Татьяна КОНДРАТЬЕВА («КП» - Москва»). Фото Олега РУКАВИЦЫНА. (22 сентября 2009, 01:00)
Станислав Говорухин: «Любовь надо искать за Садовым кольцом!»

Станислав Говорухин: «Любовь надо искать за Садовым кольцом!»

С мэтром кинематографа мы встретились в Москве в маленьком кафе на Большой Никитской - рядом с площадкой, где шли съемки нового фильма Станислава Сергеевича «Сердца четырех». Дело близится к финальным кадрам, и скоро мы увидим его на экранах. Сюжет картины жизненный. Там есть мама-стюардесса (Елена Яковлева) и две дочери: старшая (Ольга Красько) работает в театре, младшая (Аглая Шиловская) учится в музыкальном училище. В старшую, Ирину, влюбляется начинающий писатель, и под его обаяние попадают все три женщины.

НАШЕ КИНО ОБЕЗЬЯННИЧАЕТ

- Чай будешь или кофе? - с ходу предложил Станислав Сергеевич. - Только не говори, что ничего, ты же не враг! Только враг, придя в гости, от всего отказывается.

- Тогда чай. Зеленый!

- Потому что это модно? Поверь, никто никогда не пил его в средней части Европы: ни в Англии, ни во Франции, ни тем более в Америке. В Азии - да, пьют под плов и после него. Просто кто-то решил, что это панацея. Помните историю, когда все помешались на Кашпировском? Но его эпоха прошла, так и с чаем будет. В сто раз лучше черный, хорошо заваренный с шартрезом, ромом! А то многие пьют из пакетика и восторгаются этой гадостью.

Сам Станислав Сергеевич выпил кофе и затянулся сигаретой:

- Ладно, начинаем культурный разговор.

- Про кино?

- Да. Мне не нравится, что наше обезьянничает и ничего своего нет. Все это плохая калька с американского кинематографа. А американское мне неинтересно - оно также похудшало. Превратилось в зрелище для 14-летнего цветного подростка. Конечно, я больше российское смотрю, ситуации знакомые, проблемы. Из последнего, что посмотрел, отметил бы «12» Михалкова. «Остров» Лунгина. Это уже как притча во языцех. Понравились «Питер FM», «Плюс один» и «Простые вещи». Планировал новую работу - кино снять, хотя бы малобюджетное. Но даже на него денег нет. Спонсоры, которые мне раньше помогали, в кризис разбежались. Пришлось быстро писать новый сценарий и снимать антикризисную добрую фигню.

- Почему же вы о своей работе так отзываетесь?

- Именно так я для себя это определяю. Если человек ставит задачу снять отличную картину, получается плохо. Нельзя ставить такую планку изначально. Сказать, что я очень доволен этой своей сценарной работой, не могу. Но хочу снять нестыдное кино, а на шедевр не рассчитываю. Это будет добрая любовная история в ритмах джаза. Я люблю эту музыку и использую ее в картине по полной.

- Получается, что без денег легче снять доброе кино о вечном?

- В принципе задача любого искусства - пробуждать добрые и благородные чувства. И это даже лучше выходит, когда денег мало. Вот пример из мирового кинематографа. У Клода Лелуша не было денег, и он снял «Мужчину и женщину», море, машину - вот и получилось замечательное доброе красивое кино про любовь.

Станислав Сергеевич (сидит в центре) не только раздает указания актерам, но и слушает их пожелания. Иначе хорошего кино не получится.

Станислав Сергеевич (сидит в центре) не только раздает указания актерам, но и слушает их пожелания. Иначе хорошего кино не получится.

«УДИВИ НАРОД, ВЫЙДИ ЗАМУЖ ЗА РАБОЧЕГО!»

- В вашем фильме есть любовь, а вы сами вообще в нее верите? Шутка такая  есть, что любовь только за МКАД обитает...

- В элитных кругах, где обитают длинноногие девушки, любви нет. Ну вот почему такая длинноногая красавица Оксана Федорова не влюбляется в рабочего, а только в олигархов? Любовь и браки по любви существуют, их много, но это не в пределах Садового кольца искать надо. Сплошь и рядом слышно: ушла от олигарха и снова вышла замуж за олигарха. Да удиви ты народ, выйди замуж за рабочего!

