Александр НЕЧАЕВ. Фото Владимира ВЕЛЕНГУРИНА, Руслана ВОРОНОГО и Олега РУКАВИЦЫНА. (7 ноября 2009)
Иван Охлобыстин: «В «Царе» играл не из-за гонорара, а по велению души»

Иван Охлобыстин: «В «Царе» играл не из-за гонорара, а по велению души»

Комментарии: 2
Петр Мамонов, сыгравший царя-деспота, прошел долгий путь в поисках Бога. По его словам, он обрел и веру, и смысл жизни только в 45 лет. Фото: izvestia.ru

Однако несколько лет назад отец Иоанн (так называет Охлобыстина его паства) вновь начал активно сниматься. В фильме Павла Лунгина «Царь», который вышел в прокат, артист сыграл роль юродивого, которого сжигают на костре.

- Как так вышло, что вы вдруг решили, что актерство не противоречит службам в храме?

- (Вздыхает.) Жизнь заставила. Мне же семью кормить надо - шестеро детей, жена, родители...

- То есть сами вы не очень хотели вновь становиться перед камерой?

- Ну отчего же. Я много лет жил на съемочных площадках, и желание вернуться, конечно, было. Но я долго сомневался - батюшка ведь как-никак. А потом посоветовался со знакомым протоиереем. Он мне сказал: «А что ты сомневаешься? В важных книгах по православию, между прочим, про съемки в кино ничего не сказано. Так что актерствовать перед камерой - не грех. Посоветуйся с Патриархом, он тебе обязательно даст благословение». Ну я и пошел к Алексию, который разрешил мне играть.

- К выбору ролей вы, наверное, подходите куда ответственнее, чем невоцерковленные актеры.

- У меня фильмы делятся на две категории - те, в которых я играю ради денег, и те, которые для души. Вот в сериале «Пуля-дура», к примеру, сыграл исключительно ради гонорара. А в «Царе» - по велению души.

- Про съемки «Царя» сейчас ходит много слухов. Мол, несколько раз съемочный процесс даже останавливался из-за нервных срывов Петра Мамонова, игравшего Грозного?

- Не совсем так. Мамонов же очень вдумчивый человек. Поэтому он до последнего сомневался, как именно нужно играть в той или иной сцене, консультировался со специалистами и нервничал иногда... Из-за этого и возникали перерывы.

- С Янковским вам удалось пообщаться?

Роль митрополита Филиппа, наставляющего Ивана Грозного на путь истинный, стала последней для Олега Ивановича Янковского.

Роль митрополита Филиппа, наставляющего Ивана Грозного на путь истинный, стала последней для Олега Ивановича Янковского.

- Более того, это я рекомендовал Лунгину утвердить Янковского на роль митрополита Филиппа! Там была очень смешная история. Перед съемками собрали всех актеров, написали на большом листе имена персонажей, напротив которых стояли фамилии актеров. Так вот, тогда напротив митрополита Филиппа не стояло никакой фамилии. Лунгин не мог найти актера, который справился бы с этой ролью! Я тогда подошел к нему и сказал: «Слушай, ну вот есть же Янковский, который обязательно справится. Да он рожден для этой роли!» Лунгин послушал-послушал да и согласился.

- И как Олегу Ивановичу далась эта роль?

- Тяжело. Но было и очень много веселых моментов. Олег Иванович ведь до съемок в «Царе» креста ни разу в жизни не носил. А тут ему пришлось весь фильм носить на шее специально изготовленный крест - красивый, точная копия того, который был у митрополита Филиппа. Уже в конце съемок он, значит, подходит ко мне и говорит: «Вань, мне так этот крест понравился, хочу теперь его всегда носить. Ты же священник, освяти мне его, пожалуйста!» А на часах уже было 12 ночи. Я тогда подумал: а чего время терять? И пошел в ближайший храм. Там мне дверь открыл послушник, сразу узнал меня и разрешил провести освящение. Видимо, была воля Божья на то, чтобы с Янковским этот крест остался...

- Про Ивана Грозного почти 70 лет назад снял великое кино Сергей Эйзенштейн. Не боитесь, что картину Лунгина будут сравнивать с его дилогией?

- Ну, точки пересечения у «Царя» с «Иваном Грозным» Эйзенштейна есть. Например, кафтан юродивого Вассиана, которого я играю, это тот самый кафтан, который носил у Эйзенштейна в кадре Николай Черкасов - исполнитель роли Грозного. Что до сравнений, то поживем - увидим.

- Сами уже видели «Царя»?

- Конечно. Это кино класса «люкс», которое одни будут возносить, а другие отчаянно ругать. Но через двадцать лет диск с этим фильмом будет в коллекциях и у тех, и у других.

Чтобы сыграть в фильме, актер и священник Иван Охлобыстин испрашивал у церкви разрешение.

Чтобы сыграть в фильме, актер и священник Иван Охлобыстин испрашивал у церкви разрешение.

МНЕНИЕ КИНООБОЗРЕВАТЕЛЯ

Антихрист или мелкий бес?

По мнению Стаса Тыркина, Петр Мамонов не справился с масштабной ролью. 

Сюжет многих фильмов Павла Лунгина составляет моральное противоборство полярно заряженных героев-мужчин: таксиста и саксофониста в «Такси-блюзе», отца и сына в «Луна-парке» и т. д. То же и в «Царе»: облезлому и бесноватому, с одним гнилым зубом во рту русскому царю Ивану Васильевичу (Петр Мамонов) противостоит благообразный и рассудительный митрополит Филипп Колычев (Олег Янковский), само воплощение христианской добродетели. Русский Антихрист против русского святого, добровольно восходящего на Голгофу. Упырь, мающийся в потных ночных кошмарах, против праведника, неспособного сказать ни слова лжи. Царю позарез нужно благословение митрополита на его кровавые преступления. Митрополит в благословении отказывает и, напротив, призывает греховодника каяться. «Как человек я грешник, как царь - праведник», - возражает Иван Васильевич и каяться отказывается наотрез.

Конфликт героев в «Царе» решен, увы, очень декларативно. Персонажи и их отношения лишены какого бы то ни было развития: Иван весь фильм желает казнить, Филипп призывает миловать. Драматическое напряжение возникает лишь в последней трети картины, когда после разгрома русских войск поляками Филипп идет на открытый конфликт с царем, приютив у себя воевод, коих Иван Васильевич намерен посадить на кол. А потом и вовсе бросает презрительно: «Не вижу государя, не могу узнать его»…

Брошенный в заточение митрополит на наших глазах становится святым, способным, как герой Мамонова в «Острове», вершить чудеса и исцелять немощных. А грозный царь знай себе опробует новые пыточные игрушки и бессильно вопрошает: «Где мой народ?»

Настоящего противоборства исторических персонажей не получается еще и из-за разницы в актерских потенциалах исполнителей. Удачно совпавший со своими героями в «Острове» и «Такси-блюзе» непрофессиональный актер Мамонов откровенно не справляется с масштабной ролью Антихриста всея Руси, возложенной на него Лунгиным. Получается скорее не очень страшный юродивый, на худой конец пакостный мелкий бес.

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Филипп КИРКОРОВ: «Поразила игра Домогарова!»

Елена ЛАПТЕВА

Во вторник в московском кинотеатре «Октябрь» прошла «светская» премьера фильма «Царь». Пришли Федор Бондарчук, Петр Мамонов, Александр Домогаров, Павел Лунгин, Филипп Киркоров, другие звезды. Премьера началась с минуты молчания - почтили память ушедшего от нас Олега Янковского.

Мы спросили у Филиппа Киркорова о его впечатлениях о «Царе».

- Меня потрясла игра актеров! - восхищен певец. - Фильм, конечно, очень тяжелый, и сценарий мог бы быть посильнее - так как действия особо в нем не было. Но при такой относительной вялости сила игры, мощная и глубокая режиссура сделали так, что эти два часа пронеслись как одно мгновение. Одно из самых больших впечатлений - Мамонов, интересная личность. По сути, он играл самого себя. И неожиданно для меня раскрылся Александр Домогаров (в фильме - опричник. - Ред.), просто потряс своей игрой.

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Общество

Светская хроника и ТВ