Чемпионка Европы и двукратная чемпионка мира поражала болельщиков невероятной эмоциональностью, скоростью и напором. Ее "Полет шмеля" навсегда вошел в историю мировой гимнастики как одно из самых экспрессивных выступлений с лентой.
В разговоре с "Комсомолкой" Наташа рассказала о том, чего ей стоило превращение из "Рыжего чертенка" в себя нынешнюю, таинственной сделке с Ириной Дерюгиной и о мужчине, который изменил ее жизнь…
"В большом спорте много грязи"
А начали беседу с разговора о возрасте:
- В 16 лет я представляла, что в 21 выйду замуж, у меня будут дети, а 25-летие казалось уже полной старостью (улыбается). Помню, тогда мы это с Аней Бессоновой обсуждали: когда у кого появится первый парень, кто когда выйдет замуж… Но после окончания карьеры эти мысли вообще улетели. Мы больше думали о реализации себя.
Теперь же я вообще считаю, что с замужеством спешить нельзя. Для меня не важна роспись, белое платье особо не нужно. Для меня важнее, чтобы со мной рядом был тот человек, который будет хотеть детей именно от меня. И я буду ждать, когда наступит этот момент - когда буду готова я и мой мужчина. Ладно, я могу собаку оставить маме, когда улетаю отдохнуть в Монако, а ребенка куда я дену (смеется)? А если серьезно, то всему свое время.
- Расскажите о своей нынешней работе, вы занимаетесь с детьми?
Ирина Ивановна Дерюгина приглашает меня к себе работать, в сборную. Но я не хочу снова в большой спорт. Мои нервные клетки еще не восстановились после карьеры (смеется). Большой спорт - это очень много грязи и нечистых языков, в глаза говорят одно, а за глаза другое. Мне этого хватило. Возможно, позже я открою свою школу с параллельными студиями - для общего развития и профессиональную. Но не сейчас.
"Для украинской гимнастики я не формат"
- Принято говорить, что одна из самых недооцененных гимнасток вашего поколения - это Анна Бессонова. Но, по моему мнению, вы как минимум не меньше пострадали от необъективных оценок. Сами как считаете - то, что вы умели и показывали, по достоинству оценили?
- В тот период, когда мы выступали, сборная России была слабее, чем наша команда. В какой-то период Аню засуживали, не давали то, что она достойна была получать. А что касается меня, то сейчас я понимаю, что делала невозможное: будучи вторым номером команды, занимала 3-5 места.
Да, было тяжело, было больно, иногда не хотелось. Иногда, когда мне говорили, что нужно выходить и выступать для зрителей, я отвечала: "А если мне не будет, что кушать, мне будут зрители помогать?! За что я кусок хлеба куплю?"
Но нужно уметь отпускать. Жизнь вообще несправедливая штука (улыбается). Когда у тебя все гладко и замечательно и ты не знаешь другой стороны, ты никогда не станешь глубже. В принципе нужно начинать разговор с того, что я не знаю, как вообще пробилась с такими-то данными, да еще и на двух Олимпиадах побывала!
- Что значит с таким данными? Данные ведь прекрасные…
- Для украинской художественной гимнастики я вообще не подходила ни по каким параметрам. Наша школа славится классическими девочками: высокими, длинноногими, как Тамара Ерофеева. Я же была другая. Чего ж меня перекрасили в рыжий цвет? Чтоб меня хоть как-то заметили: рыжие волосы, косички, рыжий мяч. Ирина Ивановна Дерюгина создала такую стилистику, на которую обратили внимание. Эдакая "девочка не отсюда".
В детстве на многие соревнования меня не брали и не ставили в групповые упражнения, потому что я не подходила по росту, не формат. Я в течение 5-7 лет каждый день обязательно выпивала стакан яблочно-морковного фреша - лекарство для роста. Я ненавидела этот напиток потом еще очень долго (смеется). Сейчас я чуть ниже Бессоновой и выше своей мамы на 10 сантиметров. Кабаева и Чащина ниже меня на полголовы.
Но я носилась, как Шумахер, я любила гимнастику, очень много трудилась и показывала стабильный результат, это и позволило мне пробиться.
|
"Рядом с этим человеком никогда не превращусь в корову"
- В 2008-м вы закончили карьеру, но спустя два года неожиданно для всех вернулись. Что вас сподвигло?
- Инициатором моего возвращения была Ирина Дерюгина. Она как-то попросила прийти в зал - помочь с детками. А когда увидела меня в хорошей форме, то вдруг предложила вернуться. Естественно, сначала я отреагировала скептически. Но Ирина Ивановна предложила мне интересные условия - выгодную сделку, назовем это так (улыбается).
От меня не требовался результат, да я и сама понимала, что на чемпионате мира мне не дадут никакого места: мое имя перетянет на себя все взгляды, меня будут топить, зато Максименко и Ризатдинова потихонечку начнут подниматься.
И я пошла на это, потому что взамен Дерюгина исполняла мою мечту. Причем никто не верил, что она это сделает. Многие говорили мне, что нужно было подписать контракт, чтобы все было официально оформлено. Но Ирина Ивановна сдержала обещание, было очень приятно.
- Как на первых порах складывалась жизнь вне спорта?
- Тяжело, в какой-то момент думала, что у меня крыша съедет. Я каждый день терзалась: тренироваться или не тренироваться? Перепутала день и ночь. Никто не мог мне помочь, я никого не слушала. А потом начала обрезать волосы: перекрасилась в брюнетку, носила каре, а однажды вообще села с ножницами и обскубала себя до ежика…
Такой период продолжался два года, пока у меня не появился человек, который сейчас рядом со мной. Он мне невероятно помог: своей мудростью, спокойствием, опытом. Я благодарна судьбе за то, что встретила его.
- Это не публичный человек? Мы вас вместе не видим…
- Был когда-то о-о-очень публичный (улыбается). Он разведен, его зовут Олег, и это не спортсмен, больше ничего не скажу (улыбается). Но меня не прячут - мы ходим вместе, летаем, общаемся с друзьями. Я понимаю, что рядом с этим человеком никогда не расслаблюсь и никогда не превращусь в корову. Я работаю над собой каждый день, развиваясь внешне и внутренне.
- Недавно вы продали на благотворительном аукционе в поддержку украинских военных свою первую чемпионскую медаль. 100 100 гривен - фантастическая сумма, если вдуматься…
- Да, наверное, я столько денег за всю свою спортивную карьеру не заработала (смеется). Я, честно говоря, не думала, что будет такой фурор, учитывая, что стартовая цена лота была всего 3 тысячи гривен. Но я рада, что смогла чем-то помочь. Люди писали мне и благодарили, говорили, что деньги действительно дошли. А медаль покупатель мне в итоге вернул. Вот так - чем больше отдаешь, тем больше получаешь.
В ТЕМУ
Наталья Годунко рассказывает…
О РАБОТЕ С ДЕРЮГИНЫМИ
"Без этих людей я бы вообще не состоялась"
- Альбина Николаевна - очень мудрая женщина, она всегда с тобой поговорит, всегда выслушает и даст совет. Найдет такой правильный момент, так точно скажет, что в итоге ты признаешь ее правоту, извинишься и пойдешь работать. Сейчас в своей работе с детьми я очень многое беру от нее. Ирина Ивановна - совсем другой человек, полная противоположность. Она сама знает, чего ей не хватает. Но она говорит: "Я такая, и я ничего не могу с этим поделать". И остается только принимать ее такой, какая она есть. Конечно, иногда бывали конфликты. Но проскакивали с ее стороны и очень теплые моменты, когда она практически была второй мамой. Я ее по-своему люблю, и всегда буду любить и уважать. Без этих людей я бы вообще никак не состоялась.
О СБОРНОЙ УКРАИНЫ И КОНКУРЕНЦИИ С РОССИЕЙ
"Ризатдинова не может защищать страну в одиночку"
- Анна Ризатдинова делает все, что в ее силах. На последнем чемпионате мира она достойно выступила, не допускала серьезных ошибок. Но она же не может защищать одна Украину. Возможно, если Мазур уже который год допускает сильнейшие ошибки и не может достойно защищать страну, то нужно что-то менять? Есть Мульмина, есть Романова. Очень неплохие, стабильные девочки. Почему бы не заменить? В наше время, если бы я не была стабильной, меня бы давно заменили. Нет роста у Мазур, я его не вижу. Хорошая, талантливая девочка, но она может быть еще лучше. Россия сейчас очень здорово работает с предметами, и каким бы патриотом своей страны я не была, я не могу на черное говорить белое.
О СУДЕЙСТВЕ
"Более-менее справедливо"
- Я считаю, что все более-менее справедливо сейчас. Может, со мной кто-то не согласен, но это мое субъективное мнение. Возможно, я кое в чем перехваливаю Кудрявцеву, но я ее очень люблю, она очень хороший, светлый, милый ребенок.
О САМОМ НЕПРИЯТНОМ ЭПИЗОДЕ КАРЬЕРЫ
"Допустила ошибку в Пекине"
- В 2008-м на Олимпиаде в Пекине была ситуация. У меня проверили предмет, поставили печать (это стандартная процедура), и я пошла в другой зал, до выступления оставались считанные секунды. Я даже не переживала – скакалка, мой любимый предмет, легкий. Но тут за мной вдруг прибежала женщина с претензиями на английском: "Вы скакалку не проверили!". Ирина Ивановна ей пыталась объяснить, что предмет уже проверен, но нет – женщина забрала скакалку и ушла с ней. Вернулась через мгновение с улыбкой – мол, все окей. Но любое отвлечение в подобной ситуации – это все! Этот момент меня настолько сбил, что я, конечно же, допустила ошибку. Понятно дело, это никого не волнует. Потом себя корила, что должна была сконцентрироваться лучше. Было очень обидно.
О САМОМ ЯРКОМ ЭПИЗОДЕ КАРЬЕРЫ
"Я типа в истории!"
- Я была невероятно счастлива, когда выиграла Кубок Дерюгиной. Это была моя мечта - получить эту красивую статуэтку. И чтобы в ежегодном буклете всегда было написано, что в 2005-м и 2006-м выиграла Годунко. В том самом буклете, где вписаны имена Витриченко, Серебрянской, Ерофеевой, Кабаевой… Даже когда десять лет пройдет, в 2015-м, все равно напишут мое имя. Я типа в истории (улыбается).
О СВОИХ ПОДОПЕЧНЫХ
"Никогда не кричу"
- Многие подопечные называют меня по имени. Я разговариваю с ними на равных. Иногда могу повысить голос или сказать жестче, но никогда не кричу. Не вижу в этом смысла. Детская психика очень ранима, могут вырабатываться комплексы. Кому-то из детей больше нужна дисциплина, с кем-то нужно больше разговаривать. Но спорт обязательно должен быть в жизни.
О ЛЮБИМОМ ЧЕЛОВЕКЕ
"Никогда не расслаблюсь"
- У него не бывает плохих дней, он не бывает грустным, он никогда не жалуется. Увлекается йогой, много читает, ведет правильный образ жизни, любит музыку, оперу, балет. Он сумел унять смятение, которое у меня было, объяснить, успокоить.
Если мы куда-то едем вместе, я всегда спрашиваю у него: "Кроссовки брать?". Ответ: "Конечно!". Я понимаю, что с этим человеком я никогда не расслаблюсь. Я каждый день продолжаю учиться чему-то новому.
О СЧАСТЬЕ
"Все есть, чего тебе беспокоиться, Наташа?!"
- Я часто еду в машине и думаю: "Боже, я такая счастливая!". Вдохновение приходит прямо в эту секунду. Я понимаю, что у меня все есть: есть любимый человек, есть любимая работа, от которой я при этом не завишу и могу в любой момент уехать. Есть квартира, машина, собака. Моя мама здорова. Я хожу в спортзал, я делаю добро для других людей. Все есть, чего тебе беспокоиться?
Я поняла, что не нужно никуда спешить, просто чувствовать, что ты есть - вот прямо сейчас, и наслаждаться этим моментом. Потому что когда у нас все хорошо, все ровно, нам иногда становится скучно, мы начинаем придумывать, что что-то не так, накручивать себя.
Читаю сейчас в книге: "Мы чувствуем себя несчастными, когда сравниваем себя с теми, кто живет лучше нас. Зачем сравнивать?". Это все материальное, человеку не так много нужно. Чтобы хорошо быть одетым, не обязательно скупать дорогие вещи - можно одеться намного проще и скромнее, а вещи могут носиться намного дольше.
Даже если у тебя хороший заработок, ты не должен разбрасываться деньгами. Ты должен уметь себя контролировать. Сейчас я когда захожу в магазин, одергиваю себя: "Зачем, Наташа? Стоп! У тебя уже много футболок, у тебя уже есть такое пальтишко…" (смеется).
В подобных мелочах учишься контролировать себя и уметь делать выбор. Это важно, потому что в спорте за нас всегда все решали".