Фото: Ситуацию со сроками сдачи в эксплуатацию стадионов президент УЕФА Мишель Платини держал на личном контроле. Вот только сейчас они используются не на 100 процентов своих возможностей. Фото: УНИАН
Не так сталось, как мечталось
После объявления Украины и Польши странами, которые принимают Евро-2012, Украина только и делала, что готовилась к этому событию. Вначале чиновники несколько лет строили воздушные замки, потом за последние два года в авральном темпе реконструировали аэропорты, ремонтировали дороги, строили стадионы и запускали скоростные поезда.
На подготовку к Евро-2012, по официальным данным, было потрачено 5 миллиардов долларов. Даже после окончания чемпионата чиновники выделяли деньги на достройку тех или иных объектов. И хотя сумма бюджетных расходов нашей страны в 7 раз ниже, чем в соседней Польше, многие задаются вопросом: а нужно ли было вкладывать такие деньги в инфраструктурные проекты, которые сейчас не работают в полную силу?
Например, тот же донецкий аэропорт, на который было потрачено около 4 миллиардов гривен, стоит практически пустой. Похожая ситуация и в других городах. Даже в "Борисполе" наблюдается излишек площадей…
Двоякое отношение и к скоростным поездам, которые запустили перед самым чемпионатом. Одни жаловались на их дороговизну, другие - на то, что они часто выбивались из графика. Корейские составы не могли выдержать нашей зимы и регулярно ломались из-за низких температур. Однако есть и те, кто с удовольствием пользуется их услугами.
К положительным моментам проведения Евро-2012 можно отнести улучшение имиджа страны в глазах иностранных болельщиков и туристов. Многие из них восхищались гостеприимностью наших сограждан, что способствовало увеличению туристической привлекательности Украины.
Хотя все те, кто думал нажиться на иностранных туристах и устанавливал космические цены на проживание, пролетели. Европейские болельщики оказались прижимистыми ребятами, которые готовы считать каждую копейку. Те же шведы вместо того, чтобы снимать номера в отелях по 500 евро, селились в палаточных городках.
- Экономический эффект от проведения Евро-2012 получился слабым, - признает экономист Александр Охрименко. - Построенные стадионы и аэропорты оказались не востребованными. Нереально сделать из Украины Мекку международного спорта, и это факт. У нас нет самого главного - традиции. Украина - это не Англия и даже не Бразилия, где большая часть населения действительно тратит большие деньги на спортивные соревнования. Думаю, было бы лучше, если бы строили не стадионы, а дороги. Это дало бы больший эффект. Основная причина, которая сдерживает иностранных туристов от визитов в Украину, - отсутствие соответствующей инфраструктуры. Просто туристам у нас по большому счету нечего делать, и поэтому особого желания ехать к нам не наблюдается. Положительный эффект от Евро-2012 получила только Западная Украина. Там количество туристов из-за рубежа из той же Польши существенно выросло. Кроме того, Западная Украина в отличие от других регионов оказалась более подготовлена к приему туристов как с точки зрения сервиса, так и с точки зрения наличия достопримечательностей. Как бы там ни было, Евро-2012 - это уже история, и лучше эти ошибки не повторять.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
1,4 млн зрителей посмотрели матчи Евро-2012 на стадионах. Это рекорд для европейских чемпионатов, во время Евро-2008 их было меньше - 1,14 млн человек.
3 млн болельщиков посетили фан-зоны в Киеве, Харькове, Донецке и Львове. В фан-зонах Польши побывали 2,5 млн человек.
В 3 раза выросло количество операций по иностранным картам в банкоматах городов, принимающих Евро-2012.
70 новых отелей было построено в стране перед Евро.
100 евро - столько в среднем тратил турист за день чемпионата.
КИЕВ
Хостелы закрывают, невесты уезжают
Единственными объектами Евро-2012, которые приносят пользу городу после чемпионата, остаются мосты и дороги. Они благодаря новому покрытию относительно легко пережили зиму и весну, а прелесть новых мостов киевляне оценили, когда разобрались с новой разметкой и указателями.
Хостелы, выросшие в Киеве как грибы после дождя, напротив, массово закрываются: уже закрыто 15% и еще 10% - выставлено на продажу. Вместо болельщиков там живут залетные гастарбайтеры, которые в свободное от плиточно-отделочных работ время терроризируют старушек и молодых мам из окрестных домов.
- Закрытие хостелов абсолютно логично. Они не нужны городу. Да и было бы наивно надеяться, что после чемпионата к нам хлынет толпа иностранцев и хостелы будут забиты народом, как это было во время Евро, - рассказал "КП" председатель Ассоциации малых отелей и апартаментов Украины Роман Пономаренко.
Впрочем, многие киевляне чемпионат вспоминают с удовольствием. На улицах можно было пить пиво и кричать футбольные речевки. К тому же Киев превратился в "супермаркет женихов".
- Я на чемпионате встретила своего будущего мужа и через месяц уезжаю во Францию, - поделилась с "КП" Дарья Казанцева.
Почти год на Ясногородской страусиной ферме живет один из героев Евро-2012 - хряк-предсказатель Фунтик. В меню у хряка больше нет кукурузных палочек, по которым свин угадывал победителей матчей. Теперь только полезная еда - 2 кило салата из разной травы и 4 кило комбикорма.
- Осеменитель из него уже никакой - возраст и стрессы дают знать свое, поэтому с соседями-свинками у них чисто платонические отношения, - улыбается ветеринар фермы Николай Березюк. - Сколько лет осталось Фунтику - неизвестно. До такого 3-летнего возраста свиньи обычно не доживают. Их или режут на сало и мясо в 8-10 месяцев, а семенные становятся негодными в 3 года.
Так что хряк уже везунчик - благодаря Евро-2012 жизнь ему продлили на несколько лет!
Как ни крути, но для болельщиков Евро-2012 стал праздником. Фото: УНИАН
ДОНЕЦК
Фан-зону арендуют проповедники
Самым невостребованным объектом, оставшимся после Евро, можно считать огромную площадь у стадиона "Шахтер". Здесь в прошлом году была разбита фан-зона. Перспективы ее использования, по словам представителей властей, тогда были весьма оптимистичны. Говорили о возможности проведения различных ярмарок, фестивалей и даже представляли местом дислокации для передвижных зоопарков. В реальности ничего этого не произошло. Лишь недавно здесь появились первые признаки жизни - картингисты разбили маршрут. А к концу июня фан-зону отдадут проповедникам.
Не стал, как планировалось, перевалочным пунктом между Европой и Азией донецкий аэропорт им. Прокофьева. При его строительстве прогнозировалось, что мировые авиакомпании пересмотрят свои маршруты и откроют рейсы, связывающие два континента, именно в Донецке. Пока не вышло. При реальной загрузке в 1 млн пассажиров в год он рассчитан на 10 млн пассажиров.
Вот и стоят залы комплекса полупустыми. Видимо, желая хоть как-то их заполнить, здесь периодически открывают различные выставки и даже проводят соревнования по авиамодельному спорту.
Еще один несбывшийся прогноз - в Донецк начнут ездить туристы. Много. И богатые. Не получилось - не поехали. Следовательно, нет аншлага во множестве открывшихся гостиницах и наплыва клиентов в кафе и ресторанах города.
- Наивно было бы предполагать, что после чемпионата к нам хлынет поток богатых европейских туристов. Там до сих пор относятся к Украине в целом и к Донбассу в частности как к месту, более подходящему для экстремального туризма. К тому же при подготовке к турниру допустили стратегическую ошибку - не было никаких предложений по промышленному туризму - экскурсии на меткомбинаты, спуски в шахты, наконец восхождение на терриконы. Это фишки, способные стать эксклюзивным предложением. Поток туристов сейчас увеличился разве что из России, но это с Евро никак не связано, люди едут к нам на шопинг, - рассказали "Комсомолке" в одном из турагентств Донецка.
Впрочем, сами дончане вспоминают о минувшем чемпионате с теплотой. Время, когда можно было пить пиво на улице, не боясь милиции (хоть и только в фан-зоне), а общественный транспорт ходил четко по расписанию, оставило у горожан самые лучшие воспоминания. Да и власти говорят о чемпионате скорее позитивно, чем наоборот.
ЛЬВОВ
Для стадиона ищут спасителя
Что делать с построенным во Львове новым стадионом, сегодня не знает никто. Вернее, многим известно, что спасение арены заключается в привлечении щедрого инвестора или футбольного клуба, но перспективы как для первых, так и для вторых здесь довольно мрачные. У единственной львовской команды, которую можно представить на стадионе такого уровня, "Карпат", денег на содержание роскошной арены нет. А инвестор на "пустой" стадион, на котором никто не играет, идти не хочет.
Еще один способ спасти арену - проводить на ней концерты или конференции. И этот план начал воплощаться в жизнь только недавно: в первый день лета целый стадион собрало выступление "Океана Эльзы". Может быть, исходя из успешного опыта коллег, на стадион поедут и другие звезды. Но гарантий нет. Арена не может себя содержать самостоятельно, из-за чего пару месяцев назад там даже чуть не отключили электроэнергию.
Менее чем через год после Евро-2012 начал ломаться весь транспорт, закупленный для иностранных болельщиков. Его одноразовость львовяне ощутили на себе: красивые автобусы с логотипами чемпионата то и дело выходили из строя, а отечественный производитель отказывался их ремонтировать. Они оказались просто неспособны выдерживать реалии львовских дорог и морозы.
Дороги - еще одна вечная проблема Львова, их качественно исправить не помогла даже подготовка к Евро-2012.
ХАРЬКОВ
"Оранжевое дежавю"
Аэропорт благодаря Евро-2012 получил огромный импульс для развития. Сегодня в расписании аэропорта только на вылет 47 рейсов.
Если в Харьков снова приедут голландские болельщики - их земляки-футболисты здесь провели три матча, - они наверняка не заблудятся в городе-миллионнике. В метро сохранили англоязычные указатели, в некоторых районах на домах так и висят надписи на иностранном (Avenue Peremohy выглядит немного анекдотично). Сориентируются люди "из-за бугра" и в местном общепите - многие рестораны продублировали меню на английском перед ЧЕ да так и оставили.
К сожалению, с харьковскими дорогами не сложилось - ни до Евро, ни после него. Чуть в сторону от крупных магистралей - и уже можно отбить почки на кочках.
- Город до сих пор не получил причитающиеся сотни миллионов гривен по программе Евро-2012, - объяснил "Комсомолке" заслуженный экономист Украины Леонид Рубаненко. - Индикатором ситуации можно считать проспект Гагарина, где до сих пор не уложен верхний слой асфальта и над проезжей частью "вспухли" люки. И деньги за новые автобусы и троллейбусы никак не вернут - кредит все продлевается. Сегодня у государства денег нет, казначейство не проводит даже то, что уже имеется на счетах у города...
Упомянутый проспект Гагарина вообще являлся главной автомагистралью чемпионата, и автобусы с футбольными командами передвигались по нему зигзагами из-за торчащих люков. Ничего не поменялось до сих пор: проспект все так же опасен для транспорта.
Впрочем, просто по-человечески харьковчане довольны Евро, вспоминать о нем людям приятно. В прошлом году голландцы устроили в Харькове три масштабных шествия от фан-зоны до стадиона. Спортивные чиновники хотят воскресить яркие впечатления, на 17 июня назначили "оранжевое дежавю" с маршем. Мэрия обратилась в посольство Нидерландов, правда, насколько известно "Комсомолке", фаны сборной Голландии пока не пакуют чемоданы для поездки в Харьков.
ГО-О-ОЛ!
Тренерские рокировки
Блохин после турнира проработал всего 3 месяца и ушел по собственному желанию в "Динамо". Фото: УНИАН
В чисто футбольном плане год после Евро выдался урожайным на перестановки и перемены.
Григорий Суркис, который 12 лет бессменно возглавлял Федерацию футбола Украины, ушел со своего поста. Президентом ФФУ был избран Анатолий Коньков. Впрочем, как показали последние события, у Григория Михайловича весьма амбициозные планы на свою дальнейшую футбольную судьбу: на очередном Конгрессе УЕФА Суркис стал вице-президентом этой организации.
Эпоху перемен пережила и сборная Украины. Олега Блохина, который руководил национальной командой во время домашнего чемпионата Европы, позвали в родной клуб - киевское "Динамо". При этом Олег Владимирович обещал совмещать до конца 2012 года две должности, но судьба распорядилась иначе: Блохин угодил на больничную койку и перенес весьма серьезную операцию. Сборной же в это время с приставкой "и.о." поочередно руководили Андрей Баль и Александр Заваров. При этом ФФУ продолжала поиски нового рулевого и даже сделала "ход конем" - предложила стать тренером сборной ее едва закончившему игровую карьеру капитану - Андрею Шевченко. Андрей Николаевич после нескольких дней раздумий ответил отказом.
Получил предложение поработать с украинской командой в свете перспектив поездки на чемпионат мира-2014 Гарри Реднапп, но англичанин предпочел нашей сборной работу у себя на родине - в "Куинз Парк Рейнджерс".
Список кандидатов и их число продолжали меняться (одно время говорили о 30 кандидатурах), пока на финишную прямую не вышли двое - швед Свен-Ёран Эрикссон и украинец Михаил Фоменко. В итоге место на тренерской скамье занял тот, кто и руководил поисками наставника, - Фоменко, глава комитета сборных.
Под руководством Михаила Ивановича национальная команда благодаря победам над Польшей и Молдовой сумела сохранить уже почти было ускользнувшие из рук шансы на поездку в Бразилию, а на прошлой неделе размялась перед очередным отборочным матчем ЧМ-2014 на соперниках из Камеруна (0:0).
Собственно, и состав национальной сборной уже не тот, который сражался на домашних полях против французов, англичан и шведов год назад. Андрей Шевченко повесил бутсы на гвоздь и после неудачного похода в политику взялся за клюшку для гольфа. Объявил об окончании международной карьеры Александр Шовковский, который не смог сыграть на Евро из-за травмы. Завязал с выступлениями в национальной команде Андрей Воронин, после чего пережил не самый удачный в карьере год - почти все это время восстанавливался после опасного перелома носа и теперь, так и не закрепившись в немецкой "Фортуне", возвращается в московское "Динамо".
Этот веб-сайт использует cookies для улучшения взаимодействия с пользователем при посещении веб-сайта. Использование веб-сайта означает согласие с его политикой cookies