Анастасия ПЛЕШАКОВА. (5 мая 2010)
Алла Демидова: «Нет спроса на актеров масштаба Смоктуновского» [ВИДЕО]

Алла Демидова: «Нет спроса на актеров масштаба Смоктуновского» [ВИДЕО]

С Дмитрием Певцовым и Алексеем Серебряковым в спектакле «Федра».

Письма к Тому Батлеру - профессору Гарвардского университета - Алла Сергеевна стала писать с 1990 года. Познакомились они двадцать лет назад на концерте, посвященном 100-летию со дня рождения Анны Ахматовой. Сейчас в издательстве «Зебра Е» вышла книга, в которую собраны эти письма.

Я не могла не воспользоваться поводом, чтобы не задать Алле Сергеевне несколько вопросов. Тем более что в новых ролях - в кино или в театре - Демидову в последнее время не видно. Она не снимается. Единственная возможность встречи с замечательной актрисой - прийти на ее поэтические вечера, где Алла Демидова читает поэзию Серебряного века.

Алла Демидова: Память - странная вещь, в ней преломляется время

КАК РОДИЛАСЬ ЭТА КНИЖКА?

- Когда-то я смотрела спектакль - названия не помню, но суть двумя словами передам, - рассказала Алла Демидова. - Родители разошлись. Их сын мечется между отцом и матерью. На сцене стоят два мусорных контейнера - пубель по-французски. В одном пубеле живет папа, в другом - мама. И сын бегает от одного пубеля к другому. У меня с годами образовалось два таких пубеля: один - в Москве, другой - на даче. Среди этого мусора я никогда ничего не могу найти. Только для поэзии у меня выделена отдельная комната. Все остальное - хаос. И вот, разыскивая что-то в этом хаосе, я вытянула листок. Это было письмо, написанное в Португалии в 1991 году. Адресовано Тому Батлеру. Почему-то неотправленное. Я прочитала, мне показалось оно забавным. В этом письме я очень откровенно рассказываю о жизни театра, о наших трудоднях во время гастролей «Таганки»...

Тогда я позвонила Тому. У него все мои письма сохранились. Он их переслал. А мне пришлось потрудиться, чтобы найти хотя бы часть его писем... Вот так составилась эта книжка. Кое-что пришлось дописать, добавить ремарки и фрагменты из моих дневников. Дневники я веду еще со школьных времен.

ВПЕРВЫЕ ПРИ ЖИЗНИ ПУБЛИКУЮТСЯ ПИСЬМА

Память - странная вещь. В ней преломляется время. У меня память ассоциативная. И книжка составлялась таким же ассоциативным рядом, такой же немножко болтовней. Вот как этот случай, о котором я вам расскажу.

Как-то моей подруге, режиссеру Ире Поволоцкой, подарили на день рождения кролика, очень красивого. Мы все живем на даче в Красной Пахре. А у Иры, кроме кролика, есть еще такса Долли. Таксы, как известно, охотничьи собаки. Охотятся они в том числе и на кроликов... Поэтому выгуливали наших питомцев по очереди. И вот моя очередь гулять с кроликом. Такса заперта в это время на  даче. Лето. Как говорила моя бабушка, «цветы цветут, ароматы пахнут». Все очень хорошо. Вдруг боковым зрением я вижу, как по-пластунски к нам подкрадывается Долли. Я едва успела схватить кролика на руки. Он уже был в ступоре, словно окаменел, бедняжка. Ужас, что делать? Ира плачет, куда девать кролика? И тут в голову приходит «гениальная идея».

Как-то мы с мужем нашли ежика со сломанной лапкой, принесли его домой. Он у нас жил. А потом нужно было куда-то уезжать. Что делать с ежиком? У нашего приятеля сын был председателем кружка юннатов. И мы отдали ежа в этот кружок. Я предложила Ире отдать и кролика в кружок юннатов. Очень хорошо, сказала Ира. Приезжаю в Москву, рассказываю все мужу. Он меня внимательно слушает и говорит: «Алла, мы нашли ежика 17 лет назад. Сыну нашего друга, который был когда-то юннатом, уже сорок лет и живет он в Израиле»...

Вот, собственно, из такой болтовни и состоит книжка. Но держат ее, как цемент, письма и дневники. От них веет запахом времени. Кстати, по-моему, впервые при жизни авторов публикуется их переписка. Сейчас хоть режьте, письма писать меня не заставишь. Это большая роскошь, на которую нет времени. Я, как и многие, перешла на SMS и e-mail.

