзоне" Фото: кадр из фильма

2011 год стал удачными для российских актеров, которые делают карьеру за рубежом. В декабре в прокат практически одновременно вышли фильмы "Шпиион, выйди вон" и "Миссия невыполнима: Протокол Фантом". В "Шпионе" довольно большая роль досталась Светлане Ходченковой (и совсем маленькая - Константину Хабенскому), в четвертой "Миссии" сыграл Владимир Машков, вернувшийся после небольшого перерыва в голливудское кино.

Оба фильма оказались успешными в международном прокате, а "Шпиону" и вовсе прочат несколько номинаций на "Оскар". Получается, российские актеры впервые за последние несколько лет сыграли видные роли в по-настоящему хитовых англоязычных фильмах. "Комсомолка" решила вспомнить самые любопытные судьбы отечественных артистов, покоривших Голливуд. Имена многих сегодня забыты, но история жизни каждого из этих артистов тянет на остросюжетный фильм.

АЛЛА НАЗИМОВА: "КОРОЛЕВА КИНОШЛЮХ"

Алла Назимова - королева голливудских скандалов
Алла Назимова - королева голливудских скандалов

Первый (и самый большой) наплыв актеров  в Америку принято связывать с Октябрьской революцией. Но это правда только отчасти. И до 1917 года некоторые артисты из Российской империи становились известными благодаря американским немым фильмам. И главной "нашей" звездой их немого кино была ныне всеми забытая Алла Назимова — женщина с невероятно красивым лицом и полной драматических поворотов судьбой.

Алла Назимова — это псевдоним. Настоящее имя актрисы Мириам Левентон. Родилась она в 1879 году в Ялте в обеспеченной еврейской семье. Ее отец — преуспевающий фармацевт Яков Левентон — был известен своим ужасным нравом. Он регулярно избивал жену и дочь, из-за чего маленькая Мириам большую часть времени проводила в семьях родственников. Когда будущей звезде было 9 лет, ее отец едва не убил мать. Та подала на развод. Несколько месяцев Мириам провела с матерью в Швейцарии, но затем успевший жениться во второй раз Яков Левентон забрал дочь в Ялту.

Закончив Одесскую Филармонию, Назимова отправляется покорять Москву, начинает брать уроки у Станиславского. Ее ждет стремительный взлет — она становится актрисой МХТ, выходит замуж за актера Сергея Головина, разводится с ним, разочаровывается в системе Станиславского и навсегда покидает его театр. Но из МХТ Назимова уходит звездой, антрепренеры рвут ее на части, предлагая новые роли.

В 1904 году она подписывает контракт с актерской труппой, ведущим актером которой был легендарный Павел Орленев — один из самых известных артистов дореволюционной России, донжуан и просто очень красивый мужчина. Назимова становится партнершей Ореленва не только на сцене, но и в жизни. В 1905 году менеджер труппы Эмма Гольдман организует гастроли в США. В течение полутора лет Назимова и Орленев выступают перед забитыми до отказа залами театров на Бродвее. Однако в 1906 Орленев и большая часть труппы засобирались домой. Назимова никуда уезжать не хотела — только в Нью-Йорке она поняла, что такое настоящая популярность. В итоге Назимова остается в Штатах, а Орленев возвращается в Москву.

В Нью-Йорке слава Назимовой растет как на дрожжах. Она становится ведущей актрисой Бродвея. Набиравший силу кинематограф не мог не привлечь в свои ряды столь популярную персону. В 1916 году Назимова дебютирует в кино — она снимается в антивоенном фильме "Невесты войны", где играет женщину, потерявшую на фронтах Первой Мировой своих братьев. Отчаявшаяся героиня Назимовой организует антивоенные демонстрации, за это попадает в тюрьму, где решает покончить жизнь самоубийством. За эту роль Назимова получила немыслимые для того времени 30 тысяч долларов гонорара. Фильм ждал грандиозный успех у публики. Назимова становится кинозвездой и на волшебных условиях подписывает контракт со студией Metro Pictures (которая затем станет знаменитой Metro-Goldwyn-Mayer) — Алла получает 13 тысяч долларов в неделю (на 3 тысячи долларов больше, чем одна из главных звезд американского немого кино Мэри Пикфорд) и самостоятельно выбирает сценарии и режиссеров своих фильмов.