- А что в нашей действительности вам кажется позитивным и что не нравится?

- Во-первых, минусы. Родилось два поколения нечитающих зрителей. Это беда, потому что знания можно получить из учебника, от учителя или из Интернета. Но только книга воспитывает чувства. И вот эти нечитатели пришли в кинематограф. Режиссер-нечитатель разве сможет отличить макулатуру от настоящей вещи?!

Во-вторых, прошли тучные года, а мы не построили ни одной дороги, не обновили самолеты, не подняли заводы и авиастроение. Каждый раз, когда я сажусь в самолет, спрашиваю у стюардессы: «Милая, этот аэроплан старше тебя?» - и слышу в ответ: «Да». Значит, ему не меньше 30 лет.

Лет семь назад я разговаривал с Путиным. Спросил его, почему мы не строим самолеты. Он ответил, что мы неконкурентоспособны, что не умеем делать моторы. Посмотрите, из трех тысяч аэропортов сейчас у нас работают только 150!

А позитивное - появилось много кафе. Вкусно кормят, отлично обслуживают, но опять же это только внутри Садового кольца. За ним такого нет.

ГОВОРУХИН ОТКРЫЛ ЛАРИСУ ГУЗЕЕВУ, А УДОВИЧЕНКО ВЫРЕЗАЛ

- Пессимизм пополам с усталостью чувствуется в ваших словах. Наверное, на отдых нет времени?

- Я вот сейчас отдыхаю. Они там трудятся, а мы пьем кофе. Все в съемочной группе должны быть в форме, мобильные, а режиссер может расслабиться. Я часто рассказываю о своей работе анекдот:

Друг спрашивает оператора:

- Ты после стакана водки сможешь снимать?

- Ну да!

- А после бутылки водки?

- Только как режиссер.

Знаете, режиссеру хочется не только снять хорошее кино, но и дать кому-то из актеров путевку в жизнь. И в моей новой ленте будет такое открытие - Аглая Шиловская (внучка известного актера и режиссера Всеволода Шиловского. - Прим. ред.). Ей 16 лет, она учится в Щуке, играет на фортепиано, на флейте, хорошо поет. Неиспорченный ребенок строгого воспитания.

- Вы следите за судьбой своих актеров-открытий?

- За ними зрители следят, но, конечно, это приятно - знать, что чем-то помог начинающему актеру. Брал как-то интервью у Ларисы Гузеевой. Спрашиваю, помнит ли она свою первую роль, имея в виду «Жестокий романс». А она сразу отвечает: «Да, конечно, это же ваше «Место встречи изменить нельзя». Я даже талончики за съемку не стала менять на деньги, сохранила как память». Пришел домой, включил фильм, и точно - два крупных плана Ларисы. Хотя по большому счету Гузееву, конечно же, открыл Рязанов. А Лариса Удовиченко мне припомнила как-то: «Снималась у вас в «Робинзоне Крузо» в 16 лет, пригласила весь класс на премьеру, а вы кадр со мной вырезали!» Но это же кино, все происходит.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Станислав ГОВОРУХИН. Окончил геологический факультет Казанского университета и некоторое время работал геологом, затем - журналистом и режиссером Казанской телестудии. После окончания в 1966 году режиссерского факультета ВГИКа начал работать на Одесской киностудии. Здесь он снимает «Вертикаль» с Высоцким. Вместе с картиной выходит и пластинка с песнями из фильма - Владимир Высоцкий стал известен всей стране.

Фильм по его сценарию «Пираты XX века» - чемпион советского проката (за год его посмотрели 100 миллионов зрителей).

7 лучших фильмов Станислава Говорухина:

  1.  «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»
  2.  «Место встречи изменить нельзя»
  3.  «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна»
  4.  «В поисках капитана Гранта»
  5.  «Десять негритят»
  6.  «Ворошиловский стрелок»
  7.  «Благословите женщину»
загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт

ищу работу в Одессе социологом