Загрузить еще

Любовь на продажу

Любовь на продажу
Фото: Артем ФРАНКОВ, главный редактор журнала «Футбол»
Налью-ка я себе кофейку в любимую черную кружку Chelsea FC, в надцатый раз умилюсь золотому льву с каким-то дрючком, украшающему герб клуба, вспомню, как купил все это богатство в фирменном магазине у стадиона "Стамфорд Бридж" и затаенно вздохну… После чего попытаюсь выдавить из себя несколько нетривиальных строк на тему о том, как важны богатый ассортимент и толковая ценовая политика в области сувенирной продукции.
 
Первое потрясение такого рода я испытал в далеком декабре 1997 года, когда киевское "Динамо" отправилось "добивать" триумфальный групповой турнир в Ньюкасл, и ваш автор впервые в жизни угодил в настоящий клубный store. Глаза, помнится, разбежались настолько, что собрать в кучу удалось только на обратном пути в Украину, а две черно-полосатые чашки по 4 фунта стерлингов штука еще до-олго верой-правдой служили мне, пусть и болел я совершенно за другую команду. Год спустя, попав в Лондон, я на улице купил за 5 фунтов "паленую" (а вы думаете, только у нас торгуют пиратской продукцией?! Фирменное и у них дороже…) уже челсийскую "розу"*, добавил к ней синюю чашку фунта, помнится, за два и был совершенно счастлив. Еще чуть позже понял, что с меня вполне хватает одной чашки, а коллекционирование сувенирки - не мое. Хотя сколько же друзей собирают футболки, брелки, чашки, тарелки, шарфы и пр., храня их дома десятками! Вот они - верные клиенты той индустрии, что при диком капитализме приносит клубам и даже национальным федерациям миллионы и десятки миллионов в различных валютах.
 
Однако я немного забежал вперед, а тогда чашки слегка помогли мне познакомиться с главой Профессиональной футбольной лиги и "Динамо" Григорием Суркисом. Он на пресс-конференции полюбопытствовал, кто это так добросовестно перечисляет виды продукции и цены на них, после чего стал вдумчиво и веско объяснять, как это делается у нас, какие трудности поджидают на пути, чем отличается покупательная способность нашего человека от покупательной способности, скажем, среднестатистического англичанина…
 
Увы, Григорию Михайловичу за долгие годы руководства отечественным футболом так и не удалось по-настоящему разогнать эту чудовищно инертную махину - сдвинуть-то он сдвинул, а вот дальше… Дальше - "ментальный блок". За небольшими исключениями, наши клубы как не зарабатывали на "удовольствии" - человеку ведь радостно держать дома подобную сувенирную символику, верно? - так и не особо стремятся к этому. Полное впечатление, что не верят по-настоящему в такой источник дохода, и "Динамо" тому вечный и укоризненный пример. Просто клуб-гранд на виду всегда, хотя бы поэтому. Хотя здесь стоп, здесь я сам с собой не согласен. Задолбали эти светящиеся всюду псевдоадидасовские одеяния известного происхождения (настоящие дорого стоят!). Во-первых, шататься по улице в спортивном костюме - это просто-напросто моветон. Во-вторых, напялишь на себя даже "аутентик", а все равно будешь выглядеть мелкооптовым торговцем с Троещинского рынка - беда!
 
У меня на работе есть пивные кружки "Динамо" и "Челси", подаренные друзьями, - специально для меня сделали совершенно чудесные вещи. Все-то мы умеем, в идейном плане вообще равных нет - а вот внедрить в массовом порядке, так, чтобы затоварить всех и вся, как велит "невидимая рука рынка", это к кому-нибудь другому.
 
Думаете, россияне - исключение? Ха.
 
* Шарф с клубной символикой довольно произвольного дизайна, иногда выпускаемый под конкретный матч. В то время это было ого-го как непривычно!