С 1916 по 1922 годы Назимова царствует в американском кино. В год выходят и по два-три фильма с ней в главной роли. Большую часть этих картин ждал теплый прием публики. В 1919 году Назимова покупает роскошный особняк на Бульваре Сансет за 65 тысяч долларов и называет его "Сад Аллы". Перед домом Назимова строит бассейн в форме Черного моря, который напоминает ей о родной Ялте. Именно в этот бассейн будут нырять голышом все голливудские звезды тех лет, приходившие на разнузданные вечеринки Назимовой. В "Саду Аллы" регулярно выпивают Глория Свенсон, Рудольфо Валентино, Чарли Чаплин со своей первой женой Милдред Харрис...

Алла Назимова на постере фильма Саломея

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кстати, о Чаплине и его жене — в 1921 году актер развелся с Харрис, обвинив ее в лесбийской связи с Назимовой. В нетрадиционных отношениях с Назимовой были также замечены первая жена Валентино Джин Эккер, актриса Таллула Бэнкхед и многие другие женщины. Как это обычно бывает, успех шел рука об руку со скандалом. Назимова не отличается строгими нравами - она собирает вокруг себя всех лесбиянок и геев Голливуда и периодически женит их между собой, когда кому-то из них требуется прикрытие. Доходит до того, что глава кинокомпании "20 век Фокс" называет Назимову "королевой киношлюх".

Блестящая кинокарьера Назимовой терпит крах в 1923 году. В начале года Назимова пишет сценарий по пьесе Оскара Уайлда "Саломея". Она раздает интервью, в которых утверждает, что это будет главный фильм ее жизни. Разумеется, роль Саломеи играет она сама. Режиссером фильма становится один из ее многочисленных любовников Чарлз Бриант. Продюсером выступает сама Назимова — на дорогостоющую постановку она в ожидании сногсшибательного успеха тратит значительную часть своего состояния. Но "Саломея" с треском проваливается и ставит крест на репутации актрисы.

Дает о себе знать возраст — Назимовой уже далеко за 40, на роли юных прелестниц никто не зовет. Пытаясь спасти свое финансовое благополучие, она возвращается на Бродвей, но существенно поправить дела не удается — на жизнь хватает, а вот от дорогостоящих удовольствий приходится отказываться. В 1928 году Назимова продает свой роскошный дом на Бульваре Сансет — отныне он не "Сад Аллы", а гостиница "Сад Аллаха".

До 40-х годов Назимова играет в театре, затем ей все-таки ненадолго удается вернуться в кино — она снимается в небольших ролях в пяти малоудачных фильмах.

13 июля 1945 года Назимова умерла в лос-андежлесском Госпитале добрых самаритян от тромбоза сосудов. Ей было 66 лет. Детьми она так и не обзавелась. Говорят, именно Назимова стала основным прототипом героини классического фильма Билли Уайлдера "Бульвар Сансет".

ОЛЬГА БАКЛАНОВА: "РУССКАЯ ТИГРИЦА"

Ольга Бакланова - из той категории артисток, чья карьера началась до революции 1917 года и успешно продолжилась при советской власти. Однако и она отправилась покорять Голливуд, освободив на Родине место для... Любови Орловой.

Дело было так. К 1919 году обладавшая феноменально привлекательной внешностью Бакланова была одной из любимых артисток Станиславского. К этому моменту за ее плечами уже была блестящая театральная и кинокарьера. Причем сама Ольга не могла назвать точное количество дореволюционных немых картин, в которых она снялась — счет в любом случае шел на десятки. Между Станиславским и Немировичем-Данченко развернулась настоящая конкуренция за артистску. Она была ведущей актрисой МХТ, но Немирович уговаривал ее перейти к нему в только что созданную Музыкальную студию, главной задачей которой была переделка классических пьес на авангардный лад. Поколебавшись, Бакланова приняла предложение Немировича (сплетничали, что она влюбилась в режиссера и начала с ним жить), научилась петь и танцевать и к 1925 году стала известнейшей театральной актрисой Москвы. Оперетта "Перикола", в которой Бакланова исполнила главную роль, была самым изысканным развлечением российской столицы 20-х годов. За нее Ольга получила звание Заслуженной артистки республики.

