Мария САРЫЧЕВА, Анна ВЕЛИГЖАНИНА. (6 января 2010)
Маяковский превратился в Рюхина, а Демьян Бедный - в Берлиоза

Маяковский превратился в Рюхина, а Демьян Бедный - в Берлиоза

Реальный поэт Безыменский (фото слева) стал в романе Бездомным. Его сыграл Владислав Галкин (справа).

Не секрет, что в образе Мастера много самого Булгакова, а история его любви с Маргаритой очень напоминает последнюю любовь самого автора - с Еленой Сергеевной Булгаковой (Шиловской). Но и второстепенные персонажи романа потому выглядят такими живыми и объемными, что имели прототипов в тогдашнем московском бомонде. Большую часть земных героев «Мастера и Маргариты» Михаил Афанасьевич Булгаков со свойственным ему убийственным юмором написал со своих знакомцев.

Завистника Рюхина в сериале сыграл Александр Ронис. А прототипом его был сам Маяковский.

Завистника Рюхина в сериале сыграл Александр Ронис. А прототипом его был сам Маяковский.

«Уберите этого бородатого комсомольца!»

Один из самых «пострадавших» современников Булгакова - поэт Александр Безыменский. Именно с него ядовитый автор «Мастера и Маргариты» срисовал поэта Бездомного.

Безыменский был пламенным революционером. С 1917 года он возглавлял газету «Красная молодежь» и с успехом публиковал стихи вроде «Октябрьских зорь» и «Юного пролетария». Поэт был одним из самых непримиримых критиков Булгакова.

В одной из своих эпиграмм на Безыменского Владимир Маяковский написал: «Уберите от меня этого бородатого комсомольца!» Эта история и была положена в основу сцены ссоры Бездомного и поэта Рюхина в «Мастере и Маргарите». Рюхина, бездарного крикуна, завидующего Пушкину («...Что-нибудь особенное есть в этих словах. «Буря мглою...»? Не понимаю!.. Повезло, повезло!..») Булгаков списал с великого пролетарского поэта, с которым его связывала обоюдная антипатия. Поссорив этих анекдотических героев, Булгаков «приложил» обоих своих недоброжелателей.

В романе Берлиоз - вылитый Демьян Бедный (слева). В роли председателя МАССОЛИТа (справа) - Александр Адабашьян.

В романе Берлиоз - вылитый Демьян Бедный (слева). В роли председателя МАССОЛИТа (справа) - Александр Адабашьян.

Миша Берлиоз был «упитан и лыс», как Демьян Бедный

Портрет страдальца, потерявшего голову на рельсах московского трамвая, был как будто срисован с фотографий поэта Демьяна Бедного. Берлиоз, так же, как и его прототип, «был маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке». Настоящий Демьян Бедный был страстным атеистом и писал пламенные антирелигиозные стихи.

Михаил Берлиоз в романе поплатился за то, что заявил при Воланде, мол, ни Бога нет, ни дьявола.

Булгаков недолюбливал Немировича-Данченко. Оттого и превратил его в пьяницу Бенгальского (в фильме - Андрей Ургант).

Булгаков недолюбливал Немировича-Данченко. Оттого и превратил его в пьяницу Бенгальского (в фильме - Андрей Ургант).

Как Булгаков «открутил голову» Немировичу-Данченко

Михаил Афанасьевич много лет сотрудничал с Московским художественным театром. Сначала как автор пьес, затем как режиссер-ассистент. Он отчетливо недолюбливал Владимира Ивановича Немировича-Данченко, одного из отцов-основателей МХАТа. У них было множество разногласий по поводу постановок булгаковских пьес. Михаил Афанасьевич называл Немировича-Данченко «филистером» и всячески измывался над ним в своих произведениях. В «Театральном романе», например, был выведен некий Аристарх Платонович, который, вместо того чтобы руководить театром, постоянно торчит за границей. А в «Мастере и Маргарите» он трансформировался в Жоржа Бенгальского - развязного пьяницу-конферансье, которому кот Бегемот откручивает голову прямо на сцене театра «Варьете».

Елена Булгакова (Шиловская) - последняя любовь писателя и прототип Маргариты.

Елена Булгакова (Шиловская) - последняя любовь писателя и прототип Маргариты.

И прочие статисты...

Директор ресторана «Дом Грибоедова», где заседает литературная братия, Арчибальд Арчибальдович как две капли воды похож на Якова Розенталя по кличке Борода, который был директором ресторанов Дома Герцена, Дома Союза писателей и Дома печати.

Взяточник Никанор Иванович Босой, председатель жилконторы дома № 302-бис по Большой Садовой, стал собирательным образом всех деятелей жилищных трестов, которые писателю немало попортили крови в жизни.

МИСТИКА

Что связывало Булгакова с масонами

Отец писателя был приват-доцентом Киевской духовной академии. Один из своих трудов он посвятил масонству. Михаил Афанасьевич читал эту работу и многое оттуда почерпнул. Например, сцена Великого бала у сатаны является прямой пародией на масонские обряды. Булгаков интересовался и демонологией. Это подтверждают его черновики, в которых найдено множество выписок из соответствующей литературы.

