Ирина СОБОЛЕВСКАЯ, Максим ЧИЖИКОВ, Стас Тыркин (27 марта 2007)
Спартанцы и фотошоп

Спартанцы и фотошоп

Немногочисленная профессиональная армия намного лучше огромной толпы вооруженных дилетантов - первая нехитрая мысль, посетившая меня во время просмотра фильма Зака Снайдера «300 спартанцев». С детства овладевавшие наукой убивать, древние спартанцы могли и в количестве всего 300 человек оказать достойное сопротивление огромной армии персов. Как известно из античной истории, героические спартанцы, конечно, все полегли на поле брани, но оставили о себе память в веках. В том числе в виде «графического романа», а попросту говоря, комикса Фрэнка Миллера. И его экранизации режиссером Снайдером (автор отличного ремейка ужастика Джорджо Ромеро «Рассвет мертвецов»).

Снайдеру, понятно, один фиг - что мертвецы, что спартанцы. Разница, в общем, такая: когда голову сносят трухлявому зомби - это прикольно и весело, а когда бравому и сексуальному, одетому в плавки спартанцу, - трагично. Поэтому за кадром непременно должна звучать соответствующая музыка и пафосные дикторские трели. С трелями, доступно объясняющими зрителям, кто такие были эти спартанцы и как они дошли до жизни такой, вышел некоторый перебор. Как и с эпизодами «вокруг» самой битвы - кадры, живописующие политические интриги в Спарте, на редкость занудны. А срисованная с «Гладиатора» лирическая линия между царем спартанцев Леонидом и его женой и вовсе смехотворна.

Собственно «мочилова» в двухчасовой картине всего минут на двадцать, причем действительно хорошо сделана (с напряжением, словно по раскадровке Эйзенштейна) только одна сцена - та, в которой Леонид бьется с огромным амбалом, рабом персов.

Разумеется, никакого отношения к реальным историческим событиям фильм, снятый по комиксу автора «Города грехов», не может иметь по определению. Спартанцы - все как на подбор жеребцы с идеальными (подкорректированными в фотошопе) фигурами и прессом - едва ли носили кожаные трусы, как танцовщики в шоу Мадонны. А царь персов Ксеркс вряд ли напоминал транс-сексуала с накрашенными губами, нарисованными бровями и с пирсингом во многих местах. Впрочем, кто может знать, что и как было в 480 году до нашей эры? Откровенно выпячивающие свою комиксовую придуманность, напоминающие заставку к компьютерной игре, плоские и виртуальные «300 спартанцев» все-таки предпочтительнее китчевых блокбастеров типа «Александра» или «Трои», где историческая реальность тоже и близко не ночевала. Такова была вторая и последняя нехитрая мысль, посетившая меня во время просмотра.

 

УРОКИ ИСТОРИИ

Персы не были монстрами

Конечно, фильм Зака Снайдера - это не кинопособие по истории Древнего мира, а исторический комикс. Тем не менее неплохо бы знать, что:

- На самом деле против армии Ксеркса в битве под Фермопилами сражались не только 300 спартанцев. Вместе с царем Леонидом защищать ущелье пришли около 7000 - 8000 человек со всей Греции. Но после того как предатель Эфиальт указал персам тропинку для обхода лагеря греков, основная часть войска отошла по приказу Леонида. С ним остались 300 спартанцев и еще несколько сотен воинов из других греческих государств: фиванцы, феспийцы. Все они тоже погибли под Фермопилами.

- Эфиальт не мог быть горбуном, иначе бы его по спартанским законам сбросили со скалы еще в младенчестве как уродца, не годного к воинской службе.

- В персидской армии, вторгшейся в Грецию, не могло быть миллиона человек. Но все равно она была громадна по меркам того времени - около 100 тысяч воинов. И, конечно, гвардия Ксеркса - «бессмертные» - никогда не носила масок на лице, словно убийцы из американского триллера «Крик».

- Гомосексуалистом был не только Ксеркс, но и большинство спартанцев. Не зря в древних греческих комедиях синонимом слова «мужеложец» был именно житель Спарты.

- Спартанские воины никогда не тренировались на волках, как это делал в фильме юный Леонид. И не воевали обнаженными: их доспехи, наоборот, весили как минимум 15 килограммов.

СРАВНИМ

 

«300 спартанцев» (1962 год)

«300 спартанцев» (2007 год)

 

Режиссер

Рудольф Мате

 

Зак Снайдер

 

Главные звезды

Ричард Иген (Леонид), Ральф Ричардсон (Фемистокл), Дэвид Фаррар (Ксеркс)

 

Джерард Батлер (Леонид),

Лина Хэди (Горго), Родриго Санторо (Ксеркс)

 

Бюджет

Точно неизвестен, но картина проходит в рейтингах как малобюджетная

 

60 миллионов долларов

 

Что взято за основу

Реальная история о вторжении в Грецию персидского царя Ксеркса в 480 году до н. э. и то, как его войска были остановлены спартанским царем Леонидом под Фермопилами

 

Комиксы 1998 года про 300 спартанцев Фрэнка Миллера, в которых реальность полностью перемешана с фэнтези. Сам Миллер утверждает, что создал свои рисунки под впечатлением фильма 1962 года

 

Самые яркие цитаты

Командир гвардии Ксеркса: «Когда мы атакуем, наши стрелы затмят вам солнце». Леонид: «Тем лучше, будем сражаться в тени»

 

Царь Леонид : «Спартанцы! Наслаждайтесь своим завтраком. Ужинать будем  уже в аду!»

 

Как снимали фильм

Картина создавалась совместно с греческими властями, поэтому съемки проходили в самой Греции, неподалеку от реального места битвы

 

Фильм был снят за 60 дней в Канаде, в студии под Монреалем. Все сцены снимались на зеленом фоне, а потом  пейзажи  дорисовывались на компьютере с помощью

3D-графики.

Актеры, изображавшие спартанцев, начали тренироваться по шесть часов в день еще за полгода до начала  съемок в канадском Квебеке. Режиссер хотел, чтобы в кадре они выглядели как профессионально подготовленные воины.

Инструкторами по физподготовке у актеров были  два бывших «морских котика» -  элитные американские спецназовцы.

 

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт