Ирина Богушевская: «У нас лучшая публика на свете!»

Ирина Богушевская: «У нас лучшая публика на свете!»

«Шоу для тебя одной» родилось как ответ кризису 1998 года. Удержать музыкантов  было невозможно, Ирина выступала лишь в сопровождении концертмейстера. Сейчас певице аккомпанируют бас, кларнет (иногда флейта), ударные, гитара и все та же пианистка Светлана Мочалина, которая играет с Богушевской уже 15 лет

- Ирина, что бы Вы сами сказали, представляя эту программу людям, никогда раньше не слышавшим певицу  Богушевскую?

- «Здравствуйте, дорогие друзья!», - сказала бы я. Вы пришли на концерт загадочной актрисы и певицы, которая с красным дипломом закончила МГУ, но ни одного для не работала по специальности «преподаватель философии»; песен которой днем с огнем не сыщешь в эфирах, но которая при этом выступает на лучших площадках у себя в России и в сопредельных странах. Она начинала на сцене Студенческого Театра МГУ, обожает творчество Вертинского и Утёсова,  музыкальные фильмы Блейка Эдвардса и Боба Фосса,  влюблена в бразильский джаз, переводила на русский босса-новы Антонио Жобима и была организатором фестивалей босса-новы в Москве. Всегда работает только живьём и не признает фонограмму. Сама пишет музыку и лирику, сама продюсирует свои пластинки  и вообще, ни от кого не любит зависеть. Считает себя ученицей Елены Камбуровой и наследницей той российской эстрады, которую олицетворяли Шульженко и Бернес, а потом - Андрей Миронов. Каждую песню играет как мини-спектакль, считает, что в песне равно важны мелодия и смысл текста. Ее музыканты могут сыграть все, от нахального кабаре до нежнейших баллад. Встречайте!

- В 1998-м году Вам пришлось ограничить музыкальное сопровождение концертов одним лишь пианино... Что изменилось с тех пор в Вашей музыке?

- Кризисы с тех пор приходили и уходили, а концерты под рояль, в излюбленном стиле Вертинского, стали для меня творческой лабораторией – и часто бывает так,  что песня обкатывается в «Шоу…», а потом уходит в «большую» программу и играется уже полным составом музыкантов. Правда, несколько лет назад я начала потихоньку расширять инструментальную палитру, - мне кажется, здорово, когда музыкальная картинка все время меняется. Мы работали то с роялем и басом, то потом вчетвером с кларнетом, - а теперь добавились ещё и ударные и гитарой – и вот, теперь мы действительно можем сыграть абсолютно все, от жестокого танго до, понимаете, пылкого латино и даже цыганской романтики. Но сердцевина программы – все равно наша дуэтная работа со Светланой Мочалиной. Мы с ней работаем уже лет пятнадцать и понимаем друг про друга абсолютно все. Такой партнер, как Светлана - это огромная удача.

 - Судя  по тому, что сейчас Вашу музыку играет полноценный состав, последний кризис  на Вас не отразился? 

- Он не мог на нас не отразиться. Это иллюзия, что где-то там плавают большие акулы, и если у них штормит, то маленькие рыбки могут продолжать жить так же, как раньше. У спонсоров нашего альбома «Шёлк» случились проблемы – и мы зависли с недоделанной работой. Кроме того, когда обвалился рынок корпоративок, все фанерные артисты быстро переделались в гастролеров – и по стране началась бешеная охота за площадками и публикой. Афиша в городах лопалась, нижегородцы, например, в октябре насчитали у себя 80 концертов в месяц. Конечно, публика в этих условиях сильно подумает, куда идти – и денег у нее стало гораздо меньше. Но мы, действительно, не пострадали. Наше счастье, что мы уже успели до этого прокатиться по всей стране и Украине – и ещё наше счастье в том, что у нас лучшая публика на свете.

Был недавно смешной момент. Я читала интервью очень серьёзного продюсера, который рулит целым пулом артистов, в частности, выпускниками ТВ-проекта «Народный артист». Я отношусь к нему с большим уважением, его подопечные действительно отлично поют живьем, - но меня очень рассмешило, когда он сказал, что вот, рынок рухнул и надо уходить в гастроли, а для этого нужны живые музыканты – а вы знаете, как сложно содержать живую группу!! Он сказал это с таким неподдельным ужасом, что я в этот момент почувствовала себя нереально крутой: надо же, а я-то пятнадцать лет уже работаю только со своими музыкантами! Ну, и должна с ним согласиться: возить в кармане минидиск с фонограммой,  а также селить ее в гостиницы и кормить ее три раза в день действительно значительно дешевле, чем живых людей, вопросов нет.

- В листовке, рекламирующей Ваш концерт, написано: «Певица утверждает, что ее музыка полезна для здоровья!»… Что за пользу приносит, как действует Ваша музыка, раскройте секрет? Какие  показания и противопоказания? 

- Есть два способа ответить на этот вопрос: посмеяться или сказать серьёзно.

Если серьёзно, люди слушают мои песни, которые все выросли из каких-то моих личных историй, и вспоминают свои собственные истории. Заново их переживая, они совершают в самих себе какую-то очень важную работу: отпускают все это из себя на волю. Мы же часто глушим своё страдание, свою боль, свое отчаяние, и, в общем,  невозможно было бы без этого продолжать жить. Но есть и ещё один способ: все-таки встретиться с этими чувствами и пройти их до конца. И вот тогда испытываешь настоящее освобождение. Поскольку я по природе своей оптимист и уверена, что все испытания можно пройти, - я, конечно, пою об этом. И знаете, очень многие говорили, что в сложные моменты это здорово помогает. Такая, знаете, психотерапевтическая миссия. А противопоказания такие: с настоящими буйными не работаем (улыбается).

- А какую музыку слушаете «для здоровья»  Вы сами?

- О, я совершенно всеядный человек. Есть, конечно, музыка, которая находится по ту сторону добра и зла, «Руки вверх» или вот блатная романтика – но  мы о ней и говорить не будем. Мой абсолютный кумир – Бобби МакФеррин, я совершенно ненормальный его фанат. Он, как дельфин, абсолютно свободен в этой стихии, может спеть и джаз, и фанк, и «Аве Марию», и народные африканские напевы. Мне тоже всегда было все равно, как называется тот жанр, в котором я ищу правильные вибрации. Поэтому и этника, и академическая музыка, и суфийские напевы, и какая-нибудь итальянская эстрада 40-х – мне очень много чего нравится в мире.

- Что для Вас нежность? 

- Послушайте, пожалуйста, песню «Нежные Вещи» - там все про это сказано.

 - Что  могло бы заставить Вас написать  злую, агрессивную песню?

- У меня их немного – но имеются. Вот, например, песня «Куклы», которую я написала в прошлом году в Риге. Это ужасная история, на самом деле. Я здорово болела весь прошлый осенний сезон, у меня развился уже хронический гайморит и отит, летать со всем этим на гастроли больно и неприятно, подводить своих организаторов я не люблю, поэтому работала полуживая. Мне все казалось, что все вот-вот пройдёт, а становилось только хуже. Ну, и дошло до того, что в январе на сцене рижского Дома конгрессов, при 1200 зрителей, у меня отказали связки. Мне в них вкололи адреналин перед первым отделением, ну, и надо было повторить в антракте, наверное, –  он действует всего часа полтора. Мальчики играют вступление к «Шёлку» – а я ничего не могу издать, кроме сипения. Врагу не пожелаю это пережить! Они играют второй раз – и я не знаю, смогу запеть или нет… А накануне у меня был концерт-съёмка на рижском радио – и вот после нее-то я приехала к себе в номер, вся такая звёздная, с проколотыми венами («горячий укол» называется, колют хлористый кальций, чтобы связки тонизировать), свалилась в номере и думаю, как тот лобстер в анекдоте «Господи, ну когда же я сдохну?» Ну, и песня обо всем этом получилась очень отчаянной и злой. Непременно ее спою!

-  Самый, наверное, нелюбимый вопрос… Ирина, когда же мы услышим новый альбом?

- Я надеюсь, осенью.

- Есть ли планы издать "бразильскую" программу, где вы исполняете классику Вашей любимой босса-новы? 

- Тут сложности с правообладателями. Понимаете, почему мне нравится самой делать для себя свой репертуар, писать музыку и тексты, – ты никому не платишь за право все это записать и издать. Дико выгодно! (шучу, шучу) А тут мало заплатить: одни наследники в Бразилии, другие в Швейцарии, третьи в США, и до того момента, пока они между собой договорятся, мы можем просто не дожить! А поступать незаконно как-то не хочется – зачем портить себе карму?

 - Ваш блог (bogushevich.livejournal.com) очень интересно читать. Не хотите ли Вы публиковать его на бумаге, как Гришковец? 