Автор великого мистического романа увлекался демонологией и историей верований.

Автор великого мистического романа увлекался демонологией и историей верований.

По словам литературоведа, преседателя Всероссийского булгаковского фонда Мариэтты ЧУДАКОВОЙ, «Булгаков написал в письме правительству СССР: «Я - писатель мистический». Это не так-то просто истолковать. Он хорошо знал, что такое «мистический опыт», как раз то, что испытывает Елена в «Белой гвардии» во время молитвы о выздоровлении брата: глубочайшее, интимное религиозное переживание. В то же время не чужд он был и «мистическому» в ходячем смысле - том самом, который имел в виду, восклицая по поводу странностей современной ему жизни: «Ну, это уже мистика, товарищи!»

КСТАТИ

У Воланда родилась внучка, а кот Бегемот лечится от алкогольной зависимости

Что произошло в жизни актеров, сыгравших в сериале «Мастер и Маргарита» Бортко?

Актер Олег Басилашвили (Воланд) свои участившиеся после съемок болезни не склонен связывать с кознями героя. Он много играет в театре, а в его личной жизни произошло приятное событие, он впервые стал дедушкой (дочь подарила ему внучку).

У Александра Филиппенко (Азазелло) начались проблемы со зрением (возможно, из-за того, что он на съемках все время носил линзу, имитирующую бельмо на глазу). Смешная деталь - во время съемок у артиста постоянно пропадал стул для отдыха в перерывах. И теперь Филиппенко включил в райдер новый пункт: на съемках ему положено три стула! (На одном он отдыхает, на второй складывает одежду, на третий - текст роли.)

Александра Абдулова (Коровьев) и Кирилла Лаврова (Понтий Пилат), к сожалению, после съемок не стало...

Сергей Безруков (Иешуа) ушел в религию - ездит с женой по святым местам, посещает храмы и монастыри, участвует в их восстановлении... В актерской тусовке разошлась шутка: «Безруков сыграл богочеловека. Теперь хочет - Бога. А потом - Себя).

Актер Александр Баширов, сыгравший и озвучивший кота Бегемота, как и его персонаж, любит выпить и покуролесить. Артиста частенько видят подшофе, а иногда он и на съемочную площадку выходит с похмелья. Но остается востребованным - талант!

Актера Александра Адабашьяна после сериала мучают сердечные и головные боли (в фильме его Берлиозу отрезают голову). С сердечным приступом недавно актер был госпитализирован в Институт им. Склифосовского, где ему сделали операцию. Сейчас он проходит реабилитацию дома.

У Валерия Золотухина (Никанор Иванович Босой) произошла страшная трагедия - повесился сын. Потом актер сломал ногу и ходил на костылях...

Влад Галкин, как и его герой поэт Бездомный, оказался в психушке. Бездомный в фильме совершает неадекватные поступки - ныряет в Москву-реку, приходит на прием в «Метрополь» в подштанниках. В жизни Галкин тоже удивил всех стрельбой в баре, после которой впал в такую депрессию, что ему потребовалась психиатрическая помощь...

Александр Галибин (Мастер) после съемок попал в сильнейшую автокатастрофу, был на грани жизни и смерти, но не верит в «мистический шлейф» романа Булгакова. Кстати, его роль должен был сыграть Машков, который, попав накануне съемок в ДТП, из суеверия отказался от съемок. Галибин сегодня целиком ушел в работу и в семью.

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Литературовед, председатель Всероссийского булгаковского фонда Мариэтта ЧУДАКОВА об актерах сериала:

"Я, во всяком случае, была благодарна создателям фильма, что они не сочиняли под булгаковским заглавием другое, свое произведение. Это ведь очень распространенный соблазн, как все мы знаем.

Мне было грустно читать и слушать яростные поношения Кирилла Лаврова и Олега Басилашвили – причем речь шла не об игре, а о возрасте актеров!.. Басилашвили, заявляли, не чинясь, наши агрессивные телезрители, «слишком стар для Воланда»! Людям, которые точно знают возраст Сатаны, мне возразить нечего. То же самое – про Лаврова в роли Пилата. На юбилее Б.Н.Ельцина я специально подошла к Кириллу Лаврову, назвала себя и сказала, что мне очень нравится его рисунок роли Пилата – человек со своим прочным жизненным опытом и соответствующим взглядом на мир вдруг сталкивается с таким взглядом, о существовании которого он просто не подозревал!.. У актера остро прорисовано было сильнейшее, но сдержанное, - очень, я бы сказала, современное! - изумление этого крупного римского чиновника… Сколько обезумевших от жадности сегодняшних российских чиновников представить себе не могут искреннего бескорыстия!

И Кирилл Лавров был тронут - видно было, что ему важно было это одобрение на фоне хора почти оскорбительных суждений…

Вообще я увидела на примере булгаковского сериала, отношения к нему - у нас перестали ценить усилия соотечественников, сочувствовать трудностям, с которыми сталкиваются люди, взявшиеся за большой замысел… Преобладает недоброжелательность, насмешка… "

Анна ВЕЛИГЖАНИНА.

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Общество

Светская хроника и ТВ