Загрузить еще

Александра Маринина: "Какой там Гамлет? Он не пара моей Каменской"

Александра Маринина:
Фото: Будь ее воля, Маринина пристрелила бы этого Гамлета - и рука не дрогнула бы.

Анастасия Каменская, уже вышедшая на пенсию, теперь частный детектив. Очередное расследование героине Марининой предстоит в мире театральных интриг - события нового романа разворачиваются в популярном столичном театре "Новая Москва". 

- Сама я, честно признаюсь, не театралка, - объясняет писательница. - Более того, театр никогда не любила. Но как-то судьба меня познакомила в Баден-Бадене с Галиной Борисовной Волчек. Мы стали общаться, и я сказала своей подруге, помогающей мне в работе над книгами: "Слушай, если мы придумаем какую-то театральную интригу, то можем попроситься к Волчек в театр - она к нам приставит опытного человека, чтобы тот окунул нас в артистическую атмосферу". Мы с подругой целый год придумывали театральный роман, потом вновь поехали в Баден-Баден в полной уверенности, что опять пообщаемся с Галиной Борисовной. Но не срослось, не пересеклись наши пути. А идея книги была уже готова, жалко стало ее не использовать. И мы начали искать другие театры. В Москве у нас ничего не получилось - никто из театральных деятелей не жаждал раскрыть свои секреты.

-  Кто же в итоге приоткрыл завесу закулисных тайн?

- Помог нам Нижегородский драматический театр: вот туда мы проникли. Его худрук Борис Кайнов разрешал нам все - вплоть до того, чтобы постоять за спиной помощника режиссера во время спектакля. И все, что мы подсмотрели в этом  театре, пошло в книжку. А вообще у меня безотходное производство: все, что замечено, услышано, - непременно идет в роман. Не так давно на встрече с читателями познакомилась с бывшей заведующей музейной частью театра "Новая опера". Она согласилась рассказать о своей работе без малейшей утайки. И одна ее чудная история появилась на страницах романа "Смерть как искусство. Маски"...

- В романе ключ к разгадке запутанного преступления дает Гамлет, принц датский. Александра Анатольевна, вы тоже замахнулись на Вильяма нашего Шекспира?

- Я дама вдумчивая, серьезная. Решив писать о театре, первым делом подумала: "Дай-ка прочитаю нешкольными глазами Шекспира и Чехова. Они же - столпы мировой драматургии. "Гамлета" перечитала по любопытству: что за фрукт такой, почему его так любят ставить? И поразилась: "Елки-палки, отчего нам в голову вдалбливают, что величайшая мечта любого актера - сыграть Гамлета? Он же просто чудовище, ничего хорошего в нем нет. За всю пьесу он не совершил ни одного умного поступка. Если он в 30 лет учится в университете - чему он там учится?" Не нужно мифами забивать голову, и если вам говорят, что образ Гамлета - это драматургическая вершина, относитесь к этому критично... Впрочем, открытия ждали меня, и когда я погрузилась в Чехова. Наконец-то в 54 года я в него влюбилась.

- А кто эта помощница, которую вы всегда упоминаете? Ее фамилии нет на обложке книг - у вас появился "литературный негр"?

- С Ирой нас связывает тридцатилетняя дружба. Мы с ней вместе учились в одной университетской группе. Она, конечно, худенькая, но не выглядит замученной рабыней (смеется). Дело в том, что мне впечатления обязательно нужно проговаривать и обсуждать. Глядя на изложенные на бумаге собственные мысли, я не могу их объективно оценить. Нужен собеседник, который бы высказал свои соображения. Им стала Ирина. Кстати, она мне подбрасывает и меткие выражения. В одном из моих детективов есть фраза: "Тапком по морде". Это Ирин фразеологизм, так она воспитывала свою собаку. А когда мы с ней заканчиваем все дискуссии, собрав всю информацию, я сажусь за компьютер и пишу чистовик. Так что Ирина не занимается литературной работой, она моя моральная подпорка. Но гонорары от книг я с ней делю пополам.

Фото Дмитрия ПОЛУХИНА.