Пройдя кабинеты всех врачей одним из первых во время медобследования, вратарь и капитан столичного клуба Александр Шовковский рассказал об общении с молодыми игроками, что его интересует на Евро-2016, и почему чемпионат мира 2006 года вылез игрокам боком. А также прокомментировал продление контракта с "Динамо":
- Я подписал контракт почти месяц назад, просто это не обсуждалось. Прежде чем встретиться с президентом, я поговорил с главным тренером Сергеем Ребровым и с тренером вратарей Михаилом Михайловым. Договорились подписать соглашение по схеме полгода плюс полгода, ведь в моем спортивном возрасте может случиться все что угодно. Быть обузой или балластом я не хочу, все будет зависеть от моих возможностей на поле. Каждый новый сезон я начинаю с чистого листа – не смотрю на свои былые заслуги и количество сыгранных лет.
- В командных сборах во время больших турниров, как Евро-2016 принимает участие большая группа молодых футболистов из молодежной команды. Для вас есть разница, с кем тренироваться?
- В период сборов главный акцент делается на функциональную подготовку, особенно, на первом этапе, а также на наигрывании тактических комбинаций и взаимодействий, как в обороне, так и в атаке. Учитывая то, что все команды системы "Динамо" - и основная, и молодежная, и U-19 работают по одной и той же системе, все эти взаимодействия примерно одинаковы. Повторюсь, для нас важно подготовить функциональные качества, физические не для 1-2-х игр, а для всего периода, который обещает быть достаточно тяжелым. Мы понимаем, что многие наши игроки, которые вернуться после выступления на Евро-2016 приедут в разном состоянии, кому-то нужно будет больше отдохнуть, кому-то меньше, в зависимости от того, насколько успешным будет выступление. Естественно, для молодых футболистов – это шанс, на первом этапе их будут больше привлекать, а они станут цепляться за эту возможность. Что касается меня, я не смотрю, с кем играю или тренируюсь – сам должен подготовиться так, чтобы, если доверят место в воротах мне, то подойти к старту чемпионата в как можно лучших кондициях, а потом и к матчам Лиги чемпионов
- Современные молодые игроки нуждаются в каких-то советах и наставлениях, или считают, что сами все знают?
- По опыту общения со своим сыном Владом, я понимаю, что в возрасте 17-18 лет, они считают, что знают все, и никакие советы не приемлют – в том случае, если ты их предлагаешь. А вот, если они сами интересуются, это воспринимается по-другому. Замечал, что иногда советы со стороны воспринимаются даже лучше, чем советы от родителей. Хотелось бы, чтобы младшие ребята больше следили за действиями своих более опытных и успешных партнеров, наблюдали за выступлениями команд на чемпионате Европы, но и умели анализировать свои действия, вносить необходимые коррективы после замечания главного тренера. Ведь любой наставник команды делает ставку на тех игроков, которые обучаемы, восприимчивы к словам тренера, умеют анализировать и исправлять свои ошибки и не повторять их. Как раз в этом и заключается составляющая успеха и роста личности. Еще для молодых игроков важно научиться не только слушать, но и слышать. А также делать выводы.
- Ребята не стесняются подойти к вам с вопросом, или тушуются?
- Иногда, может, и стесняются. Но я всегда в начале работы говорю: "Ребята, если есть какие-то вопросы или нужен совет, я могу рассказать многое из своего личного опыта – пожалуйста, обращайтесь". Все-таки у меня было достаточно переживаний, ошибок, трудных моментов, я могу посоветовать, как преодолевать психологически непростые ситуации. Например, в нашем вратарском кругу это совершенно нормальная тема, мы часто разговариваем, ребята спрашивают, я - рассказываю, подсказываю с позиции спортивного и жизненного опыта. Такой диалог присутствует всегда. Когда начинаем работать, и знакомимся ближе, стеснение проходит.
- В этом году на Евро-2016 вратари Шей Гивен и Габор Кирай бьют рекорды, становясь самыми возрастными футболистами, играющими на континентальном первенстве, причем, делают это весьма удачно. У вас нет сожаления, что завершили выступления за сборную?
- Нет. Четыре года назад я перевернул эту страничку своей жизни, и возвращаться к этому не хочу.
- Смотрите все матчи чемпионата Европы?
- Почти, все. Но во вторник, например, не удалось посмотреть, поскольку сын взял билеты в кино, и я просто не мог с ним не пойти, тем более, что я был в отпуске, а с ним не виделся. Мы были удивлены результатом и тем, что получилась такая игра между Португалией и Исландией.
- За кого болеете на Евро, кроме Украины?
- Честно говоря, ни за кого. В большей степени смотрю на организацию игры, как в атаке, так и в обороне, техническое исполнение.
- Матчи стадии плей-офф на турнире как раз совпадают со сбором, это поможет футболистам развлечься?
- Вообще, я в номере телевизор принципиально никогда не включаю, смотрю только единственную обучаемую программу. А матчи я чаще всего выхожу смотреть в холле с компанией ребят. График подготовки, конечно, под игры сборной Украины никто подстраивать не будет, ведь у каждого свои задачи. Но если будет время, возможность, и это не помешает тренировочному процессу, вполне возможно, что посмотрим игры нашей команды.
- Лучше, чтобы сборная Украины прошла на чемпионате Европы как можно дальше, и динамовцы вернулись в прекрасном настроении, или, чтобы поскорее завершила свои выступления, и футболисты начали полноценно готовиться с командой?
- Могу судить по себе: чем дальше проходишь, тем больше психологической и эмоциональной усталости, и потом требуется больше времени для отдыха и восстановления. Если игроки приедут раньше, функциональное состояние будет другое, но они раньше включатся в работу. Думаю, для тренера важно, чтобы его подопечные как можно быстрее вернулись в расположение команды, и главное – здоровыми. Но это его желание, а наставник еще должен считаться с игроками – тогда взаимоотношения игрок-тренер будут гармоничными. Когда присутствует взаимопонимание, тогда есть и хороший результат.
- Выступление сборной Украины на чемпионате мира в 2006 году с этой точки зрения было оптимальным?
- Не совсем – оно вышло боком почти всем игрокам. Тогда нам не дали возможности нормально восстановиться – времени было всего около недели. Все это время лично я проболел – выходил из стрессового состояния и эмоционального напряжения. Когда начал готовиться, мне нужно было делать операцию – вытаскивать металлическую пластину из плеча, но мне этого сделать не позволили. В результате, я не мог тренироваться в полную силу и чувствовал постоянные болевые ощущения. В итоге, качество моей игры было не очень хорошим. Также сломались Ващук, Милевский, получили травмы Несмачный, Гусев, то есть, все динамовцы вылетели на разный срок, потому что организм требовал отдыха. Тогда играл и Сергей Ребров, надеюсь, он учтет это, но только ему решать, как будут работать сборники.