Слава "Периколы" к 1925 году докатилась до Запада. Музыкальный театр Немировича-Данченко отправился на гастроли в США. Американскую публику и "Перикола", и Бакланова покорили. Когда в 1926 году пришло время возвращаться в Советскую Россию, Бакланова решила воспользоваться моментом и никуда не уехала. Немирович-Данченко назвал решение Баклановой предательством. Впрочем, вовсе не из-за того, что сильно любил советскую власть - ему некем было заменить решившую остаться в эмиграции Бакланову, в Музыкальном театре практически все главные роли играла она. Уже в Москве Немирович принялся экстренно искать замену Баклановой для роли в "Периколе". Пробы прошли сотни красивейших блондинок столицы, но удача улыбнулась мало кому известной Любови Орловой. Именно она с успехом играла в "Периколе" на протяжении следующих нескольких лет. Однажды пришедший посмотреть "Периколу" режиссер Григорий Александров увидел Орлову и тут же понял, что именно она нужна ему для фильма "Веселые ребята". О дальнейшем взлете карьеры Орловой в нашей стране знают все.

Бакланова тем временем стала звездой по ту сторону океана. На смену ролям в театре пришли громкие работы в кино. Началось все с крошечной роли в мелодраме "Голубки" (1927). Посмотрев фильм, ее заметил популярный актер Конрад Фейд. Фейд был настолько потрясен внешностью Баклановой, что тут же предложил ей стать партнершей по фильму "Человек, который смеется". Эта экранизация Гюго, которую и по сей день считают одной из лучших, вышла на экраны США в 1928 году. Нечеловечески красивая Бакланова в одно мгновенье стала кинозвездой. На волне успеха фильма актриса подписывает контракт со студией Paramount, но первое время играет роли  второго плана.

Второй крупный успех приходит к Баклановой в 1929 году после выхода на экраны звукового фильма "Волк с Уолл-Стрит", в которой ей достается главная женская роль. Несмотря на то, что озвучен фильм был довольно плохо, публика приняла его на ура. Не помешал даже сильный акцент Баклановой — кстати, от него актриса не смогла избавиться до конца жизни. Пресса была в восторге от игры русской актрисы. Один из критиков назвал ее "русской тигрицей" - это прозвище и закрепилось за Баклановой до конца ее карьеры.

Афиша фильма "Уродцы"

Но самое поразительное в карьере Баклановой то, что в истории кино ее имя осталось благодаря... самому крупному ее провалу, который похоронил карьеру кинозвезды.В 1932 оду она согласилась сняться в главной роли в фильме Тода Браунинга "Уродцы". Браунинг , которого сейчас считают одним из главных режиссеров американского жанрового кино 20-30 годов, тогда имел репутацию алкоголика, неудачника и самого запрещаемого режиссера Америки — его фильмы нещадно резала цензура.

В "Уродцах" Бакланова играет циркачку Клеопатру, которая узнает, что влюбленный в нее лилипут Ганс стал обладателем большого состояния. Она заставляет лилипута расстаться с карлицей Фридой и женит его на себе. После свадьбы цирковая красотка пытается отравить Ганса, но прознавшие о ее планах цирковые уродцы жестоко ей мстят — в финале фильма героиня Баклановой превращается в изуродованную и лишенную голоса женщину без рук и ног.

"Уродцы" вызвали скандал. Из первоначальной 90-минутной версии фильма цензура вырезала 26 минут, но даже в таком виде фильм выглядел провокационным. Пресса подвергла обструкции Браунинга и всех актеров , снявшихся в фильме. На карьере Баклановой был поставлен жирный крест — респектабельные режиссеры больше не желали видеть ее в своих фильмах. "Уродцы" провалились в прокате, о них забыли на несколько десятилетий. Как, впрочем, и о Браунинге с Баклановой.

В 60-х годах нашлась неподвергнутая цензуре копия фильма, которая неожиданно произвела неизгладимое впечатление на ряд американских деятелей культуры. Картину выпустили в повторный прокат в крупных американских городах. Реакция везде была одинаковая — в свое время пресса и власти растоптали шедевр. Тут-то и вспомнили о Баклановой, чью карьеру "Уродцы" погубили. Оказалось, что она была жива и готова разговаривать. Актриса дала несколько интервью, пережила короткий момент славы после забвения. Актерская карьера не принесла ей много денег, но нельзя сказать, что Бакланова бедствовала — ее муж был владельцем одного из нью-йоркских театров. "Я прожила счастливую жизнь", - сказала журналистам артистка. В 1974 году она скончалась в швейцарском городе Веве. Ей было 78 лет.

САВЕЛИЙ КРАМАРОВ: ГЕРОЙ РАЗВЕСИСТОЙ КЛЮКВЫ

К концу 70-х годов прошлого века Савелий Крамаров был одним из самых узнаваемых артистов Советского Союза. "Неуловимые мстители", "Джентльмены удачи", "12 стульев" и многие другие фильмы заставили говорить, что Крамаров с его фирменным косоглазием и улыбкой во весь рот — едва ли не главный комедийный актер страны. В то же время к концу 70-х Савелию Викторовичу практически перестали давать роли. Очередное обострение отношений с Израилем сделали его фигуру слишком неблагонадежной — мало того, что Крамаров был евреем, так еще и имел родственников в Тель-Авиве.

Да и само поведение Крамарова не внушало доверия. Ну как может популярный советский актер ходить в синагогу и увлекаться йогой? К моменту отъезда из СССР в 1981 году Крамаров уже три года сидел без работы.Он просил отпустить его в Израиль еще в 1979 году, но получил отказ. Говорят, что основной причиной стало нежелание руководства страны класть на полку все фильмы с участием актера-перебежчика. Не выдержав, Крамаров написал знаменитое "Письмо президенту США Рональду Рейгану", которое было несколько раз зачитано в эфире зарубежных радиостанций. Западные дипломаты надавили на своих советских коллег, и в ноябре 1981 года Крамаров оказался в Америке. Вопреки ожиданиям, фильмы с его участием, снятые ранее, не были запрещены — из них просто вымарали титры с фамилией уехавшего актера.

В Штатах кинокарьера складывалась постольку-поскольку. Неверно, впрочем, говорить, что у актера вовсе ничего не получалось. В 1984 году Крамаров получил роль советского космонавта в фильме "2010: год вступления в контакт" - продолжения культового фильма Стэнли Кубрика "Космическая Одиссея 2001". Фильм был номинирован на 5 "Оскаров", получил хорошие отзывы критиков, однако Крамарову особых дивидендов это не принесло. Следующие его фильмы были скатыванием в типичную американскую "клюкву" о русских. В том же 1984 году вышла комедия "Москва на Гудзоне", в которой Крамаров сыграл роль кэгэбэшника.

Двумя годами позже состоялась премьера криминальной комедии "Вооружен и опасен". Ни "Москва на Гудзоне", ни "Вооружен и опасен" особого успеха в прокате не имели, однако их до сих довольно часто крутят по телевидению — причем и у нас, и в США. В конце 80-х Крамаров также снялся в малоудачной "Красной жаре" (которая, впрочем, была хитом видеосалонов в позднем СССР) и голливудском опыте Андрея Кончаловского "Танго и Кэш" - не такой уж слабый послужной список, если задуматься.

Впрочем, сам Крамаров никогда не скрывал, что его тяготит играть плохих или карикатурных русских в американских фильмах. Он тосковал по России — и при первой возможности в 1992 году вернулся в Москву. Не жить — играть. Правда, кино к тому времени у нас успело закончиться. Два его последних российских фильма - "Настя" и "Русский бизнес" - без содрогания смотреть невозможно.

Разочаровавшись и в российском кино, Крамаров вернулся в Штаты, чтобы сыграть в своем последнем фильме "Любовная история" (1995). Этот неудачный фильм сегодня мало кто помнит, хотя именно в нем свою последнюю роль сыграла и легенда Голливуда Кэтрин Хэпберн. При бюджете 60 миллионов долларов "Любовная история" собрала в прокате всего 16 миллионов.

Савелий Крамаров умер через несколько месяцев после выхода "Любовной истории" в прокат, подписав контракт на новый голливудский фильм. В нем он наконец-то должен был сыграть первую в жизни главную роль.

Анна Стен. Из нее хотели сделать вторую Грету Гарбо
Анна Стен. Из нее хотели сделать вторую Грету Гарбо
Фото: кадр из фильма

КСТАТИ

КТО ЕЩЕ ПРОСЛАВИЛСЯ В АМЕРИКАНСКОМ КИНО

Анна Стен

Уроженка Киева снялась в нескольких успешных советских фильмах в 20-х годах, затем уехала играть сначала в немецких картинах, а с 1932 года - в голливудских.

Руководители студии MGM хотело сделать из нее вторую Грету Гарбо, о чем прямо говорили в интервью популярным изданиям.

Однако большие деньги, вложенные в Стен, не отбились — три дорогостоящих фильма с ее участием ("Нана", "Мы снова живы" и "Брачная ночь") провалились в прокате один за другим.

В конце 30-х несостоявшаяся Гарбо-2 ушла из кино, в 50-х занялась преподаванием актерского мастерства.

Федор Шаляпин-младший

Сын великого оперного баса уехал покорять Голливуд в конце 20-х годов, но больших успехов не добился.

Самая громкая роль — Кашкин в экранизации романа Хемингуэя "По ком звонит колокол" режиссера Сэма Вуда (1943).После Второй Мировой войны переехал из Штатов в Рим, где начал играть в итальянских фильмах.

Вторым взлетом актерской карьеры стал 1986 год, когда Шаляпин-младший сыграл роль Хорхе де Бургоса в экранизации романа Умберто Эко "Имя розы".

Мария Успенская, дважды номинировавшася на Оскар
Мария Успенская, дважды номинировавшася на Оскар
Фото: кадр из фильма

Мария Успенская

Еще одна воспитанница Станиславского, оставшаяся во время гастролей МХТ в США.

Снялась в Голливуде в нескольких громких фильмах, среди которых "Человек-волк" (1941), "Мост Ватерлоо" (1941).

Дважды была номинирована на "Оскар" за лучшую женскую роль второго плана.

Большой звездой не стала, но может считаться одной из самых успешных артисток российского происхождения в Голливуде.

Умерла в 1949 году после пожара в ее доме — Успенская уснула с тлеющей сигаретой.

 

Миша Ауэр

Родившийся в 1905 году внук петербургского скрипача Леонида Ауэра сначала хотел пойти по стопам деда, но выдающимся музыкантом ему стать не удалось.

Миша Ауэр
Миша Ауэр
Фото: Кадр из фильма "Мой слуга Годфри"

После Октябрьской революции Ауэр остался без матери - она умерла сразу после эмиграции в Стамбуле.

Мальчик в поисках пропитания обошел все Европу, пока не встретил в Италии бывшую ученицу своего деда.

Она помогла ему перебраться в Америку, где к тому времени успел обосноваться Ауэр-старший. В Штатах Миша становится сначала театральным актером, затем начинает карьеру в кино.

За свою жизнь он снялся более чем 150 фильмах, а в 1936 году получил номинации на "Оскар" за лучшую мужскую роль второго плана в фильме "Мой слуга Годфри". Умер обеспеченным человеком, на его деньги до сих содержится православная церковь в Лос-Анджелесе.

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт