Из-за жестких мер безопасности спортсмены и зрители состязаний не контактируют с внешним миром, передвигаясь только в «пузырях» Олимпийской деревни, из отелей в автобусы и обратно.
Внешний мир пытается сохранить видимость прежней жизни, но пока идут Игры - жизнь в Пекине подчинена их жестким правилам. Даже Лунный Новый год, Праздник Весны проходит хоть и шумно-весело-ярко, но все-таки не так, как раньше. Людей стало меньше - это сразу бросается в глаза. Многие находятся дома - то ли на самоизоляции, то ли из страха заразиться.
- Власти показывают очень низкую статистику заражаемости и смертности от коронавируса, и мы в этом, в общем-то, верим. Карантинные мероприятия здесь радикальные. Если в многоквартирных домах есть заболевшие - закрывают дома и целые жилые комплексы. У меня так друзья «попали» - коронавирус был обнаружен в сточных водах из их ЖК в Пекине. Все жильцы находятся в здании, никто не выходит, у подъезда дежурят полиция и медики. Тесты все сдают каждый день. Людей должны были выпустить еще утром во вторник, но за ночь у десяти человек положительный результат теста. Поэтому здание закрыто еще на сутки, - рассказал «КП в Украине» наш земляк, живущий в Китае, Леонид. - Никто не страдает, у всех есть запасы в холодильниках, работают доставщики еды, жильцы дисциплинированно сидят по своим квартирам, смотрят Олимпиаду и продолжают отмечать Новый год.
Правительство Китая призывает граждан ограничить совместные мероприятия до двух человек (до этого можно было собираться вчетвером) и не выходить на улицу без острой необходимости. Чиновники напирают на том, что систему здравоохранения не следует перегружать заболевшими с легкими или средними симптомами ковида, а оставить места для тяжелобольных.
Вспышки заболеваемости фиксируются в китайских домах престарелых и среди участников семейных собраний, где было больше четырех человек. Распоряжения о домашних карантинах предполагают 14-дневную самоизоляцию для тех, кто близко контактировал с зараженными, и 4-дневную - для «контактов контактировавших».
А один город вообще отправили на карантин полностью - речь идет о Байсэ, в котором живут больше 3,5 млн человек. Правда, понятие города в Китае обширнее, чем мы привыкли, это, скорее, округ с уездами и районами. Так вот, все жители Байсэ с начала этой недели находятся на домашнем карантине, чтобы заблокировать распространение коронавируса. Приостановлены все междугородние и городские перевозки, все учебные заведения закрыты. Приостановлены все междугородние и городские перевозки, все учебные заведения закрыты. Работают лишь больницы, аптеки, некоторые супермаркеты и рынки с предметами.
Медикам даже удалось установить человека, первого подтвержденного пациента с коронавирусом, от которого потянулись цепочки заражений. Он побывал в гостях у родни в соседней провинции, вернулся домой и не раз посещал вечеринки и собрания в Байсэ, несмотря на предупреждения властей. Так что не все китайцы дисциплинированы и послушны…
В Китае, конечно, кое-где можно увидеть апокалиптическую картинку. С одной стороны, новогодние красочные гуляния, с другой - полупустой аэропорт, пустые взлетно-посадочные полосы, тихие терминалы… Люди если и есть, то они одеты в защитные костюмы - жуткое зрелище. На время Олимпиады Пекин не принимает иностранные рейсы, кроме как со спортсменами-участниками, а прибывших сразу увозят в Олимпийскую деревню. После тестирования, разумеется.
Горожане, которых не закрыли на карантин, стараются провести эти дни как можно более полно и при этом безопасно. После того как организаторы Белой Олимпиады доложили, что за время подготовки к мероприятию заинтересовали зимними видами спорта 300 млн человек, интерес к такому времяпрепровождению не угас. Наоборот, это подстегнуло внутренний туризм, и китайцы бронируют зимние туристические пакеты, а горнолыжные курорты не успевают выдавать лыжи и сноуборды всем желающим.
Мы никуда не ездили, но с удовольствием пошли на каток - на озеро Шичахай, которое находится в центре Пекина. Мы катались на коньках, кто-то - на санках, а еще у китайцев есть специальные тележки для катков. Народу было много, но все держали дистанцию, не снимали маски, в общем, мы получили удовольствие. Еще и погода порадовала: хоть было и прохладно, но выглянуло солнце, - поделился впечатлениями украинец Леонид, живущий в китайской столице.
Несмотря на заборы у отелей, выделенные полосы дорожного движения для проезда олимпийцев и участников Игр, на ограничения и предупреждения, китайцы стараются сохранить темп и вкус к жизни. Да, на улицах не так много людей, как обычно, но можно ходить в магазины, заказывать столик в ресторане и ехать в автобусе в гости. В стране полностью (двумя дозами) вакцинировано 85% населения (1,2 млрд человек), бустерную дозу получил 331 млн человек (23% населения). Но даже при таких показателях китайцы заражаются и болеют.
- При этом я не слышал о ковид-диссидентах и антиваксерах из числа китайцев. Если кто-то возмущается, то это только из приезжих. Активно прививались китайцы перед Новым годом - это же семейный праздник, надо ехать к родственникам, значит, надо максимально обезопасить себя и их. Но в Китае хорошая система отслеживания контактов зараженных, поэтому цепочку заражений быстро прерывают, изолируя носителя. Маски - это само собой разумеющееся, это уже неотделимая часть нашей жизни, увидеть китайца без маски - это редкость, - продолжает рассказывать Леонид. - Политики ввели принцип «нулевой толерантности» к коронавирусу. Как только позитивный тест - сразу карантин. Да, тут следят, контролируют, принимают меры. Страна такая, что поделать… Но все живут, радуются жизни, учатся, работают, женятся, детей рожают - Олимпиада пройдет, а все останется.