1. Двадцать лет на воде
История проведения чемпионата мира по гонкам на моторных катерах в классе F1 началась в 1962 году. Именно тогда были спроектированы первые спортивные катамараны. Но первая официальная гонка прошла только в 1981 году в Монте-Карло. Катера поделили на два класса: OZ - без ограничения объема двигателя (как правило, от 3600 до 4500 куб. см) и ON - с двигателем до 2000 куб. см. В среднем шестицилиндровые двигатели болидов могут выдавать до 500 лошадиных сил, что сравнимо с мощностью "Феррари".
Важный момент - к гонкам допускаются пилоты только высшего класса, имеющие суперлицензию Международного союза водно-моторного спорта (UIM).
2. F1H2O - спорт для миллионеров
Участие в самых престижных гонках в современном водно-моторном спорте - дело очень дорогое. На создание болида может уйти до 100 миллионов долларов! В работе участвуют целые лаборатории и многочисленная армия специалистов.
Не дешево обходится и обслуживание катера. Все запчасти делают только под заказ, имеют сверхточные характеристики и готовят из специальных материалов. В качестве топлива применяют специальный авиационный бензин AV Gas с октановым числом 100 при добавлении двух процентов гоночного масла. За час двигатель сжигает до 150 литров супертоплива. Использование любого другого бензина или каких-либо добавок категорически запрещено. Если найдут - гонщика дисквалифицируют на год.
В среднем один день заездов для команды F1 обходится в 2 млн долларов, и это без учета возможной аварии. Плюс транспортировка болидов по всей планете. Чтобы обеспечить участие в гонках, хозяевам команд приходится вкладывать до 300 миллионов долларов за сезон.
3. В болиде - как в истребителе
Дизайн катера спроектирован таким образом, что между водой и лодкой создается воздушная подушка. Это не только уменьшает трение о воду, но и увеличивает скорость. Рулить таким болидом на скорости более 240 км/ч дело не простое. В отличие от автомобильной "Формулы", у катеров нет тормозов, все повороты проходят на скорости 150 км/ч. Малейшая ошибка может стоить пилотам не только катера, но и жизни. Аварии на водных трассах не редкость - в среднем несколько раз за гонку.
По словам спортсменов, за 4 секунды разгона от 0 до 100 км/ч они испытывают нечто схожее с ощущениями пилота сверхзвукового истребителя.
4. Космические технологии
Длина водного болида - 6 м, ширина - 2 м. При этом катер весит всего 390 кг. Такого минимального веса удалось достичь благодаря сверхпрочному и легкому корпусу из углеродного волокна и кевлара. Эти материалы применяют при изготовлении космических кораблей. К примеру, кевлар, из которого делают современные бронежилеты, в пять раз прочнее стали. Ведь малейшее касание лодок друг о друга, учитывая запредельную скорость, может привести к трагедии.
5. В Вышгороде увидим водного Шумахера
Как и в классической F1, гонки на катерах имеют своих чемпионов и свои легенды. Уже в ближайший уикенд тысячи зрителей в Вышгороде смогут наблюдать за лидером текущего чемпионата мира, экс-чемпионом планеты, легендарным американцем Джеем Прайсом. Приедет к нам и действующий чемпион мира финн Семи Селио. После трех этапов в Катаре, Португалии и России он находится на 8-й позиции. Также в Вышгород прибыла настоящая легенда водной F1 - трехкратный чемпион Северной Америки, четырехкратный чемпион мира американец Скотт Гилман, которого называют водным Шумахером. В 2007-м по состоянию здоровья он покинул спорт и стал менеджером команды ОАЭ. Но на прошлом этапе в Казани Скотт таки решился сесть в болид. Так что не исключено, что и мы увидим легенду на трассе.
Всего в гонках примут участие 9 команд из Италии, США, ОАЭ, Катара, Швеции и России. Среди пилотов есть и женщина - норвежка Марит Стромой. Прошлый этап F1, который проходил в Казани, выиграл итальянский гонщик из команды Катара Алекс Карела.