Остатки машины выменяли на 10 колес от КамАЗа
- Мы ЗИС-5 специально не искали, он сам нас нашел, - рассказывает один из членов автоклуба «Фаэтон» Дмитрий Позняк. – Точнее, позвонили нам из колхоза в Херсонской области, намекнули, мол, очень нужно десять колес для КамАЗа, а взамен предложили чудом не попавший в металлолом раритет.
Как оказалось, ЗИС-5 фактически представлял собой груду ржавого железа.
- Два года ушло только на поиск запчастей и еще два с половиной года на восстановление автомобиля, - продолжает Дмитрий Юрьевич.
Надо сказать, что авто это и правда очень редкое, в стране таких всего четыре.
Более полувека этот грузовик уже не выпускался, потому найти детали было очень трудно. Помог московский завод ЗИЛ и Московский политехнический институт. А некоторые запчасти хранились на военных складах. Несмотря на это, все детали поставили оригинальные. Только гайки, краска и резина нашего века.
ЗИС-5 был главным транспортом на войне
На ЗИС-5 пришлось тяжелое время. Этот несложный автомобиль вытянул на своих колесах всю войну, поскольку большинство железных дорог были взорваны.
Применялись еще и всем известные полуторки ГАЗ-АА, но они были в два раза меньше, поэтому основные перевозки осуществлял именно трехтонный ЗИС-5.
У запорожских автолюбителей уже собралась большая коллекция исторических автомобилей. Ее уже вполне можно было бы превратить в музей, но пока на это нет средств.
- Конечно, хотелось, чтобы город выделил хотя бы площадь где-нибудь в центре, - говорит член клуба «Фаэтон» Виктор Армяновский. - Тогда можно будет сделать музей, выставлять автомобили. Экскурсии можно было бы водить. Достаточно навеса и какой-то небольшой площади.
А пока увидеть легендарную технику времен Великой Отечественной войны можно в боксе клуба «Фаэтон» и в День Победы на параде.
Фото Павла ВЕСЕЛКОВА.
КСТАТИ
Второй ЗИС работает памятником
На въезде в наш город стоит памятник воинам-автомобилистам, сделанный именно из такого же автомобиля ЗИС-5. После войны грузовик всего пять лет возил урожаи в совхозах области. После чего был выкрашен, отремонтирован и установлен на постамент, где и встретил новое тысячелетие.
ТТХ
Год выпуска 1938
Масса 3,1 т
Грузоподъемность 3 т
Максимальная скорость 73 км/ч
Мощность 76 л.с.
Высота 2,16 м
Ширина 2,23 м
Длина 6,06 м
Дополнительные фото смотрите в нашем разделе Слайд-шоу