Эээ… даже мысли такой не было. Я очень легко к этому отношусь, делаю свой блог левой ногой, позволяю себе там как следует пошалить -  и кому будет интересно спустя годы читать про то, как я вот сейчас Первого апреля убедила тучу народу в том, что мы с музыкантами организуем Музик-Бутик и будем записывать для публики «эксклюзивные рингтоны» и минусовки моих песен в тональности заказчика? Действительно очень смешная получилась акция, народ массово повёлся, а фейковый «интернет-магазин» получился таким прекрасным, что мы его, пожалуй, оставим на память.

- А Вас в ответ не разыграли?

- Был смешной момент: сижу  я за компом, нахожусь в состоянии интенсивной переписки с предполагаемыми «заказчиками» рингтонов (а на нас и вправду просыпался вал заказов!), дурю народу головы, дым из ушей – и тут звонит мне мой директор Марина и говорит человеческим голосом: «Ириш, агентство «Арт-мания» нам предлагает сыграть хедлайнерами у них на «Усадьбе-джаз» в июне, ты как к этому относишься?» Как я к этому отношусь? Это потрясающий фестиваль, один из лучших джазовых фестивалей в стране, - и вопрос, хочу ли я у них выступить, даже не стоит. Конечно, ДА! Но я беру паузу и мягко так говорю: «Дорогая! Если это предложение сохранит свою актуальность до второго апреля, мы, конечно, его рассмотрим!» А это оказалась чистая правда – и слава богу, они не обиделись, что мы решили подумать целые сутки. А могли бы!


- Почему даже на своем официальном сайте Вы – Богушевич, а не Богушевская? Вы сами выбрали это… имя? прозвище? 

- Это всё Универ. Как меня прозвали там «маленьким Богушевичем» (подозреваю, что по аналогии с «маленьким Пятачком» из книжки про Винни-Пуха), так и прицепилось на всю жизнь. Только недавно я отвыкла говорить о себе «я пошёл», «я устал» - и вдруг бац! Знакомлюсь с Линор Горалик (известная российская поэтесса и писательница, уроженка Днепропетровска – прим.ред.) – а она вдруг «и вот я сидел в кафе, работал…» Я так и подпрыгнула.

Ну, и мне, конечно, больше нравится быть маленьким Богушевичем, чем Ириной Александровной. Хотя в перспективе Ирина Александровна, понятно, победит. Со временем.

- Существует стереотип, что Вас нет в медиа-пространстве, и это сознательное решение… 

- Меня действительно нет в пространстве жёлтой прессы, в этих всех новостях из серии «артистка поссорилась с бой-френдом», и это правда мой выбор. Я знаю, как устроены пиар-агенства, как специально обученные люди день за днем вбрасывают информацию – высосанную из пальца – для того, чтобы имя артиста мелькало. И артисты потихоньку превращаются в таких телепузиков, в персонажей бесконечного комикса. А я хочу быть живая и настоящая. Возможно, это дурацкая или ошибочная позиция – но давайте посмотрим, как идут дела в городах России. Я катаюсь по всей стране и везде общаюсь с организаторами. Я отлично знаю, что есть артисты, которые не вылезают из эфиров, из медиа-пространства – а их концерты нафиг никому не нужны, на них никто не ходит! Пик их карьеры – выступления перед жующей публикой на корпоративках. А у меня в зале публика, которая внимательно слушает. Так зачем мне становиться персонажем комикса? Может быть, людям не это нужно от артиста – а профессионализм, талант и искренность? (извините, нескромно звучит, но я-то знаю, что талант – не моя заслуга, мне его просто дали попользоваться – и могут забрать в любой момент.)

- Вы впервые приезжаете выступать в новый город … В какой момент у Вас появляется ощущение - этот город, зал «ваш» или «не ваш»?

- Когда я прихожу в новый зал, всегда пытаюсь сначала его почувствовать – многое зависит от энергий самого места. Есть более или менее удачные залы – вот, например, в Москве есть знаменитый Театр Эстрады, мы там однажды выступили, и это был не концерт, а сдача крови. Вся группа сошлась во мнении, что даже находиться там дико тяжело, энергия у него какая-то серая, придавленная. А потом сообразили: да это же знаменитый Дом на набережной! Место, где в тридцатые годы убивали каждый день, где оставались вдовы и сироты, где стены помнят много горя и страданий.

- По каким приметам Вы понимаете: «сегодня сложится хорошо!», или наоборот: «куража в этом зале не будет»?

- Никогда не думаю о том, что что-то может не сложиться. Не думаю о поражении,  а всегда думаю о том, как победить. А победа в нашем случае – это когда аплодируют стоя, уходят счастливые – а в следующий раз, когда мы приезжаем в город, опять возвращаются к нам в зал. И мы выкладываемся всегда на сто процентов, для того, чтобы это произошло.

- Днепр, Харьков, Одесса, Севастополь – что Вам о них предварительно нашептывает интуиция?

- Я очень рада, что мы снова в этих городах – и снова весной. Харьков мы уже любим нежной любовью – и, надеюсь, взаимно; в Севастополе, помню, у нас все было хорошо. А вот в Днепропетровске и в Одессе я раньше была только со спектаклем «Весёлые ребята», - с тем самым, где Дима Харатьян играл Костю Потехина, а Ира Апексимова – незадачливую вокалистку Лену. У меня там была роль Анюты, которую в кино играла великая Орлова, мой кумир, - я пела в этом спектакле любимые арии, знакомые с детства, и вообще, я очень любила этот проект. Публике он тоже очень нравился, жаль, что произошли такие печальные события (говорят, сгорели все костюмы) – и Апексимова его закрыла. Но зато именно она показала мне Одессу, ведь она там выросла, - и это было незабываемо. Привоз! Вид на Дюка с люка! Жду новой встречи с этим легендарным городом с нетерпением влюбленного.


- Выступая  в театре и концертном зале, Вы чувствуете разницу? Может, отличается атмосфера, энергетика?

- Я начинала на подмостках Студенческого Театра МГУ, пришла туда в один год с ребятами из группы «Несчастный Случай» - и атмосфера театральных кулис, репетиций, спектаклей и гастролей для меня абсолютно родная. Нам не давали дипломов, но сценическую школы мы проходили прямо на театральных сценах по всей стране, от Сургута до Юга России, - а потом в Германии, Чехии, США, на фестивале FRINGE в Эдинбурге играли целый месяц… Потом, когда я выиграла Гран-при конкурса актёрской песни им.А.Миронова, Николай Петрович Караченцов вручил мне бумажный листок формата А4, где было написано моё имя и фамилия и сказал: «Я тебе вручаю самое дорогое, что есть у актёра – твое Имя. Береги его!» Такое, знаете, обязывающее театральное напутствие! И в Москве я больше всего люблю театральные площадки – вот только что в марте мы работали на сцене Мастерской Петра Фоменко, и я на всю жизнь запомню слова, которые Мастер передал мне, посмотрев концерт… Я и мечтать не могла о столь высокой оценке. Конечно, театр – это моё все.

- 12 апреля, в День Космонавтики, Вы будете выступать Днепропетровске,  космической столице Украины. Может быть, в детстве у Вас, как иногда случалось у советских детей, были романтические или героические мечты, связанные с космосом? 

- Нет, у меня другие были мечты – я хотела петь как Любовь Орлова и выступать в Кремле. Собственно, эти две мечты уже сбылись. И орловские партии я спела, и сольный концерт на главной площадке страны дала.


 5 известных песен

«Нежные вещи»

«Шелк»

«У нас в раю»

«Шоу для тебя одной»

«Лёгкие люди»

из личного дела

Ири́на Алекса́ндровна Богуше́вская  (родилась 2 ноября 1965 года в Москве) Русская певица, поэтесса, композитор. Пишет музыку, к которой трудно подобрать определение: ее называют театрализованным джазом, кабаре-роком, модерн-шансоном. Начала петь в 4 года.

Учась на втором курсе философского факультета МГУ (окончила с красным дипломом в 1992), начала актерскую карьеру в студенческом Театре МГУ. Выступала с коллективом «Музыкальная студия Иващенко и Васильева», впоследствии превратившимся в группу «Несчастный случай». 

В 1998 году вышел первый альбом Ирины Богушевской «Книга песен». На основании текстов песен, опубликованных на буклете к альбому, Ирину приняли в члены Союза писателей.

Помимо сочинения и исполнения песен, Ирина Богушевская пробовала себя в разных качествах: под псевдонимом «Тверская» работала ди-джеем на «Радио 101», вместе с Алексеем Кортневым вела программу «Пилот» (НТВ), была редактором музыкальных новостей радио «Свобода».

Фото Лены Карин и из личного архива Ирины Богушевской.

  

 

 

Политика

Пресс-секретарем Белого дома стала дочь экс-губернатора Арканзаса
Пресс-секретарем Белого дома стала дочь экс-губернатора Арканзаса 90

Замену Шону Спайсеру нашли очень быстро.

Спецпредставитель США Курт Волкер прибыл в Донбасс
Спецпредставитель США Курт Волкер прибыл в Донбасс 80

После трех дней работы он вернется в Киев и обсудит дальнейшие действия по урегулированию конфликта.

Мать задержанного российского солдата Агеева прибыла в Украину
Мать задержанного российского солдата Агеева прибыла в Украину [видео] 235 1

Светлана Агеева приехала на поезде со спецкором "Новой газеты" для встречи с сыном. Якобы, у них есть договоренность с украинской стороной о встрече с военнопленным.

Происшествия

Глава Пентагона не верит в смерть лидера ИГИЛ
Глава Пентагона не верит в смерть лидера ИГИЛ 30

Джеймс Маттис утверждает, что у военной разведки нет доказательств гибели "террориста №1".

 Плавали даже джипы : Львов и Луцк залило дождем
"Плавали даже джипы": Львов и Луцк залило дождем [фото, видео] 367

Ветер валил деревья, подминая машины, городские улицы превратились в стремительные мутные потоки воды и грязи.

Британка совершила суицид после того, как ее дом затопило в 38-й раз
Британка совершила суицид после того, как ее дом затопило в 38-й раз [фото] 520 1

Дом женщины затопило несколько десятков раз последние 12 лет, так как коммунальные службы не смогли сделать качественный ремонт водопровода.

Экономика

1255 украинских предприятий будут ликвидированы или реорганизованы
1255 украинских предприятий будут ликвидированы или реорганизованы 811 2

Также в правительстве назвали компании, которые попадут под приватизацию.

Украина опустилась в рейтинге мировых производителей стали
Украина опустилась в рейтинге мировых производителей стали 267 4

Нашу страну опередила Мексика.

Криптовалюты: курс скачет похлеще доллара
Криптовалюты: курс скачет похлеще доллара 73

Мы попросили экспертов рассказать, почему так резко меняется курсы криптовалют, каковы их перспективы и грозит ли финансовый Армагеддон рынку с 1 августа.

Общество

Гороскоп на август 2017 года для всех знаков Зодиака
Гороскоп на август 2017 года для всех знаков Зодиака 452

Общий гороскоп для всех знаков Зодиака на август-2017.

В Киеве требуются 430 инспекторов Нацполиции
В Киеве требуются 430 инспекторов Нацполиции 147

Конкурс продлится до 22 октября.

Советы абитуриенту: где больше бюджетных мест и как подать заявление?
Советы абитуриенту: где больше бюджетных мест и как подать заявление? 425 1

На самые острые вопросы вступительной кампанию-2017 ответил директор Департамента высшего образования МОН Олег Шаров.

Светская хроника и ТВ

Эмма Уотсон потеряла свои кольца и попросила подписчиков найти их
Эмма Уотсон потеряла свои кольца и попросила подписчиков найти их [фото] 126

Одно из украшений для актрисы представляет особую ценность, т.к. было подарено мамой на 18-летие.

Ирина Шейк снялась полностью обнаженной для Vogue
Ирина Шейк снялась полностью обнаженной для Vogue [фото] 680

Модель находится в прекрасной форме.

Скончался французский актер Клод Риш
Скончался французский актер Клод Риш 827

Артисту было 88 лет. За свою карьеру он успел поработать с Жерраром Филиппом, Аленом Делоном, Брижит Бардо, Лино Вентура и многими другими.

Спорт

Арестованный Мария Вильяр будет исключен из ФИФА и УЕФА
Арестованный Мария Вильяр будет исключен из ФИФА и УЕФА 123

От Вильяра ожидают добровольного сложения полномочий, либо же будут вынуждены устранить его от должности на основании правил организаций.

Элина Свитолина:  Теннис – единственный вид спорта, который пока не освоил мой парень
Элина Свитолина: "Теннис – единственный вид спорта, который пока не освоил мой парень" [фото] 283

Красавица-теннисистка посетила Харьков, где рассказала о своей любви, теннисе и родных городах.

Паулу Фонсека:  Возможно, решение по Кучеру было самым сложным за всю мою жизнь
Паулу Фонсека: "Возможно, решение по Кучеру было самым сложным за всю мою жизнь" 467

Главный тренер донецкого "Шахтера" рассказал, как принял решение расстаться с защитником команды