«С МУЖЕМ МЫ 50 ЛЕТ ВМЕСТЕ»

- Почему сейчас нет масштабных актеров, «властителей дум», таких как Смоктуновский? «Мелочи» много...

- Отвечаю на этот вопрос как бывший экономист (Алла Демидова окончила экономический факультет МГУ. - Ред.): спрос определяет предложение. Сейчас нет спроса на актеров масштаба Смоктуновского. Кроме того, Иннокентий Михайлович прошел через такое горнило страданий: он был в плену во время войны, потом бежал, уехал работать в Норильск, чтобы не оказаться в ГУЛАГе. Мыкался по провинциальным театрам, играл паршивые роли, приехал в Москву, спал на подоконнике, в столичные театры его не брали. Вот эти испытания сформировали личность, которая проглядывает сквозь фантомы его ролей. Нельзя и невозможно молодым актерам советовать идти таким же путем, как Смоктуновский.

- Алла Сергеевна, ваше любимое занятие, если не считать театра?

- Все свободное время я читаю. Не выборочно, а все подряд. В этом смысле я всеядна. С удовольствием читаю про Гарри Поттера - это замечательное чтение, особенно в бессонницу. Недавно в книжном магазине мне порекомендовали трехтомник о параллельных мирах, где есть порталы в иные миры и прочее фэнтези. На днях купила еще одну английскую книжку про волшебников времен Наполеона III. В восторге!

- Как поживают ваши домашние питомцы?

- Я люблю их славить, да. У меня был кот Миша, пуделиха Маша и пекинес Мики. Мики со мной снимался в двух картинах - «Маленькая принцесса» и «Настройщик». Я получила «Золотого орла» и «Нику» за фильм Киры Муратовой «Настройщик», но роль за меня сыграл Мики. У меня остались очень яркие воспоминания о съемках, об Одессе. Колорит этого города чувствуется во всем.

Иду я с Мики по улице, держу его на руках, а навстречу - женщина. Она меня спрашивает:

- Это у вас кот или собака?

- Собака, - говорю.

- Какой породы?

- Пекинес.

- Пекин? Китаец?.. А глаза русские.

Одесситы  не понимают, что у них юмор идет даже из пор. Выходим с Мики из дома. А там женщина подметает двор, пыль - до неба. Но лежат во дворе кошки, на солнце греются. Дворничиха берет каждую кошку за шкирку, подметает под ней и плюх ее обратно на землю. И кошки как ни в чем не бывало продолжают греться. Тут мы с Мики... И мне через весь двор кричат: «Ну куда ты идешь со своим псом?! Видишь, тут кошки отдыхают!»

К сожалению, и мой Мики, и кот, и пуделиха Маша ушли из жизни. От старости - кот жил до 22 лет. Мики заболел эпилепсией. Он много ездил со мной на съемки, на гастроли - это плохо для здоровья собак. Я очень тосковала, когда умер Мики. Мои друзья подарили мне «пекинеса» - только без шерсти. Это мопс. По документам зовут его Барон де Кураж, по-домашнему - Басик. Я могу рассказывать про своих животных бесконечно, останавливайте меня.


Алла Демидова с мужем Владимиром Валуцким у себя дома.

- Ваш муж - киносценарист Владимир Валуцкий. Он - автор сценария к фильму «Зимняя вишня» и, насколько я слышала, явился прототипом главного героя, который мечется между женой и любовницей. Что вы по этому поводу скажете?

- Любой сценарий - не стопроцентная калька с чьей-то жизни, очень многое придумано, нафантазировано. Что же касается подтекста этого вопроса, мы познакомились с Володей в 1961 году. Я только поступила в театральное училище. Валуцкого в это время исключили из ВГИКа за пародию на ленинские фильмы, которую он сделал. Он был автором сценария, и он же играл Ленина. На этом перекрестке дорог мы и встретились. И уже почти 50 лет вместе.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Алла ДЕМИДОВА родилась в Москве. После окончания школы не смогла поступить в Театральное училище имени Б. В. Щукина из-за плохой дикции и поступила на экономический факультет МГУ. Во время учебы участвовала в постановках студенческого театра МГУ. После окончания университета все-таки поступила в «Щуку».

Играла в Театре на Таганке со дня его открытия в апреле 1964 года. В 1993-м создала собственный театр «А». Сейчас в основном участвует в поэтических вечерах, где читает стихи поэтов Серебряного века. Народная артистка Российской Федерации. Замужем за кинодраматургом Владимиром Валуцким.

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт