После победы в розыгрыше Кубка УЕФА интерес к донецкому «Шахтеру» в Западной Европе вырос в разы. Многим стало просто интересно, что это за место, где на год поселился один из престижнейших европейских трофеев.
Рассказать и показать, что такое «Шахтер» и Донецк, взялись немецкие журналисты, приехавшие на восток нашей страны для того, чтобы снять документальное кино.
- Мы снимали этот фильм два года. То, что «Шахтер» выиграл Кубок УЕФА, конечно же, станет дополнительной рекламой для фильма, но цель была не в этом - мы хотели показать роль клуба в жизни региона, ФК как социальный феномен. Кстати, во время финала в Стамбуле я даже не знал, за кого болеть - с одной стороны, «Шахтер» - команда, к которой у меня возникла глубокая симпатия, с другой стороны «Вердер» - клуб, за который болеет мой отец, - сообщил нам режиссер картины Якоб Пройс.
- Наш фильм пока не имеет названия. Рабочей версией было «Другое «Челси»: донецкая история». В Западной Европе, по большому счету, никто не знает, кто такой Ринат Ахметов, ничего не знают и о Донецке. С помощью параллели с другим популярным европейским клубом, для которого очень многое делает российский миллиардер Роман Абрамович, мы планировали подойти к созданию нашего фильма. Но в ходе работы отказались от этой идеи - у вас совсем другая история. Ведь для Ахметова это клуб его родного города, и сравнивать его руководство «Шахтером» с Абрамовичем и «Челси» было бы неверно. Поэтому сейчас мы только определяемся, как назовем наш фильм. Будем рады выслушать предложения и от читателей «КП», - рассказывает режиссер.
- Кто стал основными героями вашего фильма?
- Мы пытались сделать некий портрет региона. То есть нас интересовал социальный феномен, поэтому наши главные герои - это простые люди, шахтеры. Мы выяснили, чем они сейчас живут, что думают о происходящем в стране. Кроме того, рассказали о футбольном клубе «Шахтер». Нам был интересен феномен клуба, который добился таких успехов при помощи своего президента.
|
- Вы встречались во время съемок фильма с Ахметовым?
- Нет. У нас не было цели взять у него интервью. Гораздо интереснее - пообщаться с простыми людьми. Все-таки богатые люди, как правило, очень закрытые и слишком тщательно обдумывают все сказанное. Из первых лиц Донбасса мы общались только с Николаем Левченко, секретарем Донецкого городского совета.
- Что вас потрясло во время съемок фильма?
- Больше всего удивило настроение людей. Все знают, что общество больно, но тем не менее уверены, что ничего не изменится. Страшно это видеть! Но есть моменты, которые порадовали. У вас люди открыто говорят о системе, и это допускается властью. И поэтому Украина так интересна сейчас для Европы. Удивило еще то, что в стране пытаются противопоставить запад и восток страны, как добро и зло. Это полная чушь!
В Донецке режиссер отснял около восьмидесяти часов материала, сейчас идет монтаж. Но уже в следующем году Якоб Пройс собирается презентовать свой проект. Кроме того, фильм о Донбассе планируют отправить на фестивали документального кино, в частности на всемирно известный «Берлинале».
Фото из архива «КП»