Режиссер Люк Бессон: Дети выходят пьяными с моих фильмов

Режиссер Люк Бессон: Дети выходят пьяными с моих фильмов

Несколько лет назад Бессон грозился уйти на пенсию, но сейчас передумал.

История, начатая мультфильмом «Артур и минипуты», в новой картине продолжится, но не закончится. Вторая часть трилогии о приключениях мальчика с прической Люка Бессона в подземном царстве забавных крохотных существ, минипутов, обрывается на полуслове, что означает, что скоро Бессон с третьей серией снова примчится к нам.

- Мы уже в третий раз встречаемся с вами. Видимо, для вас очень важен бурно развивающийся кинорынок СНГ, - предположил я, но владелец кинокорпорации «Европа» с оборотами в миллиарды евро немедленно развеял мои инсинуации.

- Возможно, вам трудно это понять, но есть в жизни вещи поважнее, чем деньги. Например, человеческая честность. У меня отличные отношения с русским прокатчиком моих лент, и, когда он, узнав, что я нахожусь в Швеции, предложил мне приехать представить картину, я немедленно это и сделал. Когда могу, я всегда приезжаю. Был в России уже раз десять! Мне нравится, когда кто-то подходит и говорит, что следит за моим творчеством, начиная с «Голубой бездны», и мы обсуждаем «Леона» или что-то еще. Я ведь снимаю кино для зрителей. Но при этом никогда их не вижу, они скрыты от меня в темноте. Вот почему я люблю путешествовать и встречаться с публикой в разных странах.

«На пенсию больше не собираюсь»

- В прошлый раз вы грозились, что трилогия фильмов об Артуре станет последней картиной в вашей карьере.

- Нет, я сказал, что больше не хочу снимать как режиссер. Почувствуйте разницу. Я был очень утомлен. Это неудивительно, ведь я начал работать в 17 лет! В общем, несколько лет назад мне ничего не хотелось. Сейчас я, кажется, вышел из этого состояния. Вероятно, все же еще что-нибудь сниму.

Поймите, все для меня опять же упирается в честность. Если я выйду к зрителям с картиной, единственный смысл которой выкачать из них деньги, они сразу же это почуют. Поэтому, если у меня есть ощущение, что я не могу вернуться к ним с чем-то достойным, то я лучше посижу дома. Это мой способ продемонстрировать уважение зрителям. 

- Новый фильм будет игровым или анимационным? В Интернете написано, что после «Артура…» вы собираетесь делать еще один мультфильм.

- Вы больше читайте Интернет! Моя компания «Европа» запускает кучу разных проектов, в том числе мультипликационных. Два из них я продюсирую, но режиссеры там другие. Если после завершения трилогии об Артуре я соберусь снова снимать кино, то это будет игровой фильм.

- Откуда вообще такое увлечение мультипликацией?

- Никакого особого увлечения нет! Однажды мой друг-художник показал мне рисунок, сделанный к моей книге об Артуре. На нем был минипут, сидевший на листе дерева. Я увидел - и влюбился. И решил что-нибудь из этого сделать. Начал писать сценарий и понял, сколько всего можно сказать при помощи этих нарисованных персонажей! Для художника это очень заманчиво. В течение года мы изобретали существа, населяющие вселенную нашего фильма. Потом задумались: как физически воплотить это все на экране? Как должны выглядеть минипуты? Должны ли мы просто уменьшить актеров или попробовать нарисовать их в 3D? Так все и началось…

Я совершенно не увлекаюсь историей Средних веков, но история Жанны д'Арк ужасно меня интересовала. И метро не так уж меня привлекает, однако я снял «Подземку».

- Неужели и наемные убийцы, такие, как Леон, вас не интересуют?

- Представьте себе. Так что мульти­пликация - это просто наилучший способ рассказать историю про Артура. Только и всего. И потом особой разницы между «художественным кино» и мультипликацией я не вижу. Возьмите «Пятый элемент». Там полно нарисованных спецэффектов. По сути все то же самое. Главное - это история, которую я рассказываю, и персонажи, способные заинтересовать зрителей. Никто не пойдет в кино ради технологических примочек.

Как научить машину плакать

- Сколько лет вы положили на вашу мульттрилогию?

- Со времени, когда я увидел первый набросок, до момента, когда выйдет третий фильм, - ровно 9 лет.

- Вам их не жалко?

- Ну на что-то же их все равно бы пришлось убить! Это не худший вариант. И потом я ведь не работаю над трехмерной анимацией по 10 часов в день! Это 500 специалистов-компьютерщиков трудятся день и ночь. А я работаю над «Артуром» только по понедельникам в течение нескольких часов. Каждую неделю мне показывают результаты проделанного труда, а я регулирую этот процесс. И так в течение трех лет. А параллельно я занимаюсь другими вещами. Это очень удобно. Можно делать сразу два фильма.

- С кем вам проще работается - с живыми актерами или с аниматорами?

- Смешно, но, когда вы видите трехмерных персонажей, вы видите актеров. 4 месяца я снимал настоящих, живых актеров, как в нормальном кино. По новым технологиям их не нужно облеплять датчиками. Мы окружаем их камерами в количестве 9 штук. Этот процесс очищен от всего - не нужны ни костюмы, ни декорации. Все это потом добавляется на компьютере. Но от актеров по-прежнему требуются талант, живые чувства. Все это я и стараюсь ухватить. Трехмерное изображение очень механистично, мне нужно вложить душу в эту механику. Создать человеческую душу невозможно, можно только попытаться ее поймать. Вот вы видите мою принцессу Селению, когда она плачет. Конечно, это сыграла актриса, ведь машина плакать не умеет.

- Насколько я понимаю, это не те актеры, которые потом озвучивали ваших персонажей - от Мадонны и Дэвида Боуи до Роберта Де Ниро.

- Да, это совершенно другие актеры. Не такие известные, но тоже очень хорошие. Работающие в театрах, снимающиеся в кино. Конечно, они весьма разочарованы тем, что их лиц никто не увидит. Отсняв актеров и смонтировав сцену, я отдаю ее компьютерщикам, и те сидят над ней годами, превращая ее в 3D. Так что за техническую часть фильма я ответственности не несу.


Все экзотические существа в фильме Бессона сыграны живыми актерами.

Все экзотические существа в фильме Бессона сыграны живыми актерами.

«Я несу в мир свою карамельку»

- В 1990-х годах вы снимали фильмы, в которых было полно насилия. В 2000-х вдруг переключились на семейные анимационные фильмы. Только ли потому, что сами заимели детей?

- В молодости все мы немножко бунтуем. Общество тогда казалось мне очень спокойным и буржуазным.

- А что, сейчас буржуазности во Франции стало меньше?

- Конечно! Гораздо больше людей сейчас страдают из-за кризиса и безработицы. Я все это чувствую. Миллионам сейчас очень трудно. И я не хочу расстраивать их фильмами, полными убийств и кровавых разборок. Я хочу сказать им: «Я знаю, что вам нелегко. Приходите посмотреть наше кино - два часа вы будете улыбаться, и в финале вам станет чуть лучше». Чем еще я могу помочь? Меня никогда не выберут в президенты, но протянуть заболевшему человеку аспирин я могу. И на пару часов его головная боль пройдет. Несколько дней назад в Париже на премьере нашей картины я видел улыбки на лицах зрителей. И родителей, и детей, которые выходили с просмотра, как будто пьяные. Я был за них очень счастлив! Я знаю, что до конца дня они будут говорить об Артуре, принцессе и прочих героях картины. Мне нравится приносить в мир немного счастья, пусть даже в виде маленькой карамельки. Это оставляет у меня в душе хорошее чувство.

- «Леон» тоже был по-своему добрым, семейным фильмом. Не для маленьких детей, конечно. По крайней мере у нас к нему тоже относились как к «карамельке».

- Нет-нет, на «Леон» детей до 17 лет во Франции не пускали. Это у вас такое, наверно, показывают с 8 лет! И детишки, вероятно, находят этот фильм очень забавным.    

- Кризис как-то на вас повлиял?

- Во Франции я постоянно сталкиваюсь с людьми, потерявшими работу. Их семьи страдают, они не могут больше позволить себе часто ходить в кино. Я думаю, везде в мире творится одно и то же. У людей стало меньше денег, у прокатчиков нет больше средств приобретать столько же фильмов, как раньше. Но на моей энергии это, к счастью, не отразилось.  

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Люк БЕССОН родился в Париже 18 марта 1959 года. Родители - инструктора по подводному плаванию. Детство прошло на берегу моря в Греции и Югославии. Люк впервые увидел телевизор уже в зрелом возрасте, что не помешало ему сделать потрясающую карьеру в кинобизнесе. Основал собственную корпорацию «Европа», занимающуюся производством наиболее коммерчески успешных европейских картин. Был женат на актрисах Анн Парийо (Никита в одноименном фильме), Майвен Ле Беско (Дива в «Пятом элементе»; гражданский брак), Милле Йовович (Лилу в «Пятом элементе» и Жанна д'Арк в картине «Посланница: История Жанны д'Арк»). Нынешняя жена - Виржини Сила, сопродюсер последних проектов Бессона. Имеет четырех дочерей - Жюльетт, Шейну, Талию и Сатин.

5 лучших фильмов Люка Бессона:

  •  «Подземка»
  •  «Голубая бездна»
  •  «Никита»
  •  «Леон»
  •  «Пятый элемент»
загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт