Загрузить еще

Джентльмены, show must go on!

Джентльмены, show must go on!

Все началось с КВН. В 1987 году «Одесские джентльмены» стали чемпионами. После победы костяк команды в лице Олега Филимонова, Евгения Хаита, Яна Левинзона и Александра Тарасуля превратился в эстрадный театр «Клуб одесских джентльменов», который начал успешно гастролировать по всему СССР. А в 1991-м один из «Одесских джентльменов» Александр Тарасуль и его друг и соавтор Эдуард Каменецкий придумали и создали телепрограмму «Джентльмен-шоу», которая 15 лет выходила в эфир: 5 лет - на РТР, 5 лет - на ОРТ и 5 лет - на «Интере». За это время зрители увидели более 300 выпусков…

Мы попросили создателей самых ярких персонажей «Джентльмен-шоу» рассказать, как создавалась любимая миллионами программа.

Заслуженный артист Украины Олег ФИЛИМОНОВ: «Туфли на каблуке для своей героини я купил в Нью-Йорке» 

Олег Филимонов 19 лет преподавал в Одесском гос­университете, заведовал кафедрой романо-германской филологии ОГУ, написал кандидатскую, докторскую, а когда началась активная работа над программой «Джентльмен-шоу», ему пришлось выбирать между кафедрой и телевидением. Артист утверждает, что осознанно сделал выбор в пользу «Джентльмен-шоу», и оно стало делом жизни.

- В 1991 году в Москве возникла идея создания Российского ТВ, в мае появился канал РТР, - рассказывает Филимонов. - Они брали в эфир все новое, нестандартное. Мы отвезли свою программу, ее посмотрели и сразу утвердили, без цензуры!

Помню, первый выпуск снимался чудовищно долго и тяжело, никто не знал технологий, профессиональных телевизионщиков среди нас не было. Но передача вызвала большой резонанс, и мы поняли, что этим нужно и дальше заниматься. Со временем мы перешли в технологичный цикл: снимали на одних декорациях сюжеты на десять передач вперед.

В «Джентльмен-шоу» Филимонов сыграл около 600 ролей, из которых половина - женские. Войти в образ помогала супруга.

- Когда начали снимать сериал «Элка и кореша», я там все время в мини-юбках ходил. Жена, посмотрев очередной выпуск, говорит: «Девочки так не сидят - что это за раскоряченные ноги?! Нужно коленочки сдвинуть». Я ее слушал…

А с заграничных гастролей Филимонов регулярно привозил что-то для своих героинь.

- Как-то в магазине Нью-Йорка я мерил туфли на каблуке, - вспоминает Олег. - Обслуживающий персонал просто валялся! Я просил мальчиковый 40-й размер и шпильку повыше. Они приносили, надевали мне на ногу, падали от смеха. Думали, я лично для себя покупаю… 

Гонорары у всех «джентльменов» были разные - это решал Тарасуль.

- Бывало, в месяц мог заработать 5 тысяч долларов. Это были большие деньги в 90-е годы! Так что я вел безбедную жизнь: построил дом, ездил на хороших машинах, покупал детям, жене и себе хорошие вещи, ездил отдыхать куда хотел, - признается бессменный ведущий «Джентльмен-шоу». - Но это была изнурительная работа. Зимой снимали в неотапливаемом помещении, летом в страшную жару - под софитами. Иногда в месте, где я находился, температура достигала 50 градусов тепла. И так с утра до позднего вечера... 

Олегу Филимонову лучше всего удавались женские образы.

Спустя 15 лет после выхода на экран «Джентльмен-шоу» закрыли.

- Думаю, это некое стечение обстоятельств, - объясняет Филимонов. - Передача все равно оставалась хорошей. Не могу сказать, что мы исписались или начали что-то делать в полноги. Нет. Тогда на «Интере» менялись команда, продюсеры, концепция канала. Потом в Верховной Раде начались какие-то разборки, нам говорили: «Вони поплюжать українську нацiональну iдею». Передачу предложили переводить на «мову». Это было последней каплей…

Народный артист Украины Олег ШКОЛЬНИК: «Прототипом Семена Марковича стал мой сосед Суня» 

Драматическому артисту Олегу Школьнику вписаться в эстрадный формат «Джентльмен-шоу» было несложно. Автор идеи Александр Тарасуль пригласил его сниматься уже в первом выпуске, а позже предложил роль теперь уже знаменитого Семена Марковича.   

- Мне было нетрудно показывать Семена Марковича, потому что я родился и вырос в одесской коммуналке, - рассказывает Школьник. - Помню, я боялся панически дядю по имени Суня (кстати, полное имя - Сруль!). Он был уважаемый человек и очень большой. В коммуналке ходил в черных сатиновых трусах, в тапках на босу ногу, на голове - сеточка, а под мышкой собака-пинчер по имени Линда. Атмосфера коммуналки мне была знакома, а Суня стал прототипом Семена Марковича. Дальше нужно было только фантазировать...

Роль Семена Марковича сделала Олега Школьника любимцем всей Одессы.

Самого Школьника со временем даже начали называть именем своего популярного героя.

- Однажды еду в театр на своей первой машине «Жигули», - вспоминает актер. - Вдруг меня останавливает милиционер и говорит: «Семен Маркович, как-то неудобно получается: такой известный человек в Одессе - и на «Жигулях»! Обидно! Вон Филимонов и Царев - на иномарках, Делиев - чуть ли не на джипе, а вы…» Я ответил: «Милый, ты же видишь каждый день, в каких я условиях живу. Понимаешь, пока квартирный вопрос не решу, ни о какой новой машине речи быть не может». Он похлопал меня по плечу: «Понимаю! Сам в коммуналке живу!»

 

Яков ГОПП: «Людям нравилось, что Сима такая большая, а Яша - маленький»

- Когда начали снимать «Коммунальную квартиру», мне дали роль Яши, - рассказывает актер. - Людям очень нравилось, что жена Сима такая большая, а Яша маленький. Она ему все время рога наставляет, а он делает вид, что не догадывается…

Образ Яши обожали дети и толпами бегали за ним. Мужчины поддерживали за то, что он терпит такую Симу, и радовались, когда оказалось, что в жизни артисты Ирина Токарчук и Яков Гопп не муж и жена: «Фу, ну слава богу, а то мы так переживали». А женщины Яшу жалели: «Ну что ж она вас сковородкой бьет?! Она настоящая?» Актер отшутился: «Настоящая! Мне в голову титановую пластинку вшили, чтобы не чувствовал боли». 

«Джентльмен-шоу» с удовольствием принимали во дворах, где мы снимали. Приносили какие-то печенюшки, приглашали на кофе. Мы продолжали одесские традиции, и нас считали своими. Гордо говорили: «Это Одесса! Это наши!»

Яша и Сима - колоритная супружеская пара одесситов, глядя на которую смеялись все.

Ирина ТОКАРЧУК: «Я и сейчас иногда «включаю» тетю Симу» 

Главным украшением мужской команды одесских джентльменов стала Ирина Токарчук. Она переиграла сотни ярких одесских типажей, но поклонникам больше всего запомнилась ее колоритная тетя Сима из «Коммунальной квартиры». Даже дома актрису порой называли Симой.

- Наверное, когда я умру, на могиле напишут: «Ее звали Сима», - говорит Ирина. - Сима - собирательный образ одесситки: яркая, крикливая, влюбленная, кокетливая и справедливая. Ко мне после съемок «Коммунальной квартиры» подходили жильцы и говорили: «Вот если бы у нас, Симочка, пожили хотя бы недельку, вы бы такой порядок навели!» И сейчас я иногда «включаю» тетю Симу. Я ведь чересчур интеллигентна, а иногда надо и послать. И Сима может сделать это с полоборота. Но она никогда не была сволочью, а только стервой. Как говорят в Одессе, это две большие разницы… 

ШУТКИ ТЕТИ СИМЫ

- Сима, ты меня полюбила с первого взгляда?

- Да! Неужели ты думаешь, я бы вышла замуж, посмотрев на тебя второй раз?  

***

- Сима, ты со мной никогда развестись не хотела? 

- Развестись - нет, а убить - да. 

*** 

- Сима, мне надоело быть второй скрипкой. 

- Скажи спасибо, что ты все еще в оркестре.    

***

- Сима, ты владеешь даром очаровывать мужчин. 

- Даром?!

 ***

- Что ты из меня дурака делаешь? 

- Я не делаю. Я работаю с готовым материалом.  

Фото из личных архивов артистов.