Лилиана ФЕСЕНКО, Фото Максима ЛЮКОВА. (5 мая 2009)
Актер Александр БЫСТРУШКИН: «Я был противником строительства Михайловского собора, пока не увидел эту красоту»

Актер Александр БЫСТРУШКИН: «Я был противником строительства Михайловского собора, пока не увидел эту красоту»

Комментарии: 8
- Кукольный театр - моя гордость.

На его счету идея всенародного празднования Нового года на Майдане, открытие городской галереи «Лавра» и Детской академии искусств, проведение фестивалей «Киев театральный» и «На Украину вернусь», конкурсов им. Сержа Лифаря и Горовица.

Приятно, что Александр Павлович оказался поклонником наших прогулок по Киеву и предложил свой пешеходный маршрут по древним святыням столицы: от Софии Киевской до Успенского собора Киево-Печерской лавры. Мы встретились в ясный, солнечный день около Михайловского собора. 

МРАМОРНЫЙ ПАМЯТНИК КНЯГИНЕ ОЛЬГЕ ВОССТАНОВЛЕН НА МЕСТЕ БЕТОННОГО ОРИГИНАЛА

- Вот эта ось между Софией и Михайловским собором - одна из лучших в Европе, а возможно, и в мире: колокольня смотрит на колокольню, а храм - на храм, - с восхищением показал Быструшкин на пешеходную дорогу между соборами. - И на наших глазах вернули из небытия вот этот памятник княгине Ольге. Первоначально он был выполнен автором Иваном Кавалеридзе из металлобетона, который в довоенное время считался суперсовременным, но потом был разбит. Сейчас реставрированный оригинал стоит на Андреевском спуске, возле памятника Кавалеридзе. А этот монумент по предложению родственника скульптора Ростислава Синько воссоздали из каррарского мрамора. Специально в Италию ездила делегация, чтобы выбрать нужный камень - светлый и красивый. После открытия памятник покрыли специальным восковым слоем, чтобы не портился. И посмотрите, какая ровная линия домов между храмами! - Александр Павлович показал на крыши. - Ничего не выпирает, все приведено в гармонию с золотыми куполами. И тут же современное здание «Интерконтиненталя» - знак нашей эпохи с ее жадностью к наживе. Этот монстр сразу «посадил» памятник Ольге и весь архитектурный ансамбль Михайловской площади, а с ним и Софии Киевской.

- Михайловский собор сооружен заново. А стоит ли так реанимировать святыни?

- Я долгое время был категорически против, считал, что руины должны напоминать нам о коммунистическом вандализме. Но когда на моих глазах восстановили Михайловский собор, где лучшие художники сделали росписи и мозаики, изменил позицию. И самой большой честью для меня стала возможность лично положить несколько мозаичных камешков в облик Оранты. А в этой часовне, - мой собеседник показал на колокольню Михайловского собора, - я венчался на 25-летие супружества. Часовня находится внутри колокольни.

«ЧИНОВНИКОВ НУЖНО ПРИВОДИТЬ ДЛЯ КЛЯТВЫ К БЮСТУ АРХЕОЛОГА МАКАРЕНКО»

Пройдя под высокими стенами Михайловского монастыря, мы подошли к вратам, ведущим в трапезную - единственное сооружение, сохранившееся от первоначального комплекса. Но Александр Павлович заострил внимание не на архитектуре, а на бронзовом бюсте археолога Николая Макаренко, установленном просто в стене. 

- Вот сюда надо водить чиновников, чтобы здесь они давали клятву, особенно тех, кто занимается охраной памятников культуры. В 1937 году, когда решалась судьба Михайловского Златоверхого, Макаренко категорически отказался подписывать решение об уничтожении собора. Послал Сталину письмо протеста. Но его выслали, а потом расстреляли где-то под Омском или Томском. Такая вот судьба! 

Из Михайловского по внутренней тропинке мы перешли на Владимирскую горку.

- Знаете, вдова Сержа Лифаря, когда приехала в Киев, сначала посетила могилу его родителей на Байковом кладбище, а потом попросила: «Сережа вспоминал Владимирскую горку, он так хотел туда, покажите мне ее». И мы пришли сюда, подошли к памятнику Владимиру, и я увидел, как на ее глазах заблестели слезы.

Взглянув вниз на Украинский дом, Александр Павлович сразу расстроился.


- В этой колокольне есть часовня, где я с женой обвенчался.

- В этой колокольне есть часовня, где я с женой обвенчался.

- Именно с этого «памятника архитектуры», бывшего музея Ленина, началось уничтожение зеленого центра Киева. А сколько тут было гуляющих и какое на месте Украинского дома стояло кафе! Самое богемное место в столице. Здесь встречались художники, артисты, музыканты - мимо никто не проходил. Но когда срезали горку, исчезло не только кафе, но и весь неповторимый ландшафт. А ведь каждый архитектор бережет все эти возвышенности и горбики как зеницу ока, потому что это живое тело города. Посмотрите, какая красота! Было несколько проектов пешеходного мостика, чтобы попасть на следующий холм. C мостика был бы беспрерывный путь до Мариинского парка со стороны Днепра. И уже от бывшего Дворца пионеров опять можно сделать переход на мостик и потом прямиком к Киево-Печерской лавре. Я думаю, что все равно эти мостики когда-то сделают, и тогда наша экскурсия станет самой большой достопримечательностью столицы.

ТЕАТР КУКОЛ ПОСТРОИЛИ НА МЕСТЕ РАЗРУШЕННОГО КИНОТЕАТРА «ДНЕПР»

Возле филармонии мы ненадолго задержались. Мой собеседник вспомнил, что она была отреставрирована с учетом особенностей звучания голоса.

- Я имел счастье присутствовать здесь на последнем концерте Анатолия Соловьяненко в честь открытия филармонии после ремонта. Вы бы «видели» это ощущение звука, в котором «плавал» певец!

Рядом с филармонией в зелени деревьев виднелись островерхие купола Театра кукол. Александр Павлович предложил к нему подняться. Дорога оказалась довольно крутой, и мой гид вспомнил, что по первоначальному проекту тут предполагался эскалатор до самой кассы.

- Здесь раньше был кинотеатр «Днепр», и когда я пришел работать в главк культуры, то его попробовали отремонтировать, но началась перестройка, исчезли финансы… А тут как раз пришло известие, что нужно отдать кукольный театр под синагогу. Я пришел сюда, посмотрел на руины кинотеатра и увидел, какое это замечательное место для детского культурного центра! Можно прийти с ребенком, и пусть он свободно бегает на природе. Убедил руководство ликвидировать «Днепр» для театра. Что потом началось! Все увидели, какое тут хорошее место. Сейчас нам бы подобное никогда не удалось, но тогда мы построили именно театр! Здесь каждая скульптура отработана до мелочей. А видели бы вы, какой инкрустированный паркет внутри! Когда принесли на него смету, у меня глаза на лоб полезли от его стоимости. Но я узнал породы дерева, которые до этого ни разу и не слышал. Пошел к Омельченко и заявил: не буду подписывать. Он как психанул! Напустился на меня: «Ты для детей создаешь! Тебе что, жалко для них красоты? Если тебе проект нравится, значит, иди и заказывай, а не экономь». Но когда потом я увидел результат, понял - это шедевр! И светильники тут львовские, ручной работы. А посмотрите, какие росписи! Лучшие художники страны Прядка и Ярко оформляли стены.

Мы решили передохнуть в кафе театра, но потом так и остались в его прохладе - слишком жарким выдался день и слишком длинным маршрут. Но для более выносливых Александр Павлович предложил пройтись дальше самостоятельно.

- В парке Славы я бы посоветовал подойти к мемориалу Голодомора. Сейчас многие его критикуют, но мне эта свеча нравится. Это действительно память обо всех безвинно убиенных. В парке Славы соединились воины, которые погибли за Отечество, и погибшие от голода, и тут же рядом наша духовная память - Лавра.

СПРАВКА «КП»

Александр Быструшкин окончил Киевский институт театрального искусства. В 1970-1993 гг. - актер Национального академического театра им. Франко. Снимался в фильмах «Ярослав Мудрый», «Государственная граница», «Рожденная революцией». С 1993-го - начальник главка культуры КГГА, с 2007-го - руководитель гуманитарной службы при Секретариате президента. Сейчас на пенсии. Член национальной комиссии ЮНЕСКО. Награжден орденом «За заслуги» III степени, двумя орденами Святого Владимира II и III степени и орденом «Кавалер Италии» III степени.

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт