13 ноября
Загрузить еще

Почему украинским судьям не верят в Европе?

Почему украинским судьям не верят в Европе?
Фото: Коллина пока еще не смог решить всех проблем в нашем футболе. Фото УНИАН.

Вынужден сообщить вам пренеприятнейшее известие: наша гордость - домашний чемпионат Европы по футболу в 2012 году, скорее всего, пройдет без участия украинских футбольных судей. В то время как у наших соседей и партнеров - поляков - есть минимум три полноценные бригады арбитров, готовых обслуживать матчи самого высокого уровня. Как же это произошло? Наш футбол более чем уважаем в мире. С украинскими клубами считаются признанные гранды. Наших игроков покупают такие клубы, как «Барселона», «Милан», «Челси», «Ливерпуль», «Бавария». Но как только заходит речь об украинских футбольных арбитрах - в Европе в лучшем случае просто молчат. В худшем - скептически улыбаются.

Не спасло положение вещей даже приглашение авторитетного в прошлом арбитра, а ныне главы судейского комитета УЕФА итальянца Пьерлуиджи Коллины на такой же пост, но при Федерации футбола Украины. Этот шаг со стороны ФФУ был явно вынужденным. К моменту приглашения Коллины на должность «главного по судьям» доверие к украинским арбитрам упало ниже «уровня плинтуса». Все помнят, что практически все владельцы клубов украинской Премьер-лиги на тот момент выражали, мягко говоря, недовольство тем произволом, который творился в судейском корпусе. И по полной программе пользовались возможностью потребовать для обслуживания матчей иностранного судьи, так как к отечественным арбитрам доверия не было никакого. Коррупция и просто низкий уровень судейства (а зачем судить хорошо или честно, если деньги получены за совершенно другое и требуется от тебя одно - обеспечить результат «нужной» команде всеми мыслимыми способами?) - вот основные «достижения» украинского футбола в последние годы.

Апофеозом провала украинской футбольной школы арбитров является отвратительный случай, произошедший с самым авторитетным (до недавнего времени) судьей Украины Олегом Ореховым. Его дисквалифицировали пожизненно, запретив заниматься любой (!) деятельностью, связанной с футболом. Чем же так провинился судья? А он просто имел неосторожность встретиться в одном из киевских ресторанов с представителями так называемой букмекерской мафии. Ему предложили взятку, чтобы он обеспечил нужный результат в матче, который украинцу предстояло обслуживать (поединок между швейцарским «Базелем» и болгарским ЦСКА). Орехов якобы ее не взял. По крайней мере доказать факт взяточничества никто не смог. Да вот только для чиновников УЕФА сам факт встречи с «темными личностями» стал достаточным поводом для отстранения судьи. Не доложил сразу «куда надо» - уже виноват по определению! Теперь доказывай, что ты не верблюд в другом месте. И это место - не европейский футбол. Ну не верят нам в Европе вообще, увы… И лишь с приходом Коллины  произошли долгожданные изменения в структуре ФФУ. Колоритный итальянец, добившийся за годы своей успешной карьеры (шесть раз признавался лучшим арбитром мира!) такого положения, что вполне может себе позволить быть не зависимым от кого бы то ни было, взял инициативу в свои руки. Именно по настоянию Коллины Комитет арбитров стал по-настоящему  независимым от руководства федерации, о чем в былые годы можно было только мечтать.

Успех? Пока лишь небольшой. Останавливаться на достигнутом ни в коем случае нельзя. 27 января в Киеве на исполкоме Федерации футбола Украина должна формально подтвердить присоединение нашей страны к судейской конвенции УЕФА. Кстати, в результате длительного неприсоединения к этому комитету ФФУ теряла около 100 000 евро ежегодно, которые перечисляет УЕФА всем федерациям, присоединившимся к конвенции. 

На словах, наш футбол давно хотел присоединиться к футбольной судейской общественности Европы, но не мог это сделать по одной причине. Для этого необходимо менять структуру федерации - объединять в отдельный комитет существовавшие до этого комитет арбитров и комитет инспекторов. Такое объединение пошло бы на пользу футболу, но, возможно, нарушило бы существующие схемы руководства федерации.