Дмитрий НАДЕЖДИН. Ольга ЛИЦКЕВИЧ. Фото liveinternet.ru. (1 июля 2011)
Телевидение 90-х: Почему звезды экрана сегодня не нужны на ТВ?

Телевидение 90-х: Почему звезды экрана сегодня не нужны на ТВ?

60 лет назад Совмин СССР принял постановление об организации ежедневных телепередач в Москве и о создании Центральной студии телевидения. Завершая юбилейную прогулку по телеканалам, «КП» добралась до 90-х и обнаружила, что практически никого из считавшихся кумирами миллионов на голубом экране не осталось. Куда же делись те, без кого еще совсем недавно было немыслимо телевидение?

Рублевка, лошади и «Ностальгия»

Сегодня многие уже забыли, но в 90-х, и особенно в начале десятилетия, молодое российское телевидение, которое смотрели и миллионы украинцев, было сверхполитизированным. Эта заточенность на политику досталась в наследство от советской эпохи, только сменился вектор. И главными звездами были «борцы за демократию»: «взглядовцы», Молчанов, Невзоров, казавшиеся несгибаемыми и непримиримыми.

Однако с течением времени выяснилось, что многие из них оказались не такими уж пламенными демократами, как представлялось, а кому-то просто не нашлось места в опресненных водах современного телеокеана. Один из первой четверки «Взгляда», Александр Любимов, вполне успешно трудился впоследствии на «номенклатурных» должностях на государственном Первом канале, а потом перешел на не менее державный канал «Россия». Сегодня он не только теленачальник, но и преуспевающий продюсер, снимающий сериалы про детей Рублевки.

Александр Невзоров, снимавший не только «600 секунд», но и острополитические фильмы про вооруженные конфликты на территории бывшего СССР и войну в Чечне, в последние десять лет живет вполне размеренной жизнью и делает фильмы о лошадях. Его общественный бунт трансформировался в требование запретить конный спорт как таковой.

Александр Политковский ушел в «Ностальгию».
Александр Политковский ушел в «Ностальгию».

Владимир Молчанов, чья программа «До и после полуночи» была одним из опознавательных знаков эпохи, сегодня тоже на крупных каналах отсутствует. Он ведет «До и после с Владимиром Молчановым» на «Ностальгии», а также телепрограмму «Полуночники» на телеканале «МИР». На вопрос: «Почему те, кто начинал современное телевидение, не востребованы на нынешнем телевидении?» - Молчанов отвечает так:

- Востребованы, но не в том, в чем хотелось бы. Просто многие из нас снимали такие вещи, которые сегодня не оплачиваются и не приносят денег. Сейчас деньги приносит совсем другое. Мы в своих программах занимались очень политическими вещами. А люди в какой-то момент устали от политики, очень разочаровались даже в том, что делали в 1991-м.

Никто не ожидал, что после этого произойдет то, что произошло. Из всех передач того времени уцелело только «Поле чудес», потому что она самая безобидная.

«Доктор Угол» снял «Брестскую крепость»

90-е открыли дверь в отечественное телевидение заполонившим его позднее до отказа развлекательным программам. До этого советский зритель знал только «Музыкальный киоск» да «Утреннюю почту», но очень скоро все изменилось. В феврале 1991 года в эфир вышел «Музобоз» с Иваном Демидовым в черных очках. Особенно эффектно смотрелась фишка с бросанием бумаг в камеру в конце передачи под фразу «А новостей у нас на сегодня больше нет». Демидов оказался не только харизматичным ведущим, но и отличным организатором. Не случайно он вскоре стал директором канала «ТВ-6 Москва», а затем и заместителем генерального директора Московской независимой вещательной корпорации. В 2000-х его административные таланты оказались более востребованны, чем умение работать в кадре. Демидов создал православный телеканал «Спас», а затем и вовсе ушел в политику. Сегодня бывший ведущий «Музобоза» - заместитель начальника управления президента РФ по внутренней политике, курирующего общественные и религиозные организации.

Один из главных шоуменов 90-х, Игорь Угольников,тоже не удержался в рамках индустрии телеразвлечений. Хотя его «Оба-на» и «Доктор Угол» были в первой половине десятилетия сверхпопулярны, ближе к Миллениуму Игорь предпочел выйти из привычного амплуа, и смешные шутки сменили длинные титулы. Сначала Угольников стал заместителем директора Дирекции телевизионного вещания ВГТРК, затем превратился в председателя телерадиовещательной организации Союзного государства России и Белоруссии, а потом стал и гендиректором телеканала этого союзного государства. Одно из последних проявлений творческой деятельности Угольникова - продюсирование фильма «Брестская крепость».

 

Елена Ханга в белокуром парике и разговор о сексе: двойной удар для телезрителя.
Елена Ханга в белокуром парике и разговор о сексе: двойной удар для телезрителя.

Нельзя сказать, что совсем пропал с голубого экрана Валдис Пельш, поразивший в 90-х публику тем, как энергично может телеведущий размахивать руками. Но ни один из его нынешних проектов по популярности не способен даже приблизиться к «Угадай мелодию», благодаря которой Валдиса и узнали зрители. Одна из причин тому - проблемы со здоровьем, в последние годы Пельш несколько раз попадал в больницу.

Домохозяйки и секс - две вечные темы

Программа «Я сама» была одним из родоначальников «женского телевидения» на просторах СНГ. Юлия Меньшова на протяжении почти шести лет совмещала роль ведущей главного ток-шоу для женщин с руководящей работой на телеканале, где ее программа выходила. И, как знать, если бы канал дожил до наших дней, может быть, она и сегодня оставалась бы рупором домохозяек. Но после закрытия ТВ-6 Меньшова вернулась к своей первой профессии, начала более активно сниматься в кино и играть в театре, и уже в середине нулевых она признавалась, что телевизор два года как не включала.

Другим открытием 90-х стала программа «Про это», которую вела первая чернокожая телеведущая постсоветского ТВ Елена Ханга. В стране, в которой еще совсем недавно «секса не было», Ханга произносила с голубого экрана слова, считавшиеся чуть ли не неприличными. Как оказалось, взбудоражить общество можно не только разговорами о том, кто прав: демократы или коммунисты. Но постепенно и «первое в СНГ шоу о любви и сексе» выработало свой ресурс.

- Передача «Про это» была взрывная, но нельзя два раза войти в одну и ту же реку, - уверена Елена Ханга, сегодня одна из самых популярных ведущих на радио «Комсомольская правда»  в Москве. - Да и народ был тогда другим, наивным. Сейчас народ циничнее, и никого уже ничем не удивишь. В какой-то момент люди просто переели всего этого, и пошел откат.

- То есть если сейчас запустить программу «Про это», она уже просто не выстрелит?

- Ее если и делать сейчас, то точно не в том формате, в каком она была, а в каком-то обновленном виде. Программу надо запускать уже с учетом того, что люди знают «про это» гораздо больше, чем в 90-х. Нужно делать другие акценты, но сама тема вечная.

 

Владимир Молчанов остался верен «До и после», но уже не на центральном канале.
Владимир Молчанов остался верен «До и после», но уже не на центральном канале.

А КАК У НАС

Первых украинских телезвезд создали стилисты

Как прошло первое десятилетие нового украинского ТВ

90-е годы стали периодом рождения нового украинского ТВ. Ведь до этого времени на территории Украины было всего три республиканских канала. Причем на двух из них транслировали программы из Москвы и лишь третий предназначался для выхода регионального  украинского продукта. В первое время расстановка сил не слишком поменялась - заставить украинцев так резко отказаться от полюбившегося «Поля чудес» или культовой программы «Песня года» было бы по меньшей мере жестоко… 

Вересень и Пиховшек ушли со скандалом

Тем не менее постепенно на украинском ТВ появлялись свои первые телезвезды. Не  в последнюю очередь благодаря тому, что каналы обзавелись собственными стилистами. Вспомните только ведущих «1+1». Люди полюбили не только их программы, но и лица. Хорошо одетые, красиво причесанные, стильные, интеллигентные, они вызывали желание наблюдать за ними. Так, многие зрители наверняка помнят ведущего одного из первых украинских ток-шоу «Табу» Мыколу Вересня, который без труда завоевал звание «нахального интеллектуала». Неотъемлемой частью его образа стали  фирменные подтяжки (которые он, кстати, позаимствовал у Ларри Кинга). Сейчас Мыколу не видно на украинских экранах. Говорят, виной тому его непростой характер. Подобная же участь постигла и ведущего политического шоу «Пятый угол» Вячеслава Пиховшека, который в последние годы остался не у дел. А вот их коллега Ольга Герасимьюк нашла себя в новом амплуа. Известная журналистка ушла в политику. Кроме того, она периодически появляется на ТВ как ведущая и судья различных развлекательных шоу.     

Интереснее сложилась судьба у автора и ведущего «Післямови» Александра Ткаченко. Он надолго пропал с экранов, реализовался как медиаменеджер. Сейчас мы снова видим его на «плюсах», где он не только гендиректор, но и ведущий программы tkachenko.ua.  

Эротика от Эвелины Бледанс и «Территория А»

Одним из первых новых продуктов украинского ТВ, который снискал всенародную любовь, была «Территория А» с Анжеликой Рудницкой. Эта программа была первым хит-парадом украинских клипов. Именно благодаря этому проекту многие зрители впервые услышали о нынешних звездах - Александре Пономареве, Руслане, Ани Лорак, ТНМК и «Океане Эльзы». Программа выходила на протяжении пяти лет, после чего ее закрыли. Позже были попытки возродить проект, но времена и вкусы зрителя изменились. Так что сейчас Анжелика Рудницкая записывает песни, а также пробует себя как народная мастерица. Выставки украинской вышивки в ее исполнении проходят в разных странах мира. 

А вот лицом украинского юмора 90-х стала команда «Маски-шоу». Образы, придуманные одесской комик-труппой, нашли отклик не только у украинского зрителя, но и у россиян. Обаятельная медсестра в исполнении Эвелины Бледанс стала одним из первых секс-символов постсоветского ТВ. Сейчас она живет и работает в Москве: снимается в сериалах, шоу и даже начала сольную карьеру певицы. А вот ее коллеги - Георгий Делиев, Борис Барский, Наталья Бузько - по-прежнему заняты веселым творчеством: ставят юмористические спектакли, снимаются в кино, участвуют в телешоу, однако до былой славы им, конечно, далеко.

Вместо «Просто Марии» - «Бедная Настя»

А еще 90-е годы стали просто благодатной почвой для латиноамериканских мыльных опер. Жизнь на улицах замирала, когда показывали «Богатые тоже плачут» и «Просто Марию». Домохозяйки и старушки специально планировали дела, чтобы не пропустить выход очередной серии. 

Нашлось чем поживиться и более молодой аудитории. Так, герои «Элен и ребята» на долгое время стали для многих объектом подражания. Девчонки стриглись под каре, как у Кати, либо, наоборот, отпускали волосы, как у Элен. Сейчас этот сериал кажется слишком простым и наивным. Но тогда для молодежи было в новинку, что на экранах так открыто обсуждали такие темы, как секс, аборт и наркотики. А еще мы никак не могли взять в толк: кто же постоянно смеется на заднем плане? Так был открыт новый тележанр - ситком…

Все изменилось, когда украинские и российские телевизионщики поняли, что тоже умеют снимать сериалы. Причем не хуже. Так что с конца 1990-х украинские зрители  сочувствуют не мексиканским «Розам» и «Марианнам», а родным «Бедным Настям» и «Ундинам».

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