Телевидение пятидесятых: «Рекорд», Лермонтов и Хо Ши Мин

Телевидение пятидесятых: «Рекорд», Лермонтов и Хо Ши Мин

Так выглядел рабочий процесс в 50-х: камеры по 400 кг, за каждой - оператор и «кабельмейстер». Новости читает Ольга Чепурова.

В конце марта 1951 года Совмин СССР принял постановление об организации ежедневных телепередач и о создании Центральной студии телевидения. В прошлом выпуске «толстушки» мы рассказали о том, как зарождалось ТВ в Советском Союзе. Сегодня речь о его первых шагах.  

Воскресили американского покойника

Телевидение в 50-х годах прошлого века было чем-то похоже на нынешний Интернет: технический прогресс объединял людей, на глазах изменяя мир. С каждым днем «доступ» к чудо-«ящику» получали новые и новые жители СССР,  а телевизор из невиданного чуда научной мысли постепенно превращался в соседа по квартире. На смену линзообразным «КВНам» потихоньку начали приходить «Рекорды». Телевизор стоил несколько месячных зарплат среднего служащего. Изображение пока было черно-белым, но в московском и ленинградском телецентрах уже  экспериментировали с цветом, от которого к тому моменту уже успели… отказаться американцы. Выпущенная в начале 50-х партия цветных телевизоров вызвала скандал: владельцы черно-белых «ящиков» не могли принимать программы в цвете, а цветных - в черно-белом изображении. Поэтому в США на наши эксперименты откликнулись заголовком  «В СССР воскресили американского покойника!». Вообще шаги советского телевидения настолько удивляли иностранцев, что в 1959 году из Лондона  даже приехала съемочная группа ВВС снимать кино про эту небывальщину. 

К 1955 году власти окончательно утратили сталинское равнодушие к телевидению, поняв, что такой пропагандистский рычаг нельзя не использовать в политических целях. Первый политический эфир скорее напоминал «эксперимент на кошках». Начать политтрансляции решили с президента Северного Вьетнама Хо Ши Мина, прибывшего в СССР с дружественным визитом. Зрители увидели, как его торжественно встречали на аэродроме. Были опасения огорчить накладками в процессе съемок более взыскательного гостя. От несовершенства техники объекты съемки страдали нередко. В апреле 1954 года в прямом эфире впервые  передавался телерепортаж из концертного зала, где проходил матч на первенство мира по шахматам между Ботвинником и Смысловым. Во время трансляции прямо над головами шахматистов взорвался один из софитов. Осыпанный стеклами Смыслов буквально взлетел над стулом, хотя сидевший напротив него Ботвинник был настолько погружен в раздумья, что даже не заметил взрыва. 

Валентина Леонтьева была одним из любимых дикторов эпохи зарождения телевидения.
Валентина Леонтьева была одним из любимых дикторов эпохи зарождения телевидения.

Проклятие первых ведущих

Первыми звездами телевидения стали дикторы, читавшие новости и ведущие передачи. Их можно было пересчитать по пальцам, поэтому к людям «из ящика» относились уже как к членам семьи: Нина Кондратова, Ольга Чепурова, Валентина Леонтьева, Анна Шилова, Людмила Соколова, Игорь Кириллов. Однако не у всех жизнь на телевидении получилась долгой. Особенно не сложилась судьба у теледив. «Официально первому» диктору в СССР Нине Кондратовой позднее во время репортажа с ВДНХ бык выбил рогом глаз, и ей пришлось уйти из кадра. Ольга Чепурова, носившая косы вокруг головы «а-ля Тимошенко» еще до рождения Юлии Тимошенко, умерла в 34 года.

Одной из первых звезд советского телевидения не из числа дикторов в середине 50-х стал литературовед Ираклий Андроников, рассказывавший с  экрана о Лермонтове: его жизни, смерти и стихах. Казалось бы, где телевизор и где Лермонтов, но талант рассказчика и обаяние у Андроникова были настолько велики, что его слушали все. 

В начале 1956 года телевидение настолько разрослось, что открыли даже вторую программу Центрального телевидения. Ну а в апреле 1959 года телевидение стало совсем похоже на нынешнее: «Правда» начала ежедневно публиковать программы передач.   

А ЕЩЕ БЫЛ СЛУЧАЙ 

«Мне срочно нужен мужчина!» 

Редактор центрального телевидения Галина Виноградова вспоминала случай, произошедший при создании первой информационной программы на советском ТВ. «Последние известия» читались обычно на два голоса - мужской и женский.  На дикторском экземпляре текста редакторы ставили пометки «М» и «Ж» - кому что читать. И вот дикторша уже приготовилась к чтению новостей, но тут увидела, что текст размечен на «М» и «Ж», а она в студии одна. В ужасе она закричала в уже включенный микрофон: «Дайте мужчину! Мне срочно нужен мужчина!» 

ПРЯМАЯ РЕЧЬ 

Игорь КИРИЛЛОВ: «Диктором я стал от бедности телевидения» 

- Игорь Леонидович, вы сами когда в первый раз увидели телевизор? 

- Это было в 1950 году. Смотрели у кого-то в гостях футбол, играли московское и тбилисское «Динамо». Телевизор был «КВН»: маленький, с увеличительным стеклом, но впечатление произвел огромное. Я тогда и подумать не мог, что буду трудиться на телевидении. Кстати, у нас дома, до того как я начал работать диктором, телевизора не было. Зато в день моего дебюта отец пошел и купил только поступивший в продажу «Рекорд». 

- К первому выходу в эфир долго готовились?

- Вообще не готовился! У меня на это просто не было времени. Я пришел на Шаболовку помощником режиссера, но был им всего два месяца. Студия была бедная и не могла платить каждый день гонорары приглашенным дикторам с радио, которые у нас читали новости. Решили для экономии завести своих. И 27 сентября 1957 года объявили конкурс, я пришел, прочитал, что просили, и пошел заниматься своими делами. У меня хор старых большевиков с Красной Пресни стоял в студии, готовился к участию в концерте. Надо было их чаем напоить. И тут пришел режиссер, говорит: «Ну все, через два часа у тебя эфир». «Я же ничего не умею!» - «Ничего, за два часа я тебя всему научу!» И в 18.00 я провел свой первый выпуск «Последних известий». 

Самый первый выход в эфир будущей легенды советского ТВ Игоря Кириллова. Обратите внимание: новости читали на фоне школьной карты мира.
Самый первый выход в эфир будущей легенды советского ТВ Игоря Кириллова. Обратите внимание: новости читали на фоне школьной карты мира.

- В фильме «Москва слезам не верит» есть эпизод из 1959 года, в котором телеоператор говорит: «Скоро не будет ни кино, ни театра, останется только одно телевидение». Тогда действительно в это верили? 

- Развитие телевидения в те годы можно сравнить с нынешним развитием Интернета. Так же быстро и так же захватывает массы. Но тогда шли споры другого характера: является ли телевидение искусством наравне с кино и театром. Конечно, о поглощении кино и театра никто не помышлял. Хотя оператор в том фильме правильный: первобытные камеры весили по 400 килограммов, поэтому в операторы брали только молодых и сильных ребят. А была еще и такая должность - «кабельмейстер»: обычно это были женщины в перчатках, которые таскали за ездящими по студии камерами толстенные и очень тяжелые кабели. Я тоже когда-то хотел стать оператором и даже пробовал снимать, но не сложилось.  

ТЕЛЕАНЕКДОТ 50-х

- Почему Левитана не берут работать на телевидение? 

- Потому что, даже если он читает всего лишь прогноз погоды, люди уже бегут
покупать соль и спички. 

Фото с сайта tvmuseum.ru.